Правовое регулирование в сфере PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Public relations, как и всякие другие сферы профессиональной деятельности, обусловлены необходимостью соблюдения требований к ним общества во всем их многообразии. При осуществлении данной деятельности надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Особенности правового регулирования PR деятельности
Система правовых норм регулирования PR деятельности………….... 4
Комплекс нормативных положений для организации
PR-деятельности ………………… .…………………………………..… 8
Глава 2. Особенности правового регулирования в современной России
2.1. Обзор законодательных норм в РФ……………………………………... 12
2.2. Российский опыт правового регулирования политического PR……… 14
Заключение……………………………………………………………………. 21
Библиографический список..………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

НОУ «Российский Новый Университет»

Факультет гуманитарных технологий

и иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗей с общественностью»

 

 

на тему:

«Правовое регулирование в сфере PR»

 

 

 

   Подготовила:

                                                                                 Студентка 4 курса

                                                                                              заочной формы

   обучения

             группы 643-З

 

             Жучкова Ю.А.

 

 

 

 

             Проверил:

          Профессор Шур В.Г.

 

 

 

Москва 

2012 год

Содержание

 

Стр.

Введение…………………………………………………………………….....  3

Глава 1. Особенности правового  регулирования PR деятельности

    1. Система правовых норм регулирования PR деятельности…………....  4
    2. Комплекс нормативных положений для организации

       PR-деятельности ………………… .…………………………………..… 8

Глава 2. Особенности правового  регулирования  в современной  России

2.1. Обзор законодательных норм в РФ……………………………………...  12

2.2. Российский опыт правового регулирования политического PR………  14

Заключение…………………………………………………………………….  21

Библиографический список..………………………………………...……….  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Public  relations,  как  и  всякие   другие   сферы   профессиональной деятельности,  обусловлены необходимостью  соблюдения  требований   к   ним общества во всем их многообразии. При осуществлении данной деятельности надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .

Одна  из  задач  государства  –  в  той  или  иной  мере  регулировать деятельность физических и юридических лиц. Не исключение и PR.  То  есть государство должно позаботиться о том,  чтобы PR-мероприятия  не  ущемляли права и интересы как отдельных граждан,  так и общества  в целом.  А PR-специалистам, в свою  очередь,  нужны четкие  представления об  объеме  и пределах своей профессиональной компетенции.

Актуальность темы исследования заключается в том, что деятельность связи с общественностью (PR) развивается стремительными темпами. К сожалению, на сегодняшний день нет законов, регулирующих эту сферу деятельности. PR–специалисты вынуждены обращаться к смежным законам, таким как: законы о СМИ, законы о рекламе, законы об авторских правах и др.

Объектом данной работы является правовое регулирование в  сфере PR. Предметом – особенности правового регулирования PR в современной России.

Цель курсовой работы:

- рассмотреть приемы регулирования PR-деятельности  в  международном  масштабе;

- рассмотреть особенности регулирования PR в России;

- проанализировать законы, действующие в данной сфере;

 

 

 

Глава 1. Особенности  правового регулирования PR деятельности

1.1. Система правовых норм регулирования PR деятельности

 

Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью на общество происходит, прежде всего, с помощью информации, транслируемой через СМИ. Информация, в результате интенсивного развития рынка PR, рекламы и других составляющих комплекса ИМК, стала активно использоваться для создания паблицитного капитала, имиджа, бренда, таким образом, экономика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равноценного участника коммерческих отношений.

Нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли  права – информационной.

Информационное право  только начинает складываться, и поэтому  говорить о четкой систематизации и  классификации законодательства, регулирующего  отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.

Существует такая точка  зрения, что PR в законодательстве не может быть ни «разграничен», ни определен. PR - это просто информация. О том, как работать с «просто информацией», сказано в законе о средствах массовой информации». Некоторые дают такое определение: PR - «просто информация». Конечно, определений понятия PR насчитывается великое множество, но PR, в принимаемом всеми переводе на русский язык, означает «связи с общественностью», то есть «связи» кого-то (некоторого субъекта) с представителями некоторой «общественности». При этом «связь» - это действие, однократный акт, а «связи» - это некоторая деятельность. Здесь наше внимание акцентируется только на информации, оставляя PR, как деятельность, за горизонтом. То есть в указанном примере есть несколько аспектов рассматриваемой проблемы - правовое регулирование информации как таковой, ее создания, переработки, трансляции и деятельности по ее созданию, переработке, и трансляции с определенными целями.

Российская инфраструктура PR, массового информирования включает традиционные электронные и печатные СМИ, информационные агентства и разнообразные сайты глобальной сети Интернет. При этом происходит интенсивная конвергенция различных средств массового информирования на основе использования современных информационно – коммуникационных технологий, сетей и систем.

