Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:09, курсовая работа
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Фотожурналистика и ее составляющие………………………………………………………………………..5
1.1. История возникновения фотожурналистики……………………………………………….………………….5
1.2. Классификация жанров…………………………………………………...…...12
1.3. Регламентация деятельности фотожурналистов………………………………………..………………………….15
Глава 2. Исследование профессиональной сферы фотожурналистики в России и современном мире………………………………………………………………..17
2.1. Период кризиса фотожурналистики……………………………………………………………..…..17
2.2. Совершенствование технологий и их значение…………………………………………………………………….……….20
Глава 3. Практические аспекты деятельности фотожурналистов…………..……………………………………………………….22
3.1. Анализ фотографий………………………………………………………...….22
Заключение………………………………………………………………………...25
Список источников………………………………………………………….……26
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра журналистики
Проявление фотожурналистики в современном обществе
Курсовая работа
Студентки 2 курса гр. 3211б
дневного отделения
Пуртовой Татьяны Дмитриевны
Научный руководитель:
Рябий Михаил Михайлович
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Фотожурналистика и ее составляющие………………………………………………
1.1. История возникновения фотожурналистики……………………………………
1.2. Классификация жанров…………………………………………………...….
1.3. Регламентация деятельности
фотожурналистов………………………………………
Глава 2. Исследование профессиональной
сферы фотожурналистики в России и современном
мире………………………………………………………………..
2.1. Период кризиса фотожурналистики……………………………………
2.2. Совершенствование технологий
и их значение…………………………………………………………
Глава 3. Практические аспекты деятельности
фотожурналистов…………..………………………
3.1. Анализ фотографий……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………………………………
Введение
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.
Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий [4].
Целью настоящего исследования стало всестороннее знакомство с таким видом деятельности как профессиональная фотожурналистика в современном обществе. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
Объектом исследования является фотожурналистика и некоторые ее шедевры; предметом - их всестороннее, системное изучение.
Глава 1. Фотожурналистика и её составляющие
1.1. История возникновения фотожурналистики
Фотожурналистика возникла как элемент идеологической надстройки в силу потребностей, испытываемых обществом на определенном этапе его исторического развития. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность.
Рубеж веков характеризуется значительным ускорением темпов исторического развития. Расширяются связи между странами, углубляется взаимовлияние самых различных процессов, сфер человеческой деятельности (науки и политики, например), происходят резкие социальные сдвиги, в активное "творение истории" втягиваются многомиллионные массы. Все это оказывает непосредственное влияние на количественный рост информации, которую должна давать пресса. Но производство производит не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета. Другими словами, с ростом производимой журналистской информации растет и аудитория, ее потребляющая. Или увеличение аудитории, требующей новой информации, стимулирует развитие средств информации и пропаганды.
Для человека все большее значение приобретает общение в широком смысле этого слова, потребность осознать происходящее, причем не только в рамках его квартала, города, страны, но и в мировом масштабе. Это и понятно, ведь политический переворот в Америке может отразиться на жизни французского крестьянина, а промышленный спад в Германии - на положении итальянского рабочего и т.д. Итак, газеты и журналы информируют своих читателей о все более широком круге фактов, явлений, проблем. Читатель, в свою очередь, должен воспринять и осмыслить эту нарастающую лавину информации. Обилие многообразных сведений самого различного характера вынуждает вычленять главное, основное. Лапидарным, более "сухим" становится газетный язык. Но все насущней встает вопрос о включении в структуру прессы нового средства информации и пропаганды. Им становится фотография. Быстрота ее восприятия, наглядность, легкость понимания ее смысла (хотя, отметим, до некоторой степени кажущаяся) делают фотографию незаменимым элементом печати. Одним снимком можно очень многое сказать, и это "многое" будет почти моментально воспринято читателем.
Фотография может сделать человека как бы свидетелем событий, происходящих в мире, возбудить чувство сопричастности этим событиям, она дает наглядное представление об отдельных эпизодах общественной жизни, военных столкновениях, стихийных бедствиях, научных открытиях, происходящих в самых отдаленных уголках нашей планеты.
Но и это еще не все. Появление фотографии в прессе в значительной степени обусловлено потребностью читателя в документальном, достоверном отражении фактов. Мы не склонны считать, что современный человек вообще не приемлет вымысла или предпочитает ему документальные факты. Необходимость того и другого способа познания действительности в искусстве, например, кажется очевидным. Но журналистика исконно исходит в выполнении своих функций из обращения к конкретному, реальному факту. Фотография создает иллюзию того, что она предоставляет объективные и достоверные показания о факте, поэтому читатель ищет в ней как бы точку отсчета истинности журналистской информации.
Необходимо отметить, что включение фотографии в сферу журналистики и выполнение возложенных на нее в печати функций обусловливаются и возросшим культурным уровнем аудитории. Читатель-зритель постепенно приобрел способность видеть в конкретной фиксации объекта, осуществляемой с помощью фотографии, информацию более глубокую, нежели представление о материальной "данности" объектов в реальной действительности, увидел в фотографии отражение смысла явления или даже целой группы явлений и фактов [2].
Фотожурналистика как самостоятельный вид фотографии, со специфическим предметом исследования, содержания, функциями, формой, возникла не на пустом месте, она имеет свою предысторию.
