Психология журналистского творчества и карьера журналиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:13, курсовая работа
Описание работы
Объектом курсового исследования является пхихология журналистского творчества. Предметом исследования является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в сфере СМИ. Данная работа написана на использовании литературы по психологии и теории журналистики.
Содержание работы
Введение Глава 1 Психология журналистского труда и творчества 1.1 Способы журналистского познания действительности 1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности 1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации 1.4 Продукт журналистского творчества Глава 2 Карьера журналиста 2.1 Мотивы выбора профессии 2.2 Проблемы работы в СМИ 2.3 Профессионализм работников СМИ на примере известных журналистов Список использованных источников
1.2 Индивидуальные характеристики
творческой личности
1.3 Профессиональные качества
в зависимости от специализации
1.4 Продукт журналистского творчества
Глава 2 Карьера журналиста
2.1 Мотивы выбора профессии
2.2 Проблемы работы в СМИ
2.3 Профессионализм работников
СМИ на примере известных журналистов
Список использованных
источников
Введение
Журналистика как профессия
подчиняется законам творчества. На поверхности
журналистской деятельности с наибольшей
очевидностью выступают обычно сам поиск
информации, романтика такого поиска.Ещё
в 1925 г. Поэтесса Вера Инбер писала «Журналист
есть нечто среднее между писателем и
авантюристом в самом лучшем смысле этого
слова…В то время как писатель сидит у
себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет
по свету, журналист рыщет и пишет…» [7].
Журналистика при всей ее самобытности
и индивидуальности, предъявляет высокие
требования к журналистам - они не могут
уподобляться специалистам в узкой области
знаний, так как в отличие от других профессий,
журналистика - особо сложный вид общественной
деятельности.
В этом журналист похож на психолога,
хотя цели и задачи разные. Журналистика
- не только и не столько научная дисциплина,
а также и:
1. Социальный институт
общества;
2. Система видов деятельности
по сбору, обработке информации;
3. Совокупность профессий
для обеспечения всех сторон журналистики;
4. Система произведений,
для постановки которых нудны
специалисты разных профессий;
5. Комплекс каналов передачи
массовой информации.
Высокий уровень психологической
культуры дает журналисту возможность
нормально осуществлять свою деятельность,
не метаться, сталкиваясь с препятствиями,
возможность реализовать все свои способности
с максимальной пользой для себя как журналиста.
Бесспорно, общество со всеми
его противоречиями накладывает оттиск
и на личности журналиста, на его психологическую
культуру, однако каждый из них имеет право
выбирать, каким быть - таким как Доренко,
или таким как Влад Листьев, “журналюгой-телекиллером
или благородным представителем “четвертой
власти”, защитником гражданских свобод,
дорожащих своей честью и человеческим
достоинством. В современном мире, так
гордящемся высшим уровнем демократии,
число журналистов первого типа не уменьшается.
Изъяны в их психологической культуре
являются дестабилизирующим фактором
в общественной жизни, исправлять их уже
поздно. Важно в процессе обучения профессии
журналиста ценить составляющие его психологической
культуры.
Объектом курсового исследования
является пхихология журналистского творчества.
Предметом исследования является специфика
журналистской профессии и профессиональная
деятельность работников в сфере СМИ.
Данная работа написана на использовании
литературы по психологии и теории журналистики.
Глава 1 Психология
журналистского труда и творчества
Журналистское творчество,
относясь к духовно-практической деятельности
человека, прежде всего проявляется в
самом процессе создания информационного
продукта. В данном случае реализуются
не только духовно-творческие силы журналиста,
но и конкретные способы постижения социальной
реальности.
Журналистику всегда связывали
с литературной деятельностью. Сходство
видели не в способах отражения действительности.
Если для писателя, как отмечал М. Горький,
важно «искусство словесного творчества,
искусство создания характеров и типов»,
то для журналиста это искусство заключается
в особом освоении социального времени,
в котором «находит отражение и “злоба
дня”, и история современности, и ретроспектива,
и перспектива человеческой жизнедеятельности,
обладающие актуальным социальным значением».
При разности подходов в освоении социального
мира и в писательском, и в журналистском
творчестве можно обнаружить общие закономерности,
связанные с созданием текста. Еще M.M. Бахтин
отмечал, что существуют два момента, определяющие
текст как высказывание: «его замысел
(интенция) и осуществление этого замысла.
Динамические взаимоотношения этих моментов,
их борьба, определяющая характер текста».
