Проблемы и трудности становления гражданского общества и правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:40, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации зачастую называют «четвертой властью». В демократической системе считается, что они стоят на страже свободного общества. Закономерно, что средства массовой информации являются одной из наиболее значимых частей гражданского общества; они контролируют парламент, правительство и систему правосудия, а также следят за соблюдением частными промышленными и финансовыми компаниями закона, предупреждают о загрязнении окружающей среды, участвуют в предотвращении конфликтных ситуаций, а также в их разрешении.В настоящее время средства массовой информации являются вездесущей силой, возможно, поэтому люди ожидают от СМИ всемогущества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Гражданское общество, средства массовой информации и демократия в посткоммунистических странах.
1.1 Понятие гражданского общества.……………………………...…………...4
1.2 Проблемы и недовольства действиям СМИ……………………………….5
1.3 Важность коммерческой деятельности……………………...…………...6-7
1.4 Варианты контроля над СМИ…………………………………………….8-9
1.5 Рынок СМИ……………………………………………………………...10-11
ГЛАВА 2. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России.
2.1 Условия становления гражданского общества в современной России……………………………………………………………………..…..12-14
2.2 Гражданские движения в России ………………………………….………….……….15-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СНОСКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)
  • признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
  • создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
  • деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
  • финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства; 
  • создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
  • предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.).

2.2 ГРАЖДАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Различные гражданские движения служат ключевой характеристикой современного жизнеспособного гражданского общества, являются формой участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Гражданские движения не выступают в качестве прообраза формы гражданского участия, призванной заменить собой институциональные структуры представительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.

В России гражданские движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Еще Гегель обращал внимание на то, что гражданское общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным», (4) что предполагает реализацию общественных интересов.

Для части  организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер («Женщины России», партия пенсионеров). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.

Как считает  А.Хлопин, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе». (5) Анализ моделей взаимодействия этих объединений с государственными структурами на региональном уровне, по мнению Е.Белокуровой (6) показал, что у них не назрела необходимость объединения друг с другом для совместного влияния на процесс принятия политических решений.  Лидеры отдельных организаций чаще всего даже не знают о существовании сходных организаций и в принципе неохотно идут на контакт с ними. Налицо не только их самодостаточность, но и отсутствие общественной потребности в объединении друг с другом, несмотря на общий интерес каждой из них в отдельности влиять на принятие политических решений. Даже если у таких локальных групп и возникает потребность в кооперации с родственными организациями, наибольшим препятствием к ее удовлетворению оказывается недостаточное осознание общих интересов и возможностей. Среди преобладающих способов лоббирования отмечаются скорее негласные, нежели легальные и публичные по характеру: личные связи с чиновниками, взаимные договоренности и соглашения между группами интересов, подкуп лиц, от которых зависит принятие нужных решений.  В меньшей степени используется такой способ лоббирования, как публичное обсуждение проблем, формирование общественного мнения. Самодостаточность большинства добровольных объединений не позволяет наладить их взаимодействие по горизонтали с аналогичными организациями.

Несколько иначе обстоит дело с их связями по вертикали. Объединения зачастую влияют на принятие политических решений негласно, посредством неформальных и далеко не всегда легальных связей с властными структурами. В многообразном социуме не исключается возможность образования по вертикали более или менее устойчивых неформальных групп и сообществ. С преобладанием личных связей публичная сфера социума становится более восприимчивой к частным интересам, которые реализуются в рамках взаимодействий, которые можно назвать сетями «своих» людей. Эти сети самодостаточны для того, чтобы восполнить дефицит социального взаимодействия, прерванного с точки зрения общественных интересов. Однако, с той же точки зрения сети «своих» людей способны действовать как антиобщественные либо прогосударственные структуры. Поэтому совершенно справедливо А.Хлопин констатирует, что ни добровольный, ни автономный характер самодеятельных объединений не дает оснований считать их частью, элементом гражданского общества. Ибо за перечисленными признаками локальных сообществ может скрываться псевдогражданская организация. (7) «О принадлежности тех или иных учреждений к гражданскому обществу, - поддерживает его В.Витюк, - нельзя судить по одним лишь формально-организационным признакам. Эта принадлежность устанавливается при учете конкретной общественной роли и реальных функций… направлены ли они на удовлетворение общественных потребностей или имеют прогосударственный либо, наоборот, антиобщественный смысл». (8)

