Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:09, курсовая работа
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Фотожурналистика и ее составляющие………………………………………………………………………..5
1.1. История возникновения фотожурналистики……………………………………………….………………….5
1.2. Классификация жанров…………………………………………………...…...12
1.3. Регламентация деятельности фотожурналистов………………………………………..………………………….15
Глава 2. Исследование профессиональной сферы фотожурналистики в России и современном мире………………………………………………………………..17
2.1. Период кризиса фотожурналистики……………………………………………………………..…..17
2.2. Совершенствование технологий и их значение…………………………………………………………………….……….20
Глава 3. Практические аспекты деятельности фотожурналистов…………..……………………………………………………….22
3.1. Анализ фотографий………………………………………………………...….22
Заключение………………………………………………………………………...25
Список источников………………………………………………………….……26
Таким образом, определяя причины и предпосылки появления фотожурналистики, можно выделить следующие основные моменты:
1. Общественная необходимость
нового средства познания и
отражения экономических, политических,
социальных процессов
2. Появление и развитие
технических возможностей для
удовлетворения потребности общества
в расширении средств массовой
коммуникации и социально-
3. Наличие содержательно-
Все эти компоненты находятся в диалектическом единстве и взаимовлиянии. Их совокупное развитие и определило появление фотожурналистики.
Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой «лейки», которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. С появлением первых вспышек между 1927-м и 1930-м годами наступает "золотая эра" 4фотожурналистики (1930s–1950s).
Историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого его "дна", криминальных, асоциальных групп и личностей.
Мотив скандала, эпатажа, насилия, "клубничики" постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более в "желтых" изданиях.
Альтернативой ему является тема жизни высших слоев политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Открыты и открываются "глянцевые" журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы "Профиль", "Караван истории", "7 дней" и др.) [5, с. 98].
1.2. Классификация жанров фотожурналистики
В фотожурналистике, как и в каждом виде журналистики, творческий процесс познания действительности протекает в рамках того или иного жанра. Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.
В современной прессе чаще всего востребованы следующие жанры фотожурналистики:
Фоторепортаж, новостная фотография – съемка конкретного события в данном месте. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка. Подготовка к съемке, собственно съемка и подготовка кадров к публикации в среднем занимают день-два.
Сайтам нужны изображения, которые нужно получить как можно быстрее. При съемке для сайтов счет идет на часы и даже на минуты.
Фотопортрет – нужен не только для показа внешности героев текста, но и для ознакомления с авторами ключевых публикаций. Интервью всегда сопровождается фотопортретом интервьюируемого.
Хорошие портреты часто получаются в процессе репортажной съемки. Если есть время, фотограф может организовать портретную съемку в интерьере, с установкой света, мизансценированием, хотя главное всегда – лучше узнать человека, передать особенности его характера, темперамент.
Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.
Фотопейзаж – характерен для путевых очерков, публикаций на темы экологии.
Фотонатюрморт, интерьерная съемка – изображения новых электронных устройств, модных интерьеров, мебели, автомобилей и проч.
Фоторепродукция – копия документа, фрагмент газетной или журнальной публикации. Впрочем, сегодня документы чаще копируют посредством сканера.
Фотореклама – снимки, сделанные по лекалам рекламы, все чаще украшают информационные рубрики, посвященные стилю, культуре.
Фотоочерк – жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, проблеме, месту. Разновидности фотоочерка: портретный, проблемный и путевой. Серия фотографий – минимум 3 снимка, – рассказывающая историю. Фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный ряд разрозненных картинок. Срок работы над фотоочерком – от недели до нескольких недель.
Создание фотоочерка, как правило, сопряжено с командировкой и требует высокого профессионализма.
Документальная фотография – по сути, это тот же фотоочерк, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Работа над некоторыми документальными проектами, такими как исследования немецкого общества Августа Зандера (August Sander), «Индейцы Северной Америки» Эдварда Куртиса (Edward Curtis) длились десятилетиями.
Фотоинформация – в основе лежит единичный факт, сообщающий о том, где, когда и с какими первыми последствиями он случился. Это та форма фиксации действительности, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.
Фотоиллюстрация – вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.
Фотозарисовка – предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры" - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей "дна жизни", а создание жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных из живописи.
Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж – это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст. Основоположник и классик жанра фотомонтажа - Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) - художник Макс Эрнст [3, с. 52].
1.4 Регламентация деятельности фотожурналистов
Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet) был первой национальной организацией новостных фотографов в мире. Он был основан в 1912 году в Дании шестью фоторепортерами в Копенгагене. Сегодня он насчитывает приблизительно 800 человек.
В 1946 году в США была основана Национальная организация фотографов прессы (NPPA), насчитывает приблизительно 10 тыс. участников. В России попытка создать первую профессиональную гильдию фотожурналистов Pressunion была предпринята в Москве в 2008 году, но по состоянию на апрель 2009 года дело не продвинулось дальше создания закрытого сообщества в ЖЖ.
Некоторые другие организации:
Новостные организации и школы журналистики учредили множество разнообразных наград для фотожурналистов. Начиная с 1968 Пулитцеровская премия присуждается в следующих категориях фотожурналистики: 'Feature Photography', 'Spot News Photography' и 'Capture the Moment'. Другие награды: World Press Photo, Лучшее из фотожурналистики и Фотография года [1].
Этические и правовые моменты
Фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Что снять, как кадрировать и как отредактировать – вопросы, которые постоянно решает фотожурналист.
Часто этический конфликт может быть смягчен или усилен действиями редактора или фоторедактора, к которым переходят снимки сразу, как только они поступают в редакцию. Фотожурналист часто лишен возможности повлиять на то, как будут использованы его снимки.
Опасность цифровой фотографии в том, что она предоставляет новые способы манипуляции, воспроизведения и передачи изображений. Это неизбежно усложняет множество этических проблем.
Национальная ассоциация фотографов прессы США и другие организации создали Этический кодекс.
Основные этические аспекты вписываются в общее законодательство. Законы, относящиеся к фотографии, могут сильно разниться в разных государствах. Ситуация сильно осложняется, когда фоторепортаж, снятый в одной стране, будет затем опубликован во множестве других [3, с. 127].
Глава 2. Исследование профессиональной сферы фотожурналистики в России и современном мире
2.1. Период кризиса фотожурналистики
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей – вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации – Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов – профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств.
России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить.
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики Visa Pour l'Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-Francois Leroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего -- Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества: Многие агентства сейчас применяют схемы, основанные на принципе единых тарифных ставок и подписки, которые очень нравятся журналам и газетам. Эти схемы придуманы людьми, чьей целью является только прибыль. Предлагая подобные схемы, они роют могилу для профессии. Вряд ли нужно упоминать журнальные фотоотделы с менеджментом, нацеленным на получение прибыли, которые используют любительские фото веб-сайты, и платящие одно или два евро за кадр. Подобные технологии распространяются все шире, и, в результате, фотожурналисты обнаруживают, что не способны финансировать свою работу над фотоисториями, требующими углубленной работы. В этом году, я могу насчитать меньше дюжины фотографов, у которых есть задания журналов на создание реальных новостных репортажей, позволяющих фотографу жить за счёт своей работы и платить по счетам в конце месяца
В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L'Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально быстрая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.
В сентябре 2009 года руководство итальянского агентства Grazia Neri объявило о планах закрыть предприятие. Падение доходов за 2008 год составило более 40 процентов, за год был в два раза сокращен персонал.
Информация о работе Проявление фотожурналистики в современном обществе