Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить своеобразие художественно-выразительных средств в информационных жанрах.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «студенческая пресса», определить основные этапы её формирования.
2. Проанализировать научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ УНИВЕРСИТЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ……………….…………………………….…5
1.1 Студенческая пресса в системе СМИ.………………...………………....5
1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе…………...………….......7
1.3 Выразительные средства как семантическое преобразование………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»………….………………………………...13
2.1 «Технополис» как университетская газета...……..………………..….….13
2.2 Особенности выразительных средств………..………………………….13
2.2.1 Особенности эпитетов в газете «Технополис»……………….14
2.2.2 Особенности метафор в газете «Технополис»………………..18
2.2.3 Особенности сравнений в газете «Технополис»……………..21
2.2.4 Особенности метонимии и синекдохи в газете
«Технополис»………………………………………………………….23
2.2.5 Особенности иронии в газете «Технополис»…………………24
2.2.6 Особенности гиперболы и литоты……………………………..24
2.2.6 Оксюморон и олицетворение в газете «Технополис»………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....….28
СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....30

Файлы: 1 файл

Основа.docx

— 238.40 Кб (Скачать файл)

«Итоги подведены. Наступил волнующий момент».

В публикациях с такой тематикой  эпитеты используются для передачи настроения соревнований, для привлечения к спортивному образу жизни. Николай Никифоров в репортаже «Спортивный праздник» (№8. (1660) 17 мая 2010 г.):

«Как всегда, четкий старт, старание спортсменов вырваться вперед». Кроме того, эпитеты служат для описания картины происходящего в целом:

«Иногда они бегут по дороге, окруженной чистой зеленью деревьев и травы, хочется крикнуть "Виват" возрождающейся жизни весенней природы и весеннему всплеску человеческих возможностей».

 «Изящные фигуры девушек (и спортивных — юношей), их очень приятные и сияющие глаза — вот это и является помехой на пути познания смысла действий любознательным зрителем».

Таким образом, рассмотрев отдельные номера «Технополиса», мы пришли к выводу, что активнее всего используют эпитеты студенты, а не штатные сотрудники. Кроме того, эпитет чаще используют в заметках, корреспонденциях, отчетах, репортажах. Употребление тропов напрямую зависит от предмета отображения текста.

2.2.2 Особенности метафоры  в газете «Технополис»

В информационных жанрах метафоры встречаются  гораздо реже, чем эпитеты. Информационные жанры не требуют использовать яркие выразительные средства для оформления мыслей, фактов.  Чрезмерно количество метафор создает впечатление перегруженности, «пышности», текст воспринимается труднее. Поэтому чаще всего метафоры используются в заголовках для привлечения внимания читателя. Например: «Город открытых сердец» (№14. (1666) 22 сентября 2010 г.), «Огонь в глазах» (№15. (1667) 25 октября 2010 г.), «Портрет души» (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.), «Дорога в царство химии» (№23. (1675) 30 декабря 2010 г.), «Нервное чудовище» (№3. (1637) 6 марта 2009 г.), «Стальной выпуск» (№11. (1626) 24 июня 2008 г.), «Город почистил перышки» (№8. (1623) 29 апреля 2008 г.).

Несмотря на то, что информационные жанры не требуют ярких выразительных  средств, авторы иногда прибегают к ним по разным причинам. Часто журналист хочет показать событие со всех сторон. Например, Екатерина Головко в заметке «Нервное чудовище» (№3. (1637) 6 марта 2009 г.) об очереди пишет так:

«Каждый житель нашей необъятной Родины сталкивался с таким явлением, как очередь. Не просто очередь, а километровый змей из уставших и нервных покупателей».

Ольга Стоянова и Елена Елистратова  в репортаже «Фитнес марафон  — энергии шторм!» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.) благодаря метафорам эмоционально описывают танцы:

«С каждым новым тактом манеж все больше напоминал африканское племя Тумба-Юмба, своим неистовым танцем молящее небеса о дожде. Да, жажда после прыжков выше головы захватила каждого новоявленного африканца и заставляла прыгать еще выше, дабы задобрить повелителей влаги…Разминка привела нас в чувство после полетов и настроила на новые танцевальные подвиги».

