Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить своеобразие художественно-выразительных средств в информационных жанрах.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «студенческая пресса», определить основные этапы её формирования.
2. Проанализировать научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ УНИВЕРСИТЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ……………….…………………………….…5
1.1 Студенческая пресса в системе СМИ.………………...………………....5
1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе…………...………….......7
1.3 Выразительные средства как семантическое преобразование………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»………….………………………………...13
2.1 «Технополис» как университетская газета...……..………………..….….13
2.2 Особенности выразительных средств………..………………………….13
2.2.1 Особенности эпитетов в газете «Технополис»……………….14
2.2.2 Особенности метафор в газете «Технополис»………………..18
2.2.3 Особенности сравнений в газете «Технополис»……………..21
2.2.4 Особенности метонимии и синекдохи в газете
«Технополис»………………………………………………………….23
2.2.5 Особенности иронии в газете «Технополис»…………………24
2.2.6 Особенности гиперболы и литоты……………………………..24
2.2.6 Оксюморон и олицетворение в газете «Технополис»………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....….28
СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....30
Еще один пример гиперболы у Николая Никифорова в репортаже «Спортивный праздник» (№8 (1660) 17 мая 2010 г.):
«Группа «Винтаж» (приборостроители Аня Ромарнюк и Дима Ариненко) исполняет спортивный танец. Из-за миллиона косичек Ани так и хочется назвать их выступление танцем с веером. Красиво!»
Ольга Стоянова и Елена Елистратова в репортаже «Фитнес марафон — энергии шторм!» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.) использую гиперболу, чтобы передать свои эмоции:
«Долго ждать не пришлось, со скоростью света мы должны были выполнять мелкие и ритмичные движения руками, ногами, а потом и всем телом вместе взятым».
Таким образом, гипербола и литота — это очень редкие тропы, которые встречаются чаще в репортаже.
2.2.6 Оксюморон и олицетворение в газете «Технополис»
Оксюморон — очень яркий, экспрессивный троп. Он нередко встречается в художественных произведениях, но в информационных жанрах оксюморона практически нигде нет. Проанализировав публикации в информационном жанре газеты «Технополис» за последние три года, мы пришли к выводу, что данное выразительного выразительное средство не встречается ни в одном материале. Лишь в одной публикации Алиса Хажипова в заметке «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы!» (№11. (1634). 11 апреля 2008 г.) описывает участницу конкурса красоты:
«Ксения Лукина совместила бокс и нежность, проявив воинственную женственность».
Отсутствие оксюморона, по нашему мнению, связано с жанровым своеобразием газеты, а также с редакционной политикой «Технополиса».
Олицетворение, как и оксюморон, практически нигде не встречается. Эти тропы свидетельствуют о сильном экспрессивном воздействии на читателя. Поэтому так редко используются журналистами в информационных жанрах.
Заключение
Наше исследование позволило выполнить следующие задачи: мы рассмотрели понятие «студенческая пресса» и определить основные этапы её формирования, проанализировали научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности. Благодаря теоретической базе мы проанализировали информационные жанры газеты «Технополис» и определили своеобразие выразительных средств в этих жанрах. Мы проанализировали основные тропы в информационных жанрах газеты «Технополис», выявили их особенности, привели примеры и сформировали общее представление о семантических преобразованиях в информационных жанрах рассматриваемой газеты.
Тропы чаще всего встречаются в репортажах, заметках, информационных корреспонденциях и отчетах. В материалах о культурно-массовых мероприятиях и о спортивных мероприятиях наблюдается активное использование выразительных средств. Эпитеты, метафоры, сравнения — самые распространенные тропы в информационных жанрах газеты «Технополис». Часто они шаблонные и неоригинальные.
Таким образом, своеобразие выразительных
средств «Технополиса»
Для того чтобы газета стала интересней, ближе к студентам, необходимо использовать больше выразительных средств, расширить жанровое своеобразие газеты. Однако не стоит употреблять слишком много тропов в информационных жанрах. Это ведет к неправильному усвоению фактов читателями, что недопустимо для любого средства массовой информации.
Библиографический список
А. Болкунов // Режим доступа: http://www.journ-lessons.com/
Изд-во Михайлова В.А. — 2004. — 336 с.
