Психология журналистского творчества и карьера журналиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:13, курсовая работа
Описание работы
Объектом курсового исследования является пхихология журналистского творчества. Предметом исследования является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в сфере СМИ. Данная работа написана на использовании литературы по психологии и теории журналистики.
Содержание работы
Введение Глава 1 Психология журналистского труда и творчества 1.1 Способы журналистского познания действительности 1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности 1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации 1.4 Продукт журналистского творчества Глава 2 Карьера журналиста 2.1 Мотивы выбора профессии 2.2 Проблемы работы в СМИ 2.3 Профессионализм работников СМИ на примере известных журналистов Список использованных источников
Характерно, что те
же приоритеты наблюдаются и
у американских журналистов. Но
они чаще, чем российские, говорят
о том, что их привлекает сам
процесс информирования общественности,
тогда как наши соотечественники
в большей степени ориентированы
на литературную работу, на раскрытие
своего творческого потенциала.
В этом сопоставлении проявляется
традиционно сложившееся у нас
представление о журналистской
профессии как литературно-творческой
в отличие от американского
журнализма, суть которого — «рипотинг»,
т.е. информационная деятельность, служба.
Впрочем, анализ динамики мотивации
за тридцать лет в нашей
стране свидетельствует о том,
что в последнее время мотивация
молодых журналистов стала ближе
к ориентациям американцев. Правда,
старшее поколение по-прежнему
весьма высоко ценит литературную
сторону профессии, процесс работы
словом.
В целом, по данным
исследований 1997 и 2002 гг., на первом
месте привлекательности профессии
стоит «общение с людьми» возможность
самовыражения, творческой самореализации.
Журналисты мотивируют выбор профессии
ее разнообразием и увлекательностью,
возможностью повидать разные страны,
получить новую информацию, хотя эти стороны
журнализма опрошенных весьма значимы.
Появились и новые мотивы привлекательности
профессии, которых практически не было
в прежних исследованиях: возможность
переформировать, пересоздать свободу
выражения мнений, рискованность, нестандартность,
острота ощущений, динамизм.
Одновременно естественным
выглядит присутствие в мотивации
нового поколения некой адаптивной
компоненты, которая поможет ему
более или менее безболезненно вписаться
в рыночное функционирование СМИ, быть
готовым работать в условиях конкуренции
и риска.
Осознавая объективность многих
сегодняшних перемен, не хотелось бы выплеснуть
как лишнее то ценное, что характеризует
российскую традицию журналистики как
гуманистическую, творческую, как служение
общественным целям. К сожалению, это идеалы
постепенно исчезают в сегодняшней жесткой
конкурентной коммерческой информационной
среде. Журналистов отталкивает несвобода,
ангажированность, необходимость писать
по заказу, «зависимость СМИ от бизнесменов
и непрофессионалов».
Важно осознать: если прагматическая,
индивидуалистическая, нетворческая мотивация
закрепится у молодых журналистов, и они
будут использовать журналистику в корыстных
целях, то их творческий и личностный крах
неизбежен. Журнализм — это служение обществу,
содействие тому, чтобы оно шло созидательным
путем, а не разрушалось.
В целом удовлетворенность
выбором профессии зависит и
от многих других причин: общей
ситуации в журналистике, собственного
должностного или творческого
положения, удовлетворенности своей
работой, статусом профессии в
обществе и т.п.
За двадцать пять
лет почти на 15% выросло число
тех, кто очень доволен профессией.
И это говорит о том, что
изменилась информационная ситуация
в стране. Увеличилась возможность
выбора места работы, изданий
разной направленности и стиля,
расширилась сама тематика изданий
и телерадиопрограмм. Журналистика
стала более свободной, рискованной,
азартной и вариативной.
Если вы останетесь верными
этой профессии — вас ждет, хотя и трудная,
но очень интересная творческая судьба.
Однако чтобы стать настоящим профессионалом,
полезным обществу и людям, нужно многому
научиться.
2.2 Проблемы работы
в СМИ
Наиболее часто журналисты
выделяют следующие проблемы, связанные
с работой в СМИ:
устроиться на работу;
режима дня и передвижений;
взаимоотношений в коллективе;
соответствия корпоративной
культуре.
На рассматриваемых нами этапах
проблема устроиться на работу вставала
перед журналистами с разной остротой.
В советское время работа была престижной,
закрытой, со строгой преемственностью.
Во время перестройки сложно
было попасть в профессию, так как очень
сильно ужесточилась конкуренция. Людям
дали свободу перемещения в социальном
пространстве, и наиболее энергичные и
напористые ринулись в журналистику. В
профессии скорость исполнения и передвижения,
энергия и напор – выгодные козыри. Тогда
поговорка «журналиста ноги кормят» действительно
отражала общую практику. Все, кто хотел
стать журналистом и проявил настойчивость,
добились своего. Это было время «поверхностной»
журналистики – «О чем не напишешь, все
буквально съедалось, все было интересно».
Новые СМИ появлялись и исчезали с большой
скоростью. Журналисты называли их «бабочками-однодневками».
С приходом рыночных отношений,
старые практики блата и знакомства вновь
возродились. Однако профессия стала не
такой финансово привлекательной. В конце
1990 наблюдался отток мужчин в другие сферы
– рекламу, PR и др. В это же время ряд газет
предпринимают формализацию процедуры
найма – анкеты, резюме, собеседование,
испытательный срок.
Очень многих в профессии привлекает
относительно свободный график работы,
возможность подстроиться под свои биоритмы.
График в профессии – свободный, скользящий.
Время идет неравномерно – журналист
где-то может запоздать, но потом нагнать,
наверстать упущенное. В то же самое время,
сбитый график сна и бодрствования, нерегулярное
питание, вредные
данного вида деятельность,
озхначающий, что её профессионализация
состоялась [11].
Журналистика как профессия,
а также вид творческой деятельности требует
не только специализированных знаний,
но и индивидуальных психологических
качеств человека. Формирует модель журналиста,
как некую целостность основных гражданских,
нравственных, психологических, творческих,
социально-демографических характеристик,
всё то, что делает человека профессионалом
и творческой личностью.
Подводя итоги проделанