Особенности радио как канала коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Роль СМИ в современном обществе заметно возросла и в последнее время к ним проявляют все больший общественный интерес, в частности к радиовещанию. В мире, где правят средства массовой информации так сложно выбрать оптимальный, удобный, достоверный , а главное – надежный источник, который будет своевременно, качественно и адекватно предоставлять то, что сейчас самая большая ценность для любого современного человека – информацию. Таких источников сейчас великое множество: телевидение, газеты, Интернет, а также радио. Информация передается в живом времени и реципиент может получать ее находясь практически где угодно: в машине, в парикмахерской, на работе, через Интернет, музыкальный центр, мр3 плеер и т.д.

Содержание работы

Глава 1. Радиовещание и аудитория 6
2.1. Особенности контакта 6
2.2. Восприятие радиоинформации 12
Глава 2. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ. ………………………………………………………………..…14
2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ…………………………………………………………………….14
2.2 Функции радиовещания………………………………………………..18
Глава 3. Приложение............................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

особености радио как канала коммуникации.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Работа радиожурналиста  над материалом для эфира связана  с учетом возможностей человеческой памяти. Запоминание – способность  сознания закреплять, удерживать в  течение какого-то отрезка времени  фрагменты информации. Это своеобразный аккумулятор жизненного опыта человека. Однако следует учитывать, что он имеет определенную, отнюдь не беспредельную емкость – физиология и здесь ставит свои границы в виде некоторых предохранителей от перегрузки.6

Существует несколько  видов памяти: оперативная – сохраняющая некую сумму фактов, единиц информации в пределах лишь одного коммуникационного акта (например, чтобы понять смысл единичного сообщения в информационном радиовыпуске); кратковременная – фиксирующая информацию на время, пока она актуальна для данной жизненной ситуации; долговременная – входящая в базовую сферу сознания личности, где закреплены убеждения, установки отношения к действительности, критерии жизненных ценностей, стереотипы и т.д. Хотя коммуникационный эффект журналистская практика связывает с закреплением материала именно в долговременной памяти, понятно, что из всего огромного массива поступающей каждый день информации в ней оседает лишь ее незначительная часть. Этот вид памяти загружается методом постепенного, длительного накопления. В повседневной же работе радиожурналисту приходится ориентироваться на оперативную память. Этот фактор, это умение – один из критериев профессионализма в установлении надежного контакта с аудиторией.

Темп подачи информации в зависимости от ее сложности, приемы разъяснения и повторов, используемая лексика, звуковое качество материала – все эти параметры передачи должны обеспечить ее удобослушаемость, т.е. соответствовать психофизическим возможностям аудитории. Журналистская практика7 показала, что человек плохо воспринимает такие трудно уловимые на слух детали, как цифры, имена, названия, термины, если они не используются предельно экономно и не разъясняются. Так, услышанное в новостях сенсационное заявление какого-нибудь видного деятеля будет сведено к нулю, если вниманием не зафиксировано, кто именно это заявление сделал. Во избежание этого при компоновке новости на радио применяют прием предварительной активизации интереса слушателя: сначала излагается ключевой момент заявления, потом следует имя его автора, а затем развитие темы с повторным упоминанием имени, если сообщение носит пространный характер.

 

1.2. Восприятие радиоинформации

 

Современный человек  существует в мире звуков окружающего  его мира. Электронные массовые коммуникации пробуждают у человека ранее неизвестные ему представления и ассоциации и пробуждают новые эмоциональные переживания. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей.

Ориентированность радио  исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Преимуществом акустичности радио являются: сравнительная легкость восприятия устного текста8.

Следующим по важности отличием радио от других средств массовой информации и коммуникации является синхронность9. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», - эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему (реципиенту) таких требований как переписка с газетой или журналом.

Отличительной особенностью радиовещания также является его распространенность. И не мудрено. На данный момент, радио является самым доступным и дешевым средством массовой информации из всех существующих в современном мире.

Также стоит заметить, что радио ненавязчиво. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, управлять автомобилем, например. То есть радио можно слушать в фоновом режиме, оно не столь требовательно к людям, чтобы те в свою очередь предельно концентрировали свое внимание, даже радионовости практически лишены аналитических материалов, а основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное мнение, а всего лишь осведомленность о существовании предмета передачи.