При воплощении замысла будущего произведения
личность включается в художественное
творчество, которое предстает как одна
из разновидностей процесса моделирования
действительности. При этом в любом литературном
и публицистическом произведении могут
быть одновременно представлены модели
двух объектов – явления действительности
и личности автора. Включаясь в художественное
творчество, творцы интегрируют, по мнению
Л.Н. Столовича, различные виды человеческой
деятельности, возникающие в «силовом
поле» многообразных субъектно-объектных
и личностно-общественных отношений.
Познавательную деятельность,
в результате которой художник отражает
объективную действительность, познает
взаимосвязи между личностью и обществом
в каждую конкретную историческую эпоху;
Преобразовательную деятельность,
состоящую в том, что художник в процессе
творчества преобразовывает в создаваемом
им образе природный материал (краски,
формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека
и общества, трансформируя его в различных
сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя
пространственно-временные связи для
выражения авторской концепции;
Воспитательную деятельность
– стремление воздействовать на духовный
мир реципиентов;
Оценочную деятельность, благодаря
которой художник выражает свое ценностное
мироощущение, отражая явления действительности
сквозь призму своих интересов, потребностей,
вкусов, идеалов;
Коммуникативную деятельность,
предполагающую прямое или косвенное
общение художника с реципиентом своего
произведения.
При субъектно-объектных отношениях
личность, с одной стороны, может познавать
объект (в данном случае осуществляется
его познавательная деятельность), а с
другой – отражать объект в своем сознании,
оценивая или преобразуя его в различных
образах. На основе этих видов субъектно-объектных
отношений и возникают основные виды человеческой
деятельности: познавательная, преобразовательная,
оценочная.
Журналист, включаясь в процесс
познания социальной действительности,
не просто изучает те или иные свойства
или признаки объекта, а определенным
образом воздействует на него, динамически
воспроизводя в своем сознании все его
сущностные характеристики. Познание,
будучи отражением, всегда ориентировано
на конструирование социальной реальности.
Специфика познавательной деятельности
журналиста заключается в том, что в ходе
познания для него наиболее значимым является
«чувственно-практический контакт с действительностью,
исконная близость к эмпирическим формам
человеческого опыта, к проявлениям практического,
обыденного сознания людей. Благодаря
этой животворящей основе открывается
возможность целостного постижения человеческого
бытия».
Таким образом, любые формы
журналистского познания вырастают из
практической деятельности людей и на
всем пути развития обслуживают материальную
практику. В журналистских произведениях
аккумулируются результаты духовной и
практической деятельности человека,
а также находит отражение и чувственный
опыт, проективных устремлений в будущее.
Именно поэтому в ходе познания различных
объектов социальной действительности
журналисты ориентируются не только на
сообщение известных фактов, не только
на их соотнесение с социальным опытом,
но и на их оценку, на всестороннее осмысление
с точки зрения общественной полезности,
наконец, на открытие новых тенденций
в развитии человеческих отношений. В
поле зрения журналистского познания
всегда находятся динамические процессы,
происходящие в обществе. Именно отсюда
и проистекает их нацеленность на изучение
различных проблемных ситуаций, социальных
противоречий, поиск ответов на решение
сложных социально-политических, экономических,
нравственных и иных вопросов, на анализ
и прогнозирование социальных последствий
и т.д.
Специфика и особенность журналистского
познания заключается и в том, что оно
по своей природе носит синтетический
характер, т.е. основано на взаимодействии
научных, художественных и эмпирических
способов освоения социального мира. В
журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом,
очень важно владение общетеоретическими
методами познания, к которым можно отнести
анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию,
моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение
и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется
процесс формирования понятий, суждений
и умозаключений.
Анализ – мысленное расчленение
предмета или явления, выделение его отдельных
частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение
отдельных элементов, частей, признаков
в единое целое.
Абстрагирование – это метод
познания, заключающийся в мысленном выделении
интересующих журналиста признаков, связей
и отношений при отвлечении от несущественных
признаков. Результатом абстрагирования
являются продукты умственной деятельности
– абстракции, включающие понятия, модели,
теории, классификации.
Конкретизация – это мысленный
переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование – это метод
научного познания, заключающийся в замене
изучаемого предмета, явления на его аналог
– упрощенную модель и в последующем исследовании
этого аналога.
Дедукция – переход в процессе
познания от общего к частному и единичному.
Индукция – переход в процессе
познания от частного к общему.