В истории фотографии XIX - начала XX века можно обнаружить стилистическое направление, близкое по своей проблематике и форме тому, что впоследствии получит дальнейшее развитие в фотожурналистике. Мы имеем в виду так называемую «социальную» фотографию.
Следует отметить, что социальная фотография не представляла собой оформленного течения с определенными целями и программой, как, например, импрессионизм в живописи или, скажем, имажинизм в литературе. Когда мы говорим о ней, то имеем в виду ряд фотографов разных стран, которые, сломав рамки господствовавших эстетических догм, отказались от копирования живописи и обратились к иной проблематике, нежели натюрморты или мифологические сюжеты, к отражению реальной жизни.
Например, французский фотограф Агже (1856-1907) впервые показал на своих фотографиях жизнь улицы, ее простых обитателей. Скромные, внешне непритязательные работы Агже полны метких наблюдений, глубокой житейской философии. По достоинству фотографии французского мастера были оценены лишь в наше время, а в конце века они вызывали недоумение и возмущение, так как противоречили законам салонной фотографии [6, с. 123].
В 1890 г. вышла в свет книга фотографий американца Джекоба Риса «Как живет другая половина людей». Ночлежки, грязные переулки и лачуги бедняков, дети, измученные непосильной работой на фабриках и заводах - такими были темы снимков Риса.
Основоположником социального направления в русской фотографии был В. Каррик 3(1827-1887 гг.), который стремился языком фотографии рассказать о жизни простых людей. Потрясающую по своей эмоциональной силе летопись бедствий и страданий русского крестьянства создал М. Дмитриев (1858-1948 гг.). Наиболее впечатляющие работы фотографа - серия снимков, посвященных засухе в Поволжье в 1891 г. [1].
Представители социальной фотографии были первыми военными репортерами, которые обратили внимание не на парадную сторону войны, а на те бедствия, которые она несет с собой. Здесь можно назвать Мэтью Брэди (1823-1896 гг.), снимавшего гражданскую войну в США, Д. Никитина и А. Иванова, рассказавших своими фотографиями о русско-турецкой войне 1877-1878 гг., А. Савельева, показавшего на снимках страдания беженцев и раненых во время первой мировой войны.
Этот далеко не полный перечень имен показывает, что уже в XIX - начале XX века фотографы обратились к социально-политическим проблемам. Это можно объяснить тем, что внутренняя логика развития искусства всегда тесно связана с проблемами своего времени, с процессами, которые оказывают воздействие на духовную жизнь общества. Она порождает потребность в новых средствах отражения, в еще более близких контактах с жизнью. И эта возрастающая по мере удовлетворения жажда максимально приблизиться к действительности объясняется в конечном счете не только внутренней эстетической закономерностью, но и прежде всего той ролью, которую призвано играть искусство в обществе.
Темы, которые затрагивались представителями социальной фотографии, различны по своей общественной значимости - от бесконфликтных уличных сценок до изображения ужасов войны и подневольного труда. Большинство фотографов, принадлежавших к этому направлению, не занимало четких и определенных классовых позиций, их политические воззрения были эклектичны и весьма разнородны. Однако они были искренни в своем стремлении честно и всесторонне отразить в своих снимках реальные проблемы, стоящие перед обществом. Например, девизом американского фотографа Льюиса Хайна были такие слова: «Правда, только правда, обвиняющая во имя справедливости!».
Сострадание к угнетенным и униженным, стихийное осознание того, что в окружающем мире царит несправедливость, нередко приводили фотографов к созданию публицистических фотообвинений буржуазного общества.
Как уже было отмеченно, социальная фотография близка по своей проблематике и форме к фотожурналистике. Действительно, отказ от "салонности", от подражания живописи, предпочтение, отданное репортажному методу съемки, - это первые шаги на пути к самоопределению фотографии в прессе как самостоятельного вида фотографии. Однако следует подчеркнуть, что наиболее характерные черты социальной фотографии - обращение к важным общественным проблемам, попытка отразить жизнь самых широких слоев населения, неприятие социальной несправедливости, были восприняты в первую очередь советской фотожурналистикой, а впоследствии и фотожурналистикой других социалистических стран. Именно социалистической фотожурналистикой были реализованы в полной мере те задачи всестороннего и правдивого отображения реальной действительности, которые стремились решить наиболее прогрессивные представители социальной фотографии.
Хотя принципы, сформулированные представителями социальной фотографии, были аморфны, не четки, не носили определенного классового характера, но даже и в таком виде они оказались неприемлемыми для буржуазной прессы. Обусловленное спецификой целей и задач, стоящих перед ней, развитие буржуазной фотожурналистики пошло в ином направлении.
Характерной иллюстрацией того, как складывалась буржуазная фотожурналистика, как формировались принципы, лежащие в ее основе, проявлялись наиболее важные содержательно-стилистические аспекты, могут служить воспоминания одного из известных русских фоторепортеров начала двадцатого века К. Буллы.
Преимущественное внимание к сенсациям, которые ценнее, чем уже отраженная в них социальная среда, чем исключительные события, выхолащивание социально-политических проблем либо подмена их проблемами ложными, бесконфликтная трактовка событий, утверждающая благоденствие и стабильность мира капитализма - такие наиболее характерные черты проявились в буржуазной фотожурналистике уже на раннем этапе ее формирования. Впоследствии именно эти моменты были развиты и углублены, и стали определяющими для современной фотожурналистики Запада.
Информация о работе Проявление фотожурналистики в современном обществе