Валерий Истомин рассказывает об обстановке с помощью этого тропа в  заметке «Веселье по максимуму!"» (№12. (1646) 21 сентября 2009 г.):

«Вся игра проходила на позитивной ноте, зрители с восторгом следили  за происходящим на сцене, а команды  раз за разом «взрывали» на площади  ЮУрГУ юмористическую бомбу, начиненную всевозможными шутками и сюрпризами».

В заметке «Выбор есть» Татьяны  Иващенко (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.) о посвящении в студенты метафора отображает происходящее в полной мере:

«Атмосфера DJ Парка INSIDE накалилась до предела — в толпе мелькают ангелы и демоны. Сегодня они сражаются за каждого первокурсника архитектурного, лингвистического и физико-математического факультетов».

Точно передают атмосферу с помощью  нескольких метафор Елена Елистратова  и Ольга Стоянова в заметке с элементами репортажа «Коктейль MegaNight», (№15. (1667) 15 октября):

«Пока "зеленые" первокурсники  и их товарищи роем толпились у главного входа развлекательного комплекса "Мегаполис", мы, опытные служители пера, "посвящающиеся" уже далеко не в первый раз, посему наученные горьким опытом, окольными путями (без очередей и пробок) вошли в царство праздничной феерии через гостеприимные двери ресторана "Брудершафт"».

В заметках и репортажах о посвящениях  в студенты, о конкурсах красоты, КВН и других культурно-массовых мероприятиях авторы активнее всего используют метафоры. На наш взгляд, это происходит потому, что студенты непосредственно участвуют в событии, беспристрастно описать которое невозможно. Например, Наталья Лукьянчикова в репортаже «Пионерская ночь» (№17. (1669) 15 ноября 2010 г.): «Настроение все-таки остается на мажорной ноте: ведь ничто не поддерживает так, как задорная, веселая песня».

Также метафоры используют для того, чтобы избежать повтора.

Например, в заметке «Мисс Студентка-2009» (№4. (1638) 20 марта 2009 г.) Юлия Миннианова пишет:

«Еще буквально вчера в ДК "Строитель" не смолкали аплодисменты, там проходил конкурс "Мисс студентка-2009". Праздник весны, красоты и молодости вызвал большой интерес как со стороны зрителей, так и со стороны участников».

Хочет избежать повтора Иван Загребин в заметке «Мировая классика в  стенах ЮУрГУ» (№16. (1667) 15 октября 2010 г.):

 «Отметим, что прославленный  музыкальный коллектив приезжает  в наш университет не в первый  раз. Надеемся, что традиция будет  продолжена, а это значит; что  снова в стенах храма науки зазвучит прекрасная музыка».

Избегает повтора и Евгения  Гарвилова в репортаже «Лечебный  юмор "Снежных буераков"» (№19. (1634) 26 декабря 2010 г.):

 «Ведущий битвы шуток — Александр Масляков-младший, перед отцом которого студенческие команды из многих регионов в уважении склоняют головы».

Чаще всего метафоры авторы используют для того, чтобы обратить внимание читателя на кого-нибудь или на что-нибудь. Например, Марина Бастрон в заметке «Забег на шпильках» (№10. (1625) 9 июня 2008 г.) обращает внимание на участниц мероприятия:

«Невзирая на стойкий стереотип  о том, что знойные покорительницы термеха, бесстрашные героини электротехники и смелые повелительницы компьютера способны только зубрить, лихо "гамать" и тихо "кодить", бесстрашные ПС-ницы доказали, что могут не только сногсшибательно выглядеть на каблуках, но и бежать на них, не уступая по скорости  тренированному спринтеру».

Такую же цель преследуют Алиса Хажипова и Анна Кафеева в материале «Самые обаятельные и привлекательные» (№3. (1637) 6 марта 2009 г.):

«Для Вали жизнь в ее "семерке" — это маленькая Вселенная, где много звезд, и каждая из них несет свой собственные свет».

