Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить своеобразие художественно-выразительных средств в информационных жанрах.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «студенческая пресса», определить основные этапы её формирования.
2. Проанализировать научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ УНИВЕРСИТЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ……………….…………………………….…5
1.1 Студенческая пресса в системе СМИ.………………...………………....5
1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе…………...………….......7
1.3 Выразительные средства как семантическое преобразование………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»………….………………………………...13
2.1 «Технополис» как университетская газета...……..………………..….….13
2.2 Особенности выразительных средств………..………………………….13
2.2.1 Особенности эпитетов в газете «Технополис»……………….14
2.2.2 Особенности метафор в газете «Технополис»………………..18
2.2.3 Особенности сравнений в газете «Технополис»……………..21
2.2.4 Особенности метонимии и синекдохи в газете
«Технополис»………………………………………………………….23
2.2.5 Особенности иронии в газете «Технополис»…………………24
2.2.6 Особенности гиперболы и литоты……………………………..24
2.2.6 Оксюморон и олицетворение в газете «Технополис»………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....….28
СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....30

Файлы: 1 файл

Основа.docx

— 238.40 Кб (Скачать файл)

Еще один пример гиперболы у Николая Никифорова в репортаже «Спортивный праздник» (№8 (1660) 17 мая 2010 г.):

 «Группа «Винтаж» (приборостроители Аня Ромарнюк и Дима Ариненко) исполняет спортивный танец. Из-за миллиона косичек Ани так и хочется назвать их выступление танцем с веером. Красиво!»

Ольга Стоянова и Елена Елистратова  в репортаже «Фитнес марафон  — энергии шторм!» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.) использую гиперболу, чтобы передать свои эмоции:

«Долго ждать не пришлось, со скоростью  света мы должны были выполнять мелкие и ритмичные движения руками, ногами, а потом и всем телом вместе взятым».

Таким образом, гипербола и литота — это очень редкие тропы, которые встречаются чаще в репортаже.

2.2.6 Оксюморон и олицетворение  в газете «Технополис»

Оксюморон — очень яркий, экспрессивный троп. Он нередко встречается в художественных произведениях, но в информационных жанрах оксюморона практически нигде нет. Проанализировав публикации в информационном жанре газеты «Технополис» за последние три года, мы пришли к выводу, что данное выразительного выразительное средство не встречается ни в одном материале. Лишь в одной публикации Алиса Хажипова в заметке «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы!» (№11. (1634). 11 апреля 2008 г.) описывает участницу конкурса красоты:

«Ксения Лукина совместила бокс и  нежность, проявив воинственную женственность».

Отсутствие оксюморона, по нашему мнению, связано с жанровым своеобразием газеты, а также с редакционной политикой «Технополиса».

Олицетворение, как и оксюморон, практически нигде не встречается. Эти тропы свидетельствуют о сильном экспрессивном воздействии на читателя. Поэтому так редко используются журналистами в информационных жанрах.

 

Заключение

Наше исследование позволило выполнить  следующие задачи: мы рассмотрели понятие «студенческая пресса» и определить основные этапы её формирования, проанализировали научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности. Благодаря теоретической базе мы проанализировали информационные жанры газеты «Технополис» и определили своеобразие выразительных средств в этих жанрах. Мы проанализировали основные тропы в информационных жанрах газеты «Технополис», выявили их особенности, привели примеры и сформировали общее представление о семантических преобразованиях в информационных жанрах рассматриваемой газеты.

Тропы чаще всего встречаются в  репортажах, заметках, информационных корреспонденциях и отчетах. В материалах о культурно-массовых мероприятиях и о спортивных мероприятиях наблюдается активное использование выразительных средств. Эпитеты, метафоры, сравнения — самые распространенные тропы в информационных жанрах газеты «Технополис». Часто они шаблонные и неоригинальные.

Таким образом, своеобразие выразительных  средств «Технополиса» обусловлено  общей направленностью газеты (её редакционной политикой), темами, которые  освещают журналисты «Технополиса», а  также жанровым своеобразием материалов и авторством — активнее всего тропы используют студенты, а не штатные сотрудники редакции.

Для того чтобы газета стала интересней, ближе к студентам, необходимо использовать больше выразительных средств, расширить  жанровое своеобразие газеты. Однако не стоит употреблять слишком  много тропов в информационных жанрах. Это ведет к неправильному  усвоению фактов читателями, что недопустимо  для любого средства массовой информации.

 

Библиографический список

  1. Болкунов, А.Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России / А.Н. Болкунов // Режим доступа: http://www.sgu.ru/node/41616
  2. Болкунов, А.Н. Гражданская журналистика в учебной газете /

А. Болкунов // Режим доступа: http://www.journ-lessons.com/litra.html

  1. Ворошилов, В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 656 с.
  2. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. — СПб.:

Изд-во Михайлова В.А. — 2004. — 336 с.