Данные методы представляют
«систему приемов познания явлений действительности,
применяя которые журналист подходит
к пониманию рассматриваемого явления
в сущностных чертах и свойствах, раскрывает
его природу, закономерные черты его функционирования
и развития, связи и отношения с другими
явлениями. На основе метода изучения
журналист оценивает явление в свете своего
идеала, вырабатывает предложения и рекомендации,
пути и средства достижения желаемой цели.
Иначе говоря, метод изучения вооружает
журналиста способами выработки знания,
которое содержит всю необходимую информацию».
В ходе познания различных объектов
и явлений действительности журналист
включается в творческий поиск. Данный
поиск может выйти за рамки уже известных
фактов, упорядоченных знаний, представлений,
мнений. Поэтому не все творческие задачи
могут быть решены с помощью логического
анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную
проблему, журналист может прийти к ее
решению на интуитивном уровне. Не случайно
в психологии творческого мышления интуитивизм
является одним из наиболее ранних представлений
о психологических механизмах решения
творческих задач. Представители данного
направления считали, что открытие нового
наступает само по себе – самопроизвольно.
При этом под понятием «интуиция» подразумевалось
«внезапное осенение, озарение, свойственное
лишь немногим избранным».
В журналистском творчестве
интуитивное нахождение новых идей может
возникнуть на основе чувственных впечатлений
и последующей их разработки с помощью
методов абстрагирования и идеализации.
Но интуитивные решения могут прийти и
в процессе обдумывания. Одной из наиболее
продуктивных форм интеллектуальной интуиции
является, по мнению психологов, творческое
воображение, с помощью которого как раз
и создаются новые понятия и формируются
новые гипотезы.
1.2 Индивидуальные
характеристики творческой личности
В 1997 году лаборатория функционирования
СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского
государственного университета провела
опрос среди 30 руководящих сотрудников
петербургских изданий. В ходе исследования
им был задан вопрос: «Какой квалификацией
(какими знаниями, умениями, навыками)
должен обладать журналист, работающий
в Вашем издании?». Среди ответов были
выделены следующие:
специализация в соответствующей
отрасли, теме, проблеме, вопросе;
умение работать с людьми, информацией,
словом;
умение формулировать мысли;
знание социальных проблем
города, умение всесторонне рассматривать
их;
умение находить и разрабатывать
новые темы, интересные читательской аудитории;
знание языка и принципов построения
материала; умение извлекать информацию,
излагать ее, строить обобщения;
умение выявлять и анализировать
сложные социально-экономические тенденции
и процессы;
коммуникативность, умение
разбираться в психологии общения.( Архив
лаборатории функционирования СМИ факультета
журналистики СПбГУ за 1997 год.)
Даже исходя из этой выборки
ответов, можно сделать вывод о том, что
современный журналист должен обладать
целым комплексом профессиональных качеств
и умений, которые способствовали бы успешной
реализации стоящих перед сотрудником
редакции задач. При этом к наиболее важным
журналистским качествам можно отнести:
компетентность, эрудированность, владение
методологическим инструментарием при
сборе и анализе первичной информации,
обладание индивидуальным стилем письма
и др. Все эти качества в совокупности
создают понятие «профессиональное мастерство».
Специфика и своеобразие журналистского
творчества состоит в том, что оно, нацеливая
человека на адекватное отображение и
осмысление действительности, требует
от него характерных данному виду деятельности
качеств дарования, особого психофизического
склада личности, хорошей профессиональной
подготовки. Среди подобных качеств можно
выделить наличие у журналиста развитого
восприятия. Там, где зрение обычного человека
рассеивается, не находя в окружающем
ничего примечательного и существенного,
профессионал должен уметь увидеть, услышать,
уловить массу живых, неповторимых подробностей
человеческого поведения, характерные
детали во внешности людей, в окружающей
их обстановке, отметить особенности их
речи и мышления и др. При этом не следует
забывать, что на человеческое восприятие
обычно влияют привычные установки, стереотипы,
оценки других людей, сложившееся общественное
мнение, предубеждения, общепринятые взгляды
и т.д. Поэтому способность увидеть то,
что не укладывается в рамки ранее усвоенного,
– это нечто большее, чем, скажем, просто
наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук,
«свежесть взгляда и “зоркость” связаны
не с остротой зрения или особенностями
сетчатки, а являются качествами мышления,
потому что человек видит не только с помощью
глаза, но главным образом с помощью мозга».
(Лук А.Н. Творчество // Популярная психология.
М., 1990. С. 175–190.)