Работа с информацией  – очень сложный и кропотливый процесс. Ее переработка и трансляция подразумевают еще и некоторую манипуляцию. Информация может быть преувеличена, преуменьшена, недосказана, то есть как-то искажена.  В этом случае имеет место манипуляция информацией с целью манипуляции сознанием объекта воздействия - обществом, общественностью, обывателем, формировании в их сознании определенного, нужного субъекту-заказчику мнения (действия, отношения). Подобное воздействие называется информационным управлением.1

Под информационным управлением  понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, а объекту управления представляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Этот тип управления человеком, группой, массой связан со стремлением так сформировать сообщение о реальной ситуации, чтобы, несмотря на его неадекватность, человек принимал его как само собой разумеющееся и поступал (голосовал, покупал) соответствующим образом. То есть конечной целью информационного воздействия является желаемое поведение объекта управления, которое постулируется субъектом. Основной особенностью принятия и реализации информационных управленческих решений является то, что это не единовременный акт, а совокупность взаимосвязанных действий и методов их реализации, распределенных на некотором временном интервале, по территории и по сегментам целевой аудитории.

В зависимости от сферы  деятельности, в которой функционируют  специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс  правового регулирования PR-деятельности включаются отраслевые законодательные  акты. Причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.)

Для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень  важно законодательство о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГКРФ).2

Для политического PR - выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними.

Для банковской деятельности - соответственно о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах, о ЦБ РФ и т.д.

В процесс правового  регулирования PR необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация, при определенных обстоятельствах и с определенными PR-целями, может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не PR-менеджер, а, возможно по его рекомендации, руководство компании и служба безопасности.

В российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения адвокатов, судей, госслужащих. Нельзя исключать, что в дальнейшем и этические нормы PR-служащих также будут регламентированы на законодательном уровне.

Важную роль, как для  журналистской, так и для PR-деятельности, играет законодательство об авторском праве и смежных правах.

Авторское право ( глава 70 ГК РФ) регулирует такие общие категории авторского права (в объективном смысле этого понятия), как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и т.д. Подробно определяет и регулирует личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей, а также способы распоряжения этими правами.

Смежные права (глава 71 ГК РФ) - содержат положения, имеющие целью  охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров - постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения; прав изготовителей фонограмм и видеозаписей, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи.3

Правовое регулирование PR-деятельности, процессов информационного обмена, межсубъектных коммуникаций имеет огромную и определяющую роль для всех сторон коммуникационного взаимодействия и в первую очередь для информационной безопасности общества в целом и каждого отдельного его представителя в частности.

1.2. Комплекс нормативных положений для организации PR-деятельности

 

 

 При осуществлении PR надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .

 

Лицензирование PR-деятельности.

Существует несколько  аргументов в пользу обязательного лицензирования и юридической регистрации профессиональной деятельности в области PR:

1.  Лицензирование способствует определению сферы деятельности специалиста по связям с общественностью.

2. Лицензирование способствует возникновению единого образовательного уровня профессионала, действующего в сфере связей с общественностью.

3.   Лицензирование способствует установлению единых этических норм и профессиональных стандартов.

4.  Лицензирование облегчает лишение нарушителей этических стандартов сертификата на профессиональную деятельность.

5.  Лицензирование способствует защите квалифицированных специалистов от нечестной конкуренции со стороны неквалифицированных и неэтичных деятелей в области связей с общественностью.

Однако существуют и  некоторые аргументы против лицензирования, в пользу доверия к добровольному подходу к этике связей с общественностью:

1.  Добровольной аккредитации вполне достаточно для установления профессиональных стандартов

2.  Уже имеющихся Гражданского и Уголовного кодексов вполне достаточно для предотвращения злоупотреблений в данной сфере человеческой деятельности.

 

3.  Лицензирование обеспечивает лишь минимальный уровень компетентности и профессиональных стандартов и не обеспечивает достаточно высокие стандарты этического поведения.

 

Аккредитация PR-деятельности

В отличие от России, на западе существуют определённые традиции контроля  за соблюдением правил профессиональной деятельности в области  паблик рилейшнз. С 1964 года в США  вступила в действие обязательная для  всех членов IPRA «Программа аккредитации специалистов в области PR (APR) Public Relations Society of America». Аккредитация PR-специалистов построена на экзамене, состоящего из multiple-choice вопросов по теории/практики PR и нескольких кейсов, затрагивающих, как техническую так и этическую сторону работы PR (APR состоит из 7 часового экзамена и 45 минутного устного собеседования).

Функционирует также  система аккредитации CERP по PR-образованию  в Европе.

 

Сертификация PR-деятельности.

Профессиональная сертификация в области PR проводится Общественным комитетом по профессиональной сертификации в области связей с общественностью (ОКС), сформированным из представителей национальных профессиональных ассоциаций и ведущих экспертов в области PR.

Процедура профессиональной сертификации в области связей с общественностью, разработанная ОКС, признана ведущими операторами PR-рынка наиболее объективной при оценке профессиональных навыков и достижений. Наличие профессионального сертификата характеризует его обладателя как PR-структуру или PR-специалиста, соответствующих высокому уровню квалификации и соблюдающих общемировые профессиональные принципы и этические стандарты в области связей с общественностью.

Основой определения  критериев профессионализма претендентов на сертификат являются принципы, заложенные в Лиссабонском кодексе профессионального поведения в области PR, Римской хартии и других документах международных профессиональных организаций CERP, IPRA и ICO.4

Информация о работе Правовое регулирование в сфере PR