Правовая ответственность журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В основе призвания к журналистике лежит особый склад души. Умение чувствовать слово, шлифовать фразу, точно выражать свою и не свою мысль- качества, для журналиста абсолютно необходимые. Но журналисту необходимо иметь талант и другого рода. Он должен обладать живостью темперамента, стремлением активно вмешиваться в жизнь общества, готовностью к постоянному поиску нового. Е

Содержание работы

Введение…………………… …………………………………………….....4-6
1Характеристика Международно-правового института ответственности журналистов………………………………………………………………………..7
1.1 История становления и развития института ответственности журналистов…………………………………………………………………….7-10
1.2 Понятие и виды международно-правовой ответственности…..11- 15
2 Правовой анализ видов ответственности журналистов за нарушение законодательства …………………………………………………………………16
2.1 Уголовная ответственность журналистов……………………….16-25
2.2 Гражданско-правовая ответственность журналистов…………….26-33
2.3 Административная ответственность журналистов……………...34-38

Заключение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Международный пакт о гражданских и политических правах был принят в 1966 году Генеральной  Ассамблеей ООН. В нём также есть своя статья 19 о свободе информации, но в ней появляются новые элементы, более подробно, чем во Всеобщей декларации прав человека, объясняющие содержание свободы информации. Появление новых элементов было вызвано тем, что одни государства начали обвинять другие государства в том, что те не позволяют своим гражданам свободно получать и распространять информацию. В ответ последние подняли перед оппонентом вопрос о правомерности защиты своих граждан от пропаганды войны, фашизма, насилия и т.п. Для определения ограничений на свободу информации статья 19 Международного пакта была сформулирована уже более подробно. И хотя в ней тоже сказано, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право получать и распространять всякого рода информацию и идеи в любой форме (устно, письменно и т.п.), однако здесь же говорится и о том, что пользование этими правами налагает на человека особые обязанности и особую ответственность. Эта особая ответственность заключается в том, что пользование правом на свободу информации может быть ограничено. Но это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:

  1. для уважения прав и репутации других лиц;
  2. для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Кроме того, статья 20 того же Пакта позволяет государству запретить в своих законах пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию над людьми.

Фактически статьи 19 и 20 не разрешают произвольно ограничивать свободу информации, приняв любой нормативный акт – указ президента, постановление правительства, приказ министра обороны и т.д. Ограничение обязательно должно быть записано в законе, гласно обсуждаемом и демократически принимаемом парламентом.

Статья 19 позволяет ограничивать свободу слова и мнений только в двух случаях. Первый связан с защитой прав и репутации человека, т.е., пользуясь правом на распространение информации, нельзя безнаказанно оскорблять других лиц. Второй случай касается охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Свобода самовыражения не даёт права на публикацию государственных секретов, не боясь обвинений, например, в шпионаже; возможность публиковать, вероятно, будет ограничена; скорее всего, будет наказана и попытка опубликовать в газете рецепт производства наркотиков в домашних условиях или распространять порнографию среди детей. Государство может ограничить такое право, заботясь о здоровье и нравственности населения.

Граждане вправе использовать правовую помощь Комитета по правам человека ООН (созданного на основании Факультативного протокола от 16 декабря 1966 года к Международному пакту) для пересмотра решений и приговоров, нарушающих, с их точки зрения, положения этого Пакта. Мнения Комитета хотя и принимаются во внимание, но не являются обязательными для судебных, прокурорских, следственных и других государственных органов РК [5].

Третий документ, который  нужно знать журналисту, – это  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Этот документ является основным законом для государств – членов Совета Европы. В Совет Европы входят все государства Европы, за исключением Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Югославии и Монако.

Статья 10 («Свобода выражения  мнения») Европейской конвенции гласит:

«1. Каждый имеет право  свободно выражать свое мнение. Это  право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и  независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих  свобод, налагающее обязанности  и ответственность, может быть  сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»

Как видим, свобода информации, идей и мнений может быть ограничена и в соответствии с Европейской конвенцией. Более того, список ограничений в ней даже шире, чем в Международном пакте о гражданских и политических правах. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что указанные ограничения свободы, перечисленные в части 2 Конвенции, могут происходить только в случаях, если это:

  1. предусмотрено в национальном законе и
  2. обосновано необходимостью развития демократии в обществе.