Иван Загребин в заметке «Это просто — дарить радость детям!» (№9. (1624) 23 мая 2008 г.) о сотрудниках «ЮУрГУ-ТВ» пишет так:

 «Ребят провели в помещения телекомпании, где они познакомились с нашими замечательными виртуозами эфира и особенностями их работы».

Заостряет внимание на песне о любви  Юлия Миннианова в заметке «Мисс  Студентка-2009» (№4. (1638) 20 марта 2009 г.):

 «Приглушенный свет, пара, кружащаяся в танце, и песня о самом светлом чувстве на земле - заставили жюри умиляться».

Таким образом, метафоры используются авторами, как и эпитеты, в зависимости  от предмета отображения. Этот троп журналисты используют для разных целей: во избежания повторов, для заострения внимания на чем-либо, для всестороннего описания события.

2.2.3 Особенности сравнений в газете «Технополис»

Сравнение, как эпитет и метафора, достаточно распространено в материалах газеты «Технополис». Этот троп необходим автору для максимально полного отображения действительности, а так же для выявления новых, важных свойств описываемого предмета.

Например, Наталья Лукьянчикова в  репортаже «Пионерская ночь» (№17. (1669) 15 ноября 2010 г.) описывает ситуацию с необычной стороны:

 «Конкурсы шли друг за другом, словно пулеметная очередь».

Наталья Лукьянчикова сравнивает студентов  с моряками в заметке «Бунт  на корабле» (№17. (1669) 15 ноября 2010 г.):

 «Как настоящие моряки, все присутствующие в разгар вечера торжественно произнесли клятву».

Татьяна Иващенко раскрывает яркую черту команды Клуба Веселых и Находчивых с помощью сравнения в репортаже «Полшага до финала» (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.):

«Наравне с "Дуренгарь" ребята оказались как поток какого-нибудь северного или курганского воздуха - непривычные и запоминающиеся».

Елена Клименок в заметке «Новогодний Full House в "Studio74"» (№19. (1634) 26 декабря 2010 г.) использует сравнение для того, чтобы оказать эмоциональное воздействие на читателя:

«Далее гостей развлекала уже небезызвестная команда реп— исполнителей "Мотивация". Их встретили бурными овациями, им подпевали и их провожали, как настоящих звезд».

Передать настроение, ощущения хочет  Евгения Гаврилова в репортаже «Лечебный юмор "Снежных буераков"» (№19. (1634) 26 декабря 2010 г.):

«Собственно, грех бы не побаловаться, пока зал, бурля, словно огромное бушующее море, разливался по всей площади ДК "Юность"».

Антон Чирков, как и Евгения Гаврилова, в заметке «Жажда полета» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.) с помощью сравнения передает свои эмоции, пытается донести до читателя как это — прыгать с парашюта:

«Три секунды восторга (свободного падения), а потом плавный полет  над аэродромом. Действительно, как в кино, — мозаичная, удивительно красивая картинка — и никакого страха!»

Николай Никифоров в репортаже  «Спортивный праздник» (№8. (1660) 17 мая 2010 г.) использует сравнение для более точного описания ситуации:

«Черная шляпа на голове как откинутая паранджа рвущейся на свободу женщины Востока».

Сравнения используются чаще всего  в тех материалах, в которых  автор хочет воздействовать на эмоции читателя. Сравнения не используются в информационной корреспонденции и информационном отчете.

2.2.4 Особенности метонимии  и синекдохи в газете «Технополис»

Метонимия и синекдоха редко  встречаются на страницах «Технополиса». Данные тропы выполняют несколько функций в тексте. Например, чтобы сделать материал интереснее, образнее. Игнат Кольчугин для привлечения внимания читателя использует метонимию в названии заметки: «Все флаги в гости к нам!» (№9. (1624) 23 мая 2008 г.). Или Иван Загребин: «Мировая классика в стенах ЮУрГУ» (№16. (1667) 15 октября). Синекдоха в заметке Натальи Лукьянчиковой «Бунт на корабле» (№17. (1669) 15 ноября 2010 г.) оживляет повествование: 

«Примечательно то, что тематику поддержали многие из пришедших: тельняшки, парадные мундиры морского флота, озорные полосатые платья, матроски и бескозырки мелькали повсюду».