В данном контексте представляется актуальным анализ такого инструмента научного анализа взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Л.Сморгунов выделяет следующие характеристики, которые отличают данный вид взаимодействия. Во-первых, они представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество и состоит из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих некий совместный интерес. Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее акторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге. В-третьих, важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует, прежде всего, собственные интересы. В-четвертых, между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны. В-пятых, сеть – это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса. «В целом, - констатирует Л.Сморгунов, - такая сеть есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы». (9)

Посредством политических сетей легче наладить взаимодействие государства и гражданского общества, так как используются механизмы  доверия, возникающие при формировании сети.

Принципиально важным для развития гражданских  движений в России представляется замечание  американских исследователей М.Фоули и Б.Эдвардса: «Там, где государство невосприимчиво, его институты недемократичны, а его демократия плохо реагирует на требования граждан, характер коллективных действий будет кардинально иным, чем при сильной и демократической системе. В таком обществе государственная политика сводит на нет усилия граждан организоваться для достижения каких-то гражданских целей - иногда путем открытого подавления, иногда путем простого игнорирования. Тогда возникают все более агрессивные формы гражданских ассоциаций, и все больше рядовых граждан либо вовлекается в активную борьбу против государства, либо впадает в спасительную апатию». (10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди трудностей становления гражданского общества российскими исследователями  отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий. Эти ожидания, особенно на ранних, незрелых стадиях конституирования гражданского общества, чаще всего не могли быть реализованы, так как формировались из традиционного, архаического духовно-психологического склада, основанного на российском менталитете. Эти особенности стали базисом для индивидуальных и коллективных мечтаний о возврате к традиционным, доиндивидуализированным формам общежития, и эти массовые чаяния были универсальной реакцией на тяготы перехода к жизни в условиях свободы в обществах гражданского типа.

Гражданское общество состоит из свободных  людей, которые объединяются для  решения задач, затрагивающих их интересы. Т.е. люди создают коллективы сознательно, что дает возможность  говорить о подлинной общинности, в отличие от коллективов, созданных или находящихся под контролем государства, которые в первую очередь выражают государственные интересы, а не личные. В гражданском обществе человек может свободно покинуть коллектив, не опасаясь применения против него каких-либо санкций со стороны общества или государства. Это в корне отличает общественные объединения гражданского общества от аналогичных в условиях недемократического режима. Поэтому для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сознающий свои интересы и активно выступающий за их реализацию. Причем свобода данного индивида ограничивается принятыми в данном обществе нормами морали и права, а не государственными, классовыми или корпоративными интересами. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СНОСКИ

 

  • (1) Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2. С.146.
  • (2) Цит. по: Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. №1. С.140.
  • (3) Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Полис. 2002. №4. 
  • (4) Гегель. Сочинения. М., 1935. Т.8. С.24.
  • (5) Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. №1. С.137.
  • (6) Белокурова Е. Модели взаимодействия Третьего сектора с региональными органами власти в России // Гражданское общество: Первые шаги / Под ред. А.Сунгурова. СПб., 1999. С. 245.
  • (7) Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. №1. С.138.
  • (8) Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума // Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З.Т.Голенкова. М., 1999. С.65.
  • (9) Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. №3. С.108.
  • (10) Фоули М., Эдвардс Б. Парадокс гражданского общества // URL: http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.
  2. Гражданское общество: Первые шаги / Под ред. А.Сунгурова. СПб., 1999.
  3. Гуманитарные науки: в поиске нового. Вып. 2: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Ковылкин. тип., 2003.
  4. Философия. Наука. Культура. Вып. 1: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  5. Устойчивое развитие юга России: состояние, проблемы, перспективы: Сб. тез.выступлений на конф. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003.
  6. Т.Г.Румянцева, А.А.Грицанов; под общ. Ред. А.Н.Еслукова и др. – 2-е изд.,перераб. И доп. _ Мн.: Выш. шк., 1997.
  7. Фоули М., Эдвардс Б. Парадокс гражданского общества // URL: http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm

 


Информация о работе Проблемы и трудности становления гражданского общества и правового государства в России