  1. Ким, М.Н. Новостная журналистика / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. — 2005. — 352 с.
  2. Ким, М.Н. Репортаж: технология жанра / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. — 224 с.
  3. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения /

М.Н. Ким // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/71.htm

  1. Коновалова, О.В. Основы журналистики / О.В. Коновалова. — Ростов н/Д.: МарТ, 2005. — 272 с.
  2. Кройчик, Л.Е. Жанры периодической печати // Основы творческой деятельности журналиста / под общ. ред. С.Г. Корконосенко. — СПб.: СПбИВЭСЭП. — 2000. — 168 с.
  3. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста /

Г.В. Лазутина.  — М.: Аспект Пресс, 2001. — 238 с.

  1. Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — 192 с.
  2. Максимов, В.И. Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. В.И. Максимова. — 3 изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — 653 с.
  3. Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста /

Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. — СПб.: Изд-во Питер, 2004. — 271 с.

  1. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm
  2. Туманов, Д. Жанры периодической печати / Д. Туманов // Режим доступа: http://www.journ-lessons.com/litra.html
  3. Черникова Е.В. Литературная работа журналиста / Е.В. Черникова. — М.: Гардарики, 2007. — 187 с.
  4. Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста /

Е.В. Черникова. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с.

  1. Шибаева, Л. Жанры в теории и практике журналистики / Л. Шибаева // Режим доступа: http://www.journ-lessons.com/litra.html

 

Список исследованных  источников

1. Технополис. — 2008. — №1 (1615) — № 19 (1634)

2. Технополис. — 2009. — №1 (1635) — № 17 (1652)

        3. Технополис. — 2010. —  №1 (1653) — № 20 (1672)

 

 

 

Приложения

Приложение А. Примеры тропов, не вошедшие в основную часть работы

Эпитеты:

Иван Загребин, «Портрет души» (№20. (1672) 30 ноября 2010 г.): «Дети запечатлены с домашними питомцами и любимыми игрушками».

Елена Елистратова, «Красавицы по праву» (№10. (1662) 11 июня 2010 г.): «Аплодисменты, восторженные возгласы групп поддержки, яркие софиты и ослепительные улыбки девушек — кажется, мы встречаем на сцене звезд Голливуда!»

Анна Иванцова, «Вот она — поэзия!» (№9. (1661) 28 мая 2010 г.): «В стихах Эдуарда Альметова уживаются тонкая душевная ранимость лирического героя и его агрессия к «неправильному», неуютному миру будней».

Николай Никифоров, «Спортивный праздник» (№8. (1660) 17 мая 2010 г.): «ПС-ники разношерстной, разноликой массой (не хочу говорить толпой) спустились на небольшую площадку перед своим ЗБ корпусом для участия в традиционной эстафете, посвященной Дню радио».

Алиса Русинова, «Многогранный талант» (№ 8. (1623) 29 апреля 2008 г.): «Первое, что  я увидела, придя на выставку, — яркую картину с изображением подсолнухов. Она-то и задала жизнерадостный тон визита».

Зоя Ошуркова, «Смешная пятница» (№14. (1648) 26 октября 2009 г.): «После порции здоровой критики, доставшейся каждой команде, наступило самое долгожданное время — объявление героев дня, самых смешных, веселых и обаятельных победителей».

Антон Чирков, «Жажда полета» (№15. (1649) 16 ноября 2009 г.): «Действительно, как  в кино, - мозаичная, удивительно красивая картинка — и никакого страха! Незабываемые впечатления, которые стоит испытать каждому!»

Дарина Латыпова, «Им песня строить  и жить помогает» (№11. (1646) 21 сетября 2009 г.): «В творческом конкурсе боди-арта «Малахитовая шкатулка» две прекрасные представительницы студенчества ЮУрГУ предстали в образе драконов, олицетворяющих силу и мощь героев сказочного фольклора. А придуманная легенда привнесла романтический оттенок в постановку».

Дарья Горожанкина, «Шоу-конкурс 13 красавиц» (№8. (1642) 25 мая 2009 г.): «Наворачиваются  слезы, трудно дышать, безумный адреналин...»

Евгения Гарвилова, «Лечебный юмор "Снежных буераков"» (№19. (1634) 26 декабря 2010 г.): «Стоит отметить, что ежегодный фестиваль славится еще и тем, что некогда молодые и "неоперившиеся" команды получают здесь шанс прорваться на большую сцену».

Иван Загребин, «Жизни в кубе на миллион» (№10. (1644) 14 июля 2009 г.):

«Как сообщил руководитель студии-театра «Манекен» В. Филонов, постановка обещает  быть очень зрелищной, в ней воплотятся и дерзкие, и детские фантазии».

Метафоры

Артур Низамов, «Город открытых сердец» (№14. (1666) 22 сентября 2010 г.): «И на самом деле, салют оказался необычным: фейерверки взрывались, принимая разные формы: то звезды, то множества сердечек; звуки разрывов и водопад огней радовали глаз, слух, душу».

Екатерина Головко, «Нервное чудовище» (№3. (1637) 6 марта 2009 г.): «Многорукое и многоногое «чудовище» продвигалось вперед в час по чайной ложке».

Елена Елистратова, (№14. (1666) 22 сентября 2010 г.): «Не успели облететь пожелтевшие  листья в парке имени Гагарина, а первокурсники уже разузнали  почти все тайны лифтов в родном для ПС 3б корпусе! Факультетское профбюро, посовещавшись, решило, что с этой активностью нужно что-то делать и направлять энергию молодых в мирное русло!»

Елена Елистратова и Ольга Стоянова, «Эффект бабочки» («12. (1646) 21 сентября 2009 г.): «Прекрасные бабочки, представляющие ЮУрГУ, Мария Исакова и Мария Гатауллина исполнили современные танцы». Там же:

«21 участница, более 30 номинаций, горы подарков, море цветов, океан улыбок и реки аплодисментов!»

Сравнения

Елена Елистратова и Ольга Стоянова, «Эффект бабочки» («12. (1646) 21 сентября 2009 г.): «Меняясь словно в стремительном калейдоскопе, девушки удивляли зрителей и жюри талантами». Там же:

«Струящиеся шелковые платья, яркие, словно крылья бабочек, вызвали трепет в сердцах и легкое головокружение от восторга».

 

 

 

Приложение Б. Выдержки из материалов газеты «Технополис»

Валерий Истомин, заметка «Веселье по максимуму!» (№12. (1646) 21 сентября 2009 г.):

Только подумать: пятнадцатый — юбилейный — «Кубок Челябинска» по КВН состоялся не где-нибудь, а на площадке ЮУрГУ! Лиге КВН нашего вуза есть чем гордиться! О подготовке и о том, «как им это удалось», поговорим позже, а начнем... с начала.

В «Кубке Челябинска» участвовало 10 команд «веселых и находчивых» из Челябинска и Магнитогорска, а в качестве особых гостей —  полуфиналисты Премьер-Лиги КВН — «Сборная команда Челябинска и Екатеринбурга» и знаменитые чемпионы Высшей лиги КВН — томская команда «Максимум».

Руководитель Лиги КВН Южно-Уральского государственного университета Антон Калюк, несмотря на занятость и лежащую на плечах ответственность, как всегда, приветлив, общителен и охотно рассказывает о фестивале:

— Кубок Челябинска» по КВН — очень серьезное мероприятие. Все команды КВН, не щадя себя, начинают готовиться к нему за несколько месяцев, для того чтобы добиться желанной цели: развеселить окружающих и, конечно, занять почетное место на пьедестале.

<…>Аудитория приветствовала  участников радостными воплями и бурными аплодисментами, всеми силами демонстрируя поддержку.

Вся игра проходила на позитивной ноте, зрители с восторгом следили за происходящим на сцене, а команды раз за разом «взрывали» на площади ЮУрГУ юмористическую бомбу, начиненную всевозможными шутками и сюрпризами. Так, например, «Марко Поло» решила подарить гостям из Томска частичку Урала, что выразилось в преподнесении фрагмента мотоцикла «Урал».

<…>Это, однако, не помешало  ей неоднократно срывать шквальные аплодисменты во время выступления. Знаменитые кавээнщики отметили, что им очень нравятся Челябинск и зрительская аудитория, потому и приезжают сюда не в первый раз.

 

Иван Загребин, заметка  «Бессмертная музыка» (№6. (1658) от 26 апреля 2010 г.):

3 апреля в актовом зале ЮУрГУ  состоялся уникальный концерт  музыки П.И. Чайковского, посвященный 170-летию со дня рождения великого композитора.

<…>Музыкальные произведения  великого русского композитора исполнил Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева (Москва). Дирижировал Денис Латоев. В концерте прозвучали сюита из балета «Спящая красавица» и вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сам прославленный маэстро Владимир Федосеев также поднялся на сцену и дирижировал. Здесь нужно отметить, насколько слаженно играл оркестр под его управлением, буквально чувствуя каждое мановение: были исполнены «Пляска скоморохов» из «Снегурочки», «Испанский танец» из «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского и «Эхо вальса» Георгия Васильевича Свиридова.

Кстати, прославленный коллектив приезжает в наш университет не первый раз. И Александр Леонидович Шестаков как радушный хозяин пригласил Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского вновь побывать в ЮУрГУ. И значит, снова в стенах храма науки зазвучит волшебная музыка.

Актовый зал заполнили студенты, преподаватели, ветераны университета, а также многочисленные гости вуза, словом все те, кто любит и ценит прекрасное. Великолепное исполнение бессмертных произведений благодарные слушатели награждали аплодисментами. Концерт стал прекрасным подарком к главному православному празднику — Пасхе, дал всем пришедшим колоссальный эмоциональный заряд.

 

Анна Иванцова, заметка  «Сладкая сказка» (№23. (1675) 30 декабря 2010 г.):

Ребята из детского дома № 2 получили к Новому году необычный подарок - пряничный городок, который студенты факультета пищевых технологий ЮУрГУ  построили собственными руками.

Информация о работе Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»