Елена Елистратова, Ольга Стоянова стараются передать атмосферу посвящения с помощью синекдохи в заметке с элементами репортажа «Коктейль MegaNight» (№15. (1667) 15 октября):

 «На территории «школы» кроме сногсшибательной химички можно было встретить «привет из прошлого» в красном пионерском галстуке в сопровождении очаровательных «бантиков», сбежавших с последнего звонка».

Иногда метонимия и синекдоха  используются для того, чтобы упростить  текст, сделать его «живым», динамичным. Так поступает Дарина Латыпова в заметке «Им песня строить и жить помогает» (№11. (1646) 21 сентября 2009 г.):

«Как-то и не замечаешь, сидя у костра под звездным небом, что компания растет — рядом уже Тюмень, республика Хакасия, Алтайский, Пермский край, и обещание встретиться ВСЕМ ВМЕСТЕ на следующий год!»

Чаще всего синекдоха встречается, когда вместо студентов, преподавателей и других работников вуза пишут «ЮУрГУ». Например, Наталья Циулина в заметке «Город почистил перышки» (№8. (1623) 29 апреля 2009г.) пишет:

«ЮУрГУ со всем городом поддержал  старую добрую традицию субботниковти  активно поучаствовал в уборке улиц».

В заметке «Выбор есть» Татьяны  Иващенко (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.) метонимия  помогает автору рассказать о происходящем образней:

«На сцене пестрят таланты своим вокалом».

Таким образом, метонимия и синекдоха  не играют важной роли в материалах «Технополиса». Они встречаются  редко и чаще всего в таких  жанрах, как репортаж, заметка.

2.2.5 Особенности иронии  в газете «Технополис»

Ирония в информационных жанрах «Технополиса» практически не встречается. Единичные случаи иронии есть лишь в смешанных жанрах. Ирония подразумевает под собой предвзятое отношение автора к предмету высказывания, а это недопустимо в информационных жанрах (кроме репортажа). Автор должен быть нейтрален. Более того, редакционная политика «Технополиса» не позволяет размещать материалы, которые хоть в какой-то мере содержат иронию. Однако за три года мы все же нашли несколько примеров иронии. Наталья Лукьянчикова в репортаже «Пионерская ночь» (№17. (1669) 15 ноября 2010 г.) пишет:

«Но вот первое разочарование — гардероб. Нереальная очередь, прямо как в годы дефицита за товаром. Наверное, это задумка организаторов (для большей достоверности)».

Наталья использует иронию, чтобы  выразить неудовольствие организацией мероприятия. Следующий пример иронии у Дины Нафиковой в материале  «Вот она какая — наша курсовая!» (№9. (1624) 23 мая 2008 г.):

«В моем особо тяжелом случае работа усложнялась отсутствием техники — спасибо предусмотрительному вузу за оборудованные компьютерные классы».

Дина укоряет вуз, а не благодарит. Ирония здесь — укор университету под маской одобрения. Ирония употребляется редко, не занимая центральное место среди тропов в публикации.

2.2.6 Особенности гиперболы и литоты

Гипербола и литота крайне редко  используется журналистами. Задача автора журналистского текста — достоверно и точно донести информацию до читателя. Аудитория может неверно истолковать какие-либо факты, которые автор преувеличил или преуменьшил. Поэтому литота и гипербола так редко используются в информационных жанрах журналистики. В «Технополисе» есть всего три примера за последние три года, когда журналист использовал гиперболу. Елена Елистратова, Ольга Стоянова воздействуют на эмоции читателя с помощью гиперболы в заметке с элементами репортажа «Коктейль MegaNight», (№15. (1667) 15 октября):

«Конкурсов и призов в эту  ночь было несметное количество!»

Информация о работе Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»