Радио оказывает несомненное  психологическое влияние на людей. В системе средств массовой информации радио, ориентированное прежде всего  на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.10 Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные.11 Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем  самым дает работу и мышлению, и  неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Глава 2 .  Особенности радио как  канала коммуникации в сравнении  с другими СМИ.

  2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ.

 

Выбирая между доступными рекламоносителями, рекламодатели  обращаются к средствам массовой информации не только в силу традиций. Во взаимодействии с аудиторией у каждого СМИ проявляются свои достоинства и недостатки, которые оказывают существенное влияние на выбор рекламодателей. Важно помнить, что на рынке рекламы средства массовой информации конкурируют не только с внешними – по отношению к системе СМИ – медиасредствами, но и друг с другом. В конкуренции СМИ на рынке рекламы решающую роль играют их типологические характеристики, которые влияют и на особенности рекламы в СМИ.

По данным Британской организации Audience Research Board и Committee of Advertising Practice, можно сделать вывод , что у радио есть такие особенности , которые не уступаю телевидению и прессе.

 

  • ТВ; типичны 30-секундные перерывы для рекламы.  Рекламодатели выбирают именно этот источник , потому что :

 

–    Предоставляет  доступ к национальной аудитории

 

–        Позволяет взаимодействовать с  региональными аудиториями

 

–        Способствует творческой фантазии

 

–        Цифровое вещание  сужает аудитории, но предоставляет  доступ к более четким сегментам зрителей

Но потребители , это люди , имеющие  намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или  использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно для рекламодателя важно мнение потребителя, он должен подавать информацию ту, которую человек хочет видеть . Для этого ему нужно выделить целевую группу.  Потребители обычно , сидя за просмотром телевизора :

–        Переключают  каналы

 

–        Смотрят  вместо ТВ видео

 

–        Критикуют  рекламу за глупость и низкое качество

 

–        Путают рекламные  бренды

 

–        Фрагментируются  по мере развития цифрового вещания

 

 

  • Радио; типичны 10–30-секундные рекламные перерывы. Хорош потому что :

 

–        Встраивает рекламные объявления в  ежедневную рутину (завтрак, поездки  на автомобиле) и конкретный район

 

–        И мест относительно дешевое размещение

Потребитель:

 –        Имеет большой выбор радиостанций

 

–        Не запоминает дешевые рекламные  объявления

 

–        Сохраняет приверженность некоммерческим радиостанциям

 

 

  • Пресса: газеты, журналы:

 

–        Предлагает регулярную публикацию

 

–        Имеет четко определенную аудиторию

Потребитель прессы:

–        Пролистывают скучные объявления

 

–        Имеют большую свободу выбора содержания внутри газет и журналов

 

Растущая по мере появления  новых СМИ и новых медиасредств конкуренция на рынке рекламы  приводит к необходимости внимательного изучения всех существующих возможностей. Рекламодатели, проводя отбор медиасредств для эффективной кампании, изучают СМИ по нескольким важнейшим направлениям:

 

 

характеристики аудитории  СМИ;

 

охват аудитории конкретным СМИ;

 

степень доверия аудитории к СМИ;

 

экономическая эффективность  рекламы. .12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Функции радиовещания

 

Слово функция словари  трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Опираясь на это  определение, рассмотрим разнообразные функции радиовещания. Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом:

    • Информационные: собственно информационная функция,  рекламная;
    • Обеспечивающие социальное управление обществом:  интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская;
    • Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская,  функция развлечения – рекреативная.13

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании функций радиовещания.

1.Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.14

Регулярное получение  социальной информации стало для  человека необходимым условием полноценного участия его в современной  жизни. Информационные выпуски, состоящие  из репортажей и устных сообщений  о том, что произошло в последние  часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.

Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Существует мнение, что  рекламная функция появилась  в отечественном радиовещании только в последнее десятилетие XX века. Однако это не так. Реклама зазвучала  в эфире еще с середины 20-х  годов. Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

Функции, обеспечивающие социальное управление обществом. Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), – речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.15

2.В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций:16

    • Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция. Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, воспитывать личность. Уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление;
    • Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире – переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны;
    • К указанной функции формирования общественного мнения примыкает очень важная функция – функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, вещательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов.17
    • Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано с природой самого воспитания – сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процессом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция.18

Информация о работе Особенности радио как канала коммуникации