Таким образом, даже если законы государства ограничивают эти свободы, власти должны доказать, что сделано это в интересах демократии.

Нормы Европейской  конвенции трактуются решениями  Европейского Суда по правам человека, которые создают базу прецедентов  для всех государств-участников. Разумеется, решение Суда обязаны выполнять только стороны по спору. Но и для других государств-участников подход в правоприменении и выводы по применению и толкованию норм Конвенции должны служить ориентиром в основных принципах разрешения споров в аналогичных правоотношениях [6].

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Понятие  и виды международно-правовой  ответственности 

 

 

Международно-правовая ответственность – один из старейших  институтов международного права, сложившихся  на базе обычно-правовых норм.  Но тот институт – классического международного права – отличен от института, оформившегося в современном мире.

В прошлом ответственность  главным образом сводилась к  обязанности государства возместить ущерб, причиненный личности или  имуществу иностранцев; не знал названный  институт таких понятий современной  международно-правовой ответственности, как «агрессия», «права человека», «ответственность за войну» и т.д.; наконец, классическое международное право в основном было обычным правом, теперь же институт ответственности наряду с обычаем включает и статьи в отдельных договорах, а кроме того, предпринимаются попытки кодифицировать общие нормы ответственности в международном праве.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной  правосубъектности, право международных  организаций, право международной безопасности и др. 

Комиссия международного права по поручению Генеральной  Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

Международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта  международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы. 

Одновременно  это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.  Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия.  Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.

Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется  применением определенных мер к правонарушителю.  Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Как заявила  в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб.  Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи, с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного  положения вытекает следующее: 1) обязанность  нести ответственность за международные  правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную.  Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия - с другой.

Юрист-международник  П.М. Курис полагает, что институт международно-правовой ответственности  обусловлен тем, что он является необходимым  юридическим средством обеспечения  международного права, более того – важнейшим элементом его сущности, одним из его устоев, поскольку право вообще немыслимо без ответственности за нарушение его норм [7].

По этому  поводу можно привести еще мнением  А. Фердросса, который считает, что  отрицание принципа ответственности «привело бы к гибели международного права, так как с отказом от ответственности государств за совершенный неправомерный акт отпали бы также обязательства государств соблюдать нормы международного права» [8].

Таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Международно-правовая ответственность означает обязанность  государства не только ликвидировать  вред, причиненный нарушением, но и  право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения и т.д.). 

Например, с  точки зрения международного права, в балканском конфликте страны НАТО, а также другие страны мира подверглись  агрессии со стороны Югославии, за что  последняя и понесла наказание.  Страны НАТО действовали по закону, а Россия – «по понятиям»: «ведь там же наши братья» или «братки».

Прав был  Березовский, когда сказал, что в  России живут «по понятиям», а  не по закону.  У русских есть понятия: «славянские братья», «агрессия НАТО», «бомбят детские сады и больницы». А как же по закону? По тому самому международному праву, соблюдать нормы которого Россия обязалась?

Юридические последствия  нарушения договорных или обычных  норм международного права могут  затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные неправительственные организации.  Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность  за агрессию, геноцид, апартеид, расовую  дискриминацию, за нарушение  законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность  государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам  международного права, а в отдельных  случаях и их юридическим и физическим лицам;

в) применение в  соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер  в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженных сил по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).

Вопрос о  международно-правовой ответственности  государств впервые возник после  первой мировой войны, когда в  международных отношениях стала  укрепляться идея преступности агрессивной войны.  Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно действенный принцип международного права.  Первые попытки его установления связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций.  В преамбуле к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительным правилом поведения правительств».   В Статуте отмечалось также обязательство членов Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».

Информация о работе Правовая ответственность журналистики