Особенности радио как канала коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Роль СМИ в современном обществе заметно возросла и в последнее время к ним проявляют все больший общественный интерес, в частности к радиовещанию. В мире, где правят средства массовой информации так сложно выбрать оптимальный, удобный, достоверный , а главное – надежный источник, который будет своевременно, качественно и адекватно предоставлять то, что сейчас самая большая ценность для любого современного человека – информацию. Таких источников сейчас великое множество: телевидение, газеты, Интернет, а также радио. Информация передается в живом времени и реципиент может получать ее находясь практически где угодно: в машине, в парикмахерской, на работе, через Интернет, музыкальный центр, мр3 плеер и т.д.

Содержание работы

Глава 1. Радиовещание и аудитория 6
2.1. Особенности контакта 6
2.2. Восприятие радиоинформации 12
Глава 2. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ. ………………………………………………………………..…14
2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ…………………………………………………………………….14
2.2 Функции радиовещания………………………………………………..18
Глава 3. Приложение............................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

особености радио как канала коммуникации.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

3.Культурно-просветительские функции.19 Решая многообразные культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них:

    • Эстетическая функция. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радиожурналистики (разумеется, в том случае, если они соответствуют высоким критериям и специфике радио как средства массовой информации и инструмента культуры). К ней относятся яркая образная речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в своем воображении представить их в мельчайших деталях, и возникающий вследствие этого эффект присутствия; элегантность композиции всей передачи и ее отдельных фрагментов; убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шумов;
    • Функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела новую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда;
    • Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы. Большинство развлекательных, или рекреативных, радиопрограмм находится, как правило, за пределами журналистики. Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами.20 Сформировав таким образом свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпуски. Но развлекательность (она же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач – вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе художественного материала. Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания. Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение. Как известно, юмор – обязательное свойство ведущего развлекательных программ. К сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить – в малограмотную бестактность по отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории.21

 

 

Глава 3 . Приложение.

Целью данного исследования явилось выявление отношения и предпочтение респондентов к радиовещанию как к особому аудиальному каналу коммуникации.

Метод исследования: анкетирование.

Место проведения опросов: Новосибирск.

Исследуемая совокупность: Респонденты от 18ти до 45 лет

Объём выборки: 50 респондентов.

 

Составив анкету с  десятью вопросами ,я решила выявить  эффективность радио, на сколько  люди доверяют , пользуются им . По результатам проведенного анкетирования стало видно что люди лучше всего воспринимают информацию либо визуально ,либо визуально и аудиально вместе. Радио, по-мнению людей, не является достоверным источником,  большинство людей , отметили телевидение и прессу в равных количествах источниками, которым они доверяют.

 

Люди почти перестали  слушать радио , произошло все  это в результате появления интернета , и наибольшей возможность получать информацию по средствам телевидения. Раньше у людей было всего 2 источника получения новости , не считая бабы Зины у подъезда: это 2 канала на телевидении и радио , которому они доверяли больше всего. Сейчас люди получают информацию через интернет, потому что большинство людей проводят время на работе , с друзьями ,у них нет времени на просмотр выпуска новостей . Есть такие , кто слушает радио во время поездки , в пробках , но это очень маленькое количество людей , потому что сейчас на радио , большинство времени куплено рекламой , так как это самый дешевый источник.  Людям хочется слушать музыку и новости , а вместо этого они слушают рекламу, из 50 опрошенных из них 36 хотят только прослушивать музыкальные программы.

 

К вопросу о том , по какому источнику коммуникации наиболее эффективна трансляция рекламы люди отвечали что самый эффективный интернет и радио .  Как было сказано , на радио , большинство времени уходит на рекламу.

 

Радио пользуется популярностью  у водителей а ,так как в  опросе принимали участие большинство  студенты, мало у кого из них  есть машины . Наиболее используемый СМИ является Интернет .