М.Н. Ким // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/
Г.В. Лазутина. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 238 с.
Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. — СПб.: Изд-во Питер, 2004. — 271 с.
Е.В. Черникова. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
Список исследованных источников
1. Технополис. — 2008. — №1 (1615) — № 19 (1634)
2. Технополис. — 2009. — №1 (1635) — № 17 (1652)
3. Технополис. — 2010. — №1 (1653) — № 20 (1672)
Приложения
Приложение А. Примеры тропов, не вошедшие в основную часть работы
Эпитеты:
Иван Загребин, «Портрет души» (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.): «Дети запечатлены с домашними питомцами и любимыми игрушками».
Елена Елистратова, «Красавицы по праву» (№10. (1662) 11 июня 2010 г.): «Аплодисменты, восторженные возгласы групп поддержки, яркие софиты и ослепительные улыбки девушек — кажется, мы встречаем на сцене звезд Голливуда!»
Анна Иванцова, «Вот она — поэзия!» (№9. (1661) 28 мая 2010 г.): «В стихах Эдуарда Альметова уживаются тонкая душевная ранимость лирического героя и его агрессия к «неправильному», неуютному миру будней».
Николай Никифоров, «Спортивный праздник» (№8. (1660) 17 мая 2010 г.): «ПС-ники разношерстной, разноликой массой (не хочу говорить толпой) спустились на небольшую площадку перед своим ЗБ корпусом для участия в традиционной эстафете, посвященной Дню радио».
Алиса Русинова, «Многогранный талант» (№ 8. (1623) 29 апреля 2008 г.): «Первое, что я увидела, придя на выставку, — яркую картину с изображением подсолнухов. Она-то и задала жизнерадостный тон визита».
Зоя Ошуркова, «Смешная пятница» (№14. (1648) 26 октября 2009 г.): «После порции здоровой критики, доставшейся каждой команде, наступило самое долгожданное время — объявление героев дня, самых смешных, веселых и обаятельных победителей».
Антон Чирков, «Жажда полета» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.): «Действительно, как в кино, - мозаичная, удивительно красивая картинка — и никакого страха! Незабываемые впечатления, которые стоит испытать каждому!»
Дарина Латыпова, «Им песня строить и жить помогает» (№11. (1646) 21 сетября 2009 г.): «В творческом конкурсе боди-арта «Малахитовая шкатулка» две прекрасные представительницы студенчества ЮУрГУ предстали в образе драконов, олицетворяющих силу и мощь героев сказочного фольклора. А придуманная легенда привнесла романтический оттенок в постановку».
Дарья Горожанкина, «Шоу-конкурс 13 красавиц» (№8. (1642) 25 мая 2009 г.): «Наворачиваются слезы, трудно дышать, безумный адреналин...»
Евгения Гарвилова, «Лечебный юмор "Снежных буераков"» (№19. (1634) 26 декабря 2010 г.): «Стоит отметить, что ежегодный фестиваль славится еще и тем, что некогда молодые и "неоперившиеся" команды получают здесь шанс прорваться на большую сцену».
Иван Загребин, «Жизни в кубе на миллион» (№10. (1644) 14 июля 2009 г.):
«Как сообщил руководитель студии-театра «Манекен» В. Филонов, постановка обещает быть очень зрелищной, в ней воплотятся и дерзкие, и детские фантазии».
Метафоры
Артур Низамов, «Город открытых сердец» (№14. (1666) 22 сентября 2010 г.): «И на самом деле, салют оказался необычным: фейерверки взрывались, принимая разные формы: то звезды, то множества сердечек; звуки разрывов и водопад огней радовали глаз, слух, душу».
Екатерина Головко, «Нервное чудовище» (№3. (1637) 6 марта 2009 г.): «Многорукое и многоногое «чудовище» продвигалось вперед в час по чайной ложке».
Елена Елистратова, (№14. (1666) 22 сентября 2010 г.): «Не успели облететь пожелтевшие листья в парке имени Гагарина, а первокурсники уже разузнали почти все тайны лифтов в родном для ПС 3б корпусе! Факультетское профбюро, посовещавшись, решило, что с этой активностью нужно что-то делать и направлять энергию молодых в мирное русло!»
