Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Текст является целостной структурой, благодаря наличию в нем определенных средств связи. Целостность текста и связность всех его компонентах на всех уровнях получило термин когерентность и когезия.
Целью данной работы является выяснение и тщательное рассмотрение таких категорий темы как когезия и когерентность. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотрение существующих точек зрения на данную проблему;
- Разграничение понятий когезия и когерентность;
- Выявление различных видов когезии и когерентности.
Введение
Текст является целостной структурой, благодаря наличию в нем определенных средств связи. Целостность текста и связность всех его компонентах на всех уровнях получило термин когерентность и когезия.
Целью данной работы является выяснение и тщательное рассмотрение таких категорий темы как когезия и когерентность.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотрение существующих точек зрения на данную проблему;
- Разграничение понятий когезия и когерентность;
- Выявление различных видов когезии и когерентности.
Взгляд ученых, как российских, так и зарубежных, на проблему когезии и когерентности, является неоднозначным. Начиная с 70х годов ХХ века, видные ученые разрабатывают различные теории с целью глубже понять природу и сущность целостности текста. И, тем не менее, данная тема является еще не до конца изученной.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью более глубокого понимания структуры и свойств текста, и в частности когезии и когерентности. Детальное изучение текста и отдельных его категорий позволит приблизится к пониманию сущности текста, как целостной, упорядоченной структуры.
Актуальность работы для референта заключается в том, что детальное изучение компонентов текста, позволит повысить качество работы референта, даст положительные навыки в работе с текстами. Так как текст является основным материалом, с которым работает референт.
Теоретическими предпосылками данной работы явились труды таких известных ученых, как Тураева З.Я., Гальперин И.Р., Кожевникова К., Воробьева О.П., Лукин В.А., Леонтьев А.А., Трошина Н.Н., Макаров Н.Л, Москальская О.И., Инфантова Г.Г. и др.
В качестве примеров категорий когезии и когерентности в практической части были взяты стихотворения современных молодых авторов.
Объект курсовой работы:
категории когезии и
Предмет курсовой работы: свойства когезии и когерентности.
Характер исследуемого материала и задачи работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении изложена актуальность темы «Когезия и когерентность»; также рассматриваются проблемы, связанные с необходимостью исследования данной категории, кратко излагаются основные признаки когерентности и когезии, обозначаются цель и задачи работы, описываются применяемые методы исследования, а также приводится краткое описание содержания работы.
В первой части работы рассматривается вопрос о категориях когезии и когерентности. Проводится теоретическое осмысление понятий. Рассматриваются и тщательно анализируются различные виды и средства когезии и когерентности, ставится вопрос о разграничении данных понятий и делается обобщенный вывод.
Вторая часть посвящена анализу когезии и когерентности на примере поэтических текстов, а так же рассмотрены общие характеристики видов связности, их функции и практическое применение.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, приводятся обобщенные выводы, сделанные на основе анализа теоретического и практического материала.
К работе прилагается список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки анализа категории связности текста.
Когерентность (от лат. cohaerentia – 'сцепление, связь', иначе – когеренция, цельность, целостность, интеграция, семантико-прагматическая, семантическая, смысловая, содержательная, вертикальная, глобальная, прадигматическая связанность) относится ко всему тексту и, являясь результатом взаимодействия различных видов когезии, организует текст в единое целое. [9]
По сути, и когезия, и когерентность представляют собой одно и то же – связь, но связь эта проявляется на разных уровнях восприятия текста – на горизонтальном (связность цепочки звуков, слов, словосочетаний, строк, строф) и вертикальном (связность всех звуков, слов, словосочетаний, строк и строф между собой в тексте).
В качестве критерия выделения
видов когерентности текста рассмотрим
критерий, являющийся в лингвистике, пожалуй,
универсальным – уровневую языковую организацию
текста. Когерентность текста классифицируется
по уровням языковой системы – фонетика,
грамматика, лексика, текст, т.е. речь идет,
соответственно, о связи звуков, грамматических
характеристик, слов и предложений. [7]
В этой связи выделяем следующие виды
когерентности (а с ней и когезии) текста:
фонетическая, грамматическая, лексическая,
текстовая.
Грамматическая когерентность распадается
на морфологическую и синтаксическую.
Лексическая когерентность представлена
тремя подвидами (смысловая, образная
и ассоциативная) с последовательной либо
параллельной связью смыслов, образов
или ассоциаций.
Текстовая когерентность подразделяется
на логическую и сюжетную.
Разновидности когерентности взаимосвязаны
и дополняют друг друга. В разных текстах
они представлены в комплексе, однако
часто отдельные виды доминируют, играют
главенствующую роль.
Фонетическая когерентность основана на звукописи (иначе – звуковом повторе, эвфонии, звукосемантике, фоностилистике, звуковом символизме, словесной (фонетической) инструментовке). Звуки в тексте соединяются в слоги, слоги – в слова, а слова – в словосочетания и т.д., И тем самым создают особый рисунок текста, его звучащую и зримую ткань.
Грамматическая когерентность
поэтического текста проявляется на
морфологическом и
Морфологический уровень представляет связи морфем, наиболее отчетливо отражающиеся в употреблении особых форм существительных, местоимений, прилагательных, глаголов с определенным художественным заданием. Когезийная связность проявляется в грамматическом согласовании слов, а когерентность текста обеспечивается повторами словоформ и частей речи.
Синтаксическая когерентность
имеет отношение также к
Следующий вид когерентности текста связан с его лексическим наполнением – со словами, играющими в тексте главенствующую роль.
Например, стихотворный текст состоит из слов, которые вызывают в нашем сознании различные переплетения концептов (т.е. единиц, квантов сознания и мышления) – смыслы, образы, ассоциации. В связи с этим лексическую когерентность подразделяем по характеру связи между концептами на смысловую, образную и ассоциативную, по способу связи каждая из них может быть последовательной и параллельной.
Текстовая когерентность предполагает доминирование связности предложений и фрагментов текста. Она типична для текстов, в которых основную роль играет ситуация, событие, эпизод. Текстовая когерентность подразделяется на логическую и сюжетную.
Логическая когерентность предусматривает связь предложений и строк на основе логических законов – достаточного основания, прессупозиции, дедуктивного умозаключения и др.
Сюжетная когерентность присуща сюжетным текстам, т.е. таким, которые отражают динамику действительности в форме событий. Такие тексты имеют динамичный пространственно-временной план, проявляющийся в действиях, поступках персонажей, в сценарном типе повествования, в наличии диалогов, разговорных элементов и т.п.
Классификация, представленная выше, не является единственной, однако она наиболее часто употребляется при анализе связности поэтического текста и играет важную роль при переводе иностранной поэзии на русский язык и наоборот. [7]
Рассмотрим еще одну классификацию, основанную на сфере влияния. В данной классификации выделяют глобальную и локальную когерентность текста.
Глобальная когерентность обеспечивается связностью всех элементов темы посредством темы. В этой связи некоторые ученые выделяют также тематическую когерентность. [7]
Текст представляет собой не просто совокупность микроструктур, а некое глобальное целое, макроструктура. Текст, лишенный макроструктуры, не имеет смысла. текст имеет глобальную структуру, то есть набор основных понятий и систему их содержательных отношений и хронотопических реализаций. Поэтому, например, невозможно спутать произведения Достоевского с простым описанием жизни Петербурга ХIX века.
Важную роль в формировании глобальной когерентности играют знаки текста - единицы, из которых текст состоит. Это предполагает, что текст состоит не из тех же знаков, из которых он создается. То есть не из фонем, морфем, лексем и т.д. [4]
К знакам текста можно отнести:
- заголовок текста;
- метатекст;
- цитату;
- анаграмму.
Заголовок текста - это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение.
При восприятии текста заголовок является неким показателем, индексальным знаком, который позволяет определить о чем пойдет речь в тексте.
Заголовок обладает следующими свойствами:
1. Метатекстовость;
2. Наличие семантических
или/и формально-семантических
3. Способность к представлению в сжатом, свернутом виде содержания текста в форме;
Метатекстовые знаки – это знаки не соотносимые с языковыми единицами и выполняющие метатекстовую функцию относительно того текста, в котором они находятся.
Обычно в качестве примеров метатекстовых знаков приводят следующие во-первых, во-вторых, иными словами, подчеркнем, отметим, повторяю; речь идет о; нельзя не согласиться с тем, что... Все они являются либо языковыми знаками (индексального типа) выполняющими метатекстовую функцию вследствие того, что она предаисана им их языковыми же значениями, либо представляют собой речевые клише и устойчивые словосочетания с аналогичными свойствами.
Цитата - это любое осознанное или не осознанное автором включение в его текст любого знака из «чужого» текста или другой знаковой системы. Всякий художественный текст состоит из цитат.
Анаграммой (отгреч. àνá 'над' и γρáμμâ 'начертание, знак; следовательно - "над-знак", "сверх-знак") - называется такой способ формально-семантической организации текста, при котором повторы звуков и слогов (букв и их комбинаций) воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного текста.
Причем это слово может как присутствовать в тексте, тогда оно повторяется еще раз - уже в "разобранном" виде, так и отсутствовать в нем, тогда оно неявно, "по частям" вводится в текст. Примером первого случая является рассмотренный ранее в ином аспекте стихотворный текст «Утро» Н.М. Рубцова, в котором заглавие анаграммируется текстом:
1 КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,
4 И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,
5 КОгда, смеясь, на дрОРике глУхОм
6 ВсГРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-
7 ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм
8 И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.
9 Деревья, избы, лОшадь на мОсТУ,
10 ЦвеТУщий лУг - везде О них ТОскУЮ.
11 И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,
12 Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...[8]
Анаграммируемое - УТРО — оказывается рассредоточенным по всему пространству текста в виде отдельных звуков (букв) и слогов.
Тематическая когеренция - формируется вокруг глобальной темы текста. Особенно наглядно это качество проявляется не в коротких фрагментах, а в более или менее значительных по объему текстах. Оно выражается в повторении определенных «мотивов» и «тем»: ключевых объектов, фактов, верований, когнитивных структур, социальных представлений, эксплицитно или имплицитно выраженных в дискурсе.
Локальная когерентность – отношения между минимальными единицами текста и их частями. Установление локальной связности происходит в кратковременной памяти под общим контролем управляющей системы и, следовательно, в рамках макропропозиции. [2]
Вывод: категория когерентности текста – это сложное и пока малоизученное явление. Данная категория текста была открыта сравнительно недавно и потому представляет большой интерес для дальнейших исследований учеными-лингвистами. Когерентность обеспечивает целостность текста на разных уровнях и масштабах.
1.2 Когезия
Когезия – это первое звено цепи понимания, с которым первоначально сталкивается получатель, воспринимая готовый текст. Получатель воспринимает языковые знаки, которые неспецифично взаимодействуют между собой. То есть их понимание идет от связности отличной от связности в языке. И благодаря этому текст сообщает нам то, чего не может сообщить какая бы то ни было совокупность языковых знаков, связанных языковыми же отношениями. [10]
В общем смысле, понятие когезии можно определить через повтор: чередование. Предположим, существует некая последовательность знаков. Данную последовательность можно определить как связную, на основании того, что присутствует повторяемость различных знаков. Повторение, как бы скрепляет, «сшивает» текст, образуя целостную структуру (этим как раз и объясняется выбор латинского textum- 'ткань', 'плетеная работа' - для обозначения соответствующей последовательности знаков).[1]