Респонденты уверены  что радио не имеет никакого преимущества перед другими СМИ. Но говорят  о необходимости радио для  водителей и людей пожилого возраста.

 

 

Анкета

1) Как Вы лучше воспринимаете  информацию?

А) визуально

Б) аудиально

В) только в обоих случаях

 

2) Какие источники  СМИ вызывают у Вас наибольшее  доверие?

А) телевидение

Б) интернет

В) печатные издания

Г) радио

 

3) Как часто Вы слушаете  радио?

А) каждый день

Б) 1-2 раза в неделю

В) очень редко

Г) не слушаю радио

 

4) Как Вы оцениваете актуальность радио как СМИ?

А) Всегда будет оставаться актуальным, благодаря своей оперативности  и мобильности

Б) С появлением более  современных СМИ с каждым годом  радио теряет свою актуальность

В) Как канал коммуникации радио более не акуально

 

5) С помощью каких  каналов коммуникации Вы обычно  получаете информацию?

А) интернет

Б) газеты/журналы

В) радио

Г) телевидение

 

6) Для каких целей  Вы слушаете радио?

А) прослушивать музыкальные  программы

Б) узнавать последние  новости

В) прослушивание программ других жанров (пьесы, мюзиклы и пр.)

Г) размещение рекламы

 

7) Как Вы думаете,  по какому каналу коммуникации  будет наиболее эффективна трансляция  рекламных сообщений?

А) Интернет

Б) печатные СМИ

В) радио

Г) телевидение

 

8) Какими СМИ Вы  пользуетесь наиболее часто?

А) телевидение

Б) радио

В) интернет

Г) газеты/журналы

 

9) Как Вы считаете, необходимо ли радиовещание как  канал коммуникации и каким  социальным группам в первую  очередь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) Имеет ли радио,  на Ваш взгляд, какое-либо преимущество  перед другими СМИ? Если да, то какое?

 

Заключение

             Подводя итоги, можно сделать вывод, что радио как канал коммуникации достаточно востребован. А из этого следует что восприятие информации на аудиальном уровне не уступает визуальному восприятию. К тому же, было отмечено, что радио – это очень простой, дешевый, оперативный и доступный способ получения новой информации. Многие слушают радио как «фоновую завесу», например, когда едут в автомобиле или других транспортных средствах, и т.д. Но мозг работает таким образом что так или иначе информация запоминается частично. При наличии такой «фоновой завесы» мозг сам «выхватывает» нужную ему информацию, например, если рассказывают интересные новости, погоду, либо играет приятная музыка. Кроме этого, следует отметить, что не все люди могут воспринимать информацию на визуальном уровне, это возможно из-за нарушений каких либо функций организма (например, люди с плохим зрением или незрячие). Также восприятие на аудиальном уровне полезно и используется теми людьми, которые много времени проводят за компьютером и не хотят напрягать зрение просмотром телевизора, чтением газет или журналов и т.д. 

В данной работе были выделены особенности радиовещания как средства массовой информации. В ходе работы были раскрыты все поставленные задачи. И так, основные жанры радиовещания: информационные общественно-политические (радиоинформация, -репортаж, -комментарий, -интервью, -беседа); художественно-публицистические (радиоочерк, -фильм, -композиция); художественные (радиоинсценировка, -пьеса). Радиовещание, кроме того, использует в передачах трансляцию исполнения литературных и музыкальных произведений всех жанров; специально адаптированные для радиотеатра драматические и оперные спектакли. Наиболее популярные формы современного радиовещания — информационный радиовыпуск, радиогазета, радиожурнал и др.

Воздействие на слушателя:

    • Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя;
    • Выборочное, или селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса;
    • Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений.

Специфика радиовещания заключается в:

    • Ориентированность исключительно на слуховое восприятие;
    • Синхронность - любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится <span class="dash041e_0431_044b_0447_

Информация о работе Особенности радио как канала коммуникации