Елена Елистратова и Ольга Стоянова, «Эффект бабочки» («12. (1646) 21 сентября 2009 г.): «Прекрасные бабочки, представляющие ЮУрГУ, Мария Исакова и Мария Гатауллина исполнили современные танцы». Там же:
«21 участница, более 30 номинаций, горы подарков, море цветов, океан улыбок и реки аплодисментов!»
Сравнения
Елена Елистратова и Ольга Стоянова, «Эффект бабочки» («12. (1646) 21 сентября 2009 г.): «Меняясь словно в стремительном калейдоскопе, девушки удивляли зрителей и жюри талантами». Там же:
«Струящиеся шелковые платья, яркие, словно крылья бабочек, вызвали трепет в сердцах и легкое головокружение от восторга».
Приложение Б. Выдержки из материалов газеты «Технополис»
Валерий Истомин, заметка «Веселье по максимуму!» (№12. (1646) 21 сентября 2009 г.):
Только подумать: пятнадцатый — юбилейный — «Кубок Челябинска» по КВН состоялся не где-нибудь, а на площадке ЮУрГУ! Лиге КВН нашего вуза есть чем гордиться! О подготовке и о том, «как им это удалось», поговорим позже, а начнем... с начала.
В «Кубке Челябинска» участвовало 10 команд «веселых и находчивых» из Челябинска и Магнитогорска, а в качестве особых гостей — полуфиналисты Премьер-Лиги КВН — «Сборная команда Челябинска и Екатеринбурга» и знаменитые чемпионы Высшей лиги КВН — томская команда «Максимум».
Руководитель Лиги КВН Южно-Уральского государственного университета Антон Калюк, несмотря на занятость и лежащую на плечах ответственность, как всегда, приветлив, общителен и охотно рассказывает о фестивале:
— Кубок Челябинска» по КВН — очень серьезное мероприятие. Все команды КВН, не щадя себя, начинают готовиться к нему за несколько месяцев, для того чтобы добиться желанной цели: развеселить окружающих и, конечно, занять почетное место на пьедестале.
<…>Аудитория приветствовала участников радостными воплями и бурными аплодисментами, всеми силами демонстрируя поддержку.
Вся игра проходила на позитивной ноте, зрители с восторгом следили за происходящим на сцене, а команды раз за разом «взрывали» на площади ЮУрГУ юмористическую бомбу, начиненную всевозможными шутками и сюрпризами. Так, например, «Марко Поло» решила подарить гостям из Томска частичку Урала, что выразилось в преподнесении фрагмента мотоцикла «Урал».
<…>Это, однако, не помешало
ей неоднократно срывать шкваль
Иван Загребин, заметка «Бессмертная музыка» (№6. (1658) от 26 апреля 2010 г.):
3 апреля в актовом зале ЮУрГУ состоялся уникальный концерт музыки П.И. Чайковского, посвященный 170-летию со дня рождения великого композитора.
<…>Музыкальные произведения великого русского композитора исполнил Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева (Москва). Дирижировал Денис Латоев. В концерте прозвучали сюита из балета «Спящая красавица» и вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сам прославленный маэстро Владимир Федосеев также поднялся на сцену и дирижировал. Здесь нужно отметить, насколько слаженно играл оркестр под его управлением, буквально чувствуя каждое мановение: были исполнены «Пляска скоморохов» из «Снегурочки», «Испанский танец» из «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского и «Эхо вальса» Георгия Васильевича Свиридова.
Кстати, прославленный коллектив приезжает в наш университет не первый раз. И Александр Леонидович Шестаков как радушный хозяин пригласил Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского вновь побывать в ЮУрГУ. И значит, снова в стенах храма науки зазвучит волшебная музыка.
Актовый зал заполнили студенты, преподаватели, ветераны университета, а также многочисленные гости вуза, словом все те, кто любит и ценит прекрасное. Великолепное исполнение бессмертных произведений благодарные слушатели награждали аплодисментами. Концерт стал прекрасным подарком к главному православному празднику — Пасхе, дал всем пришедшим колоссальный эмоциональный заряд.
Анна Иванцова, заметка «Сладкая сказка» (№23. (1675) 30 декабря 2010 г.):
Ребята из детского дома № 2 получили к Новому году необычный подарок - пряничный городок, который студенты факультета пищевых технологий ЮУрГУ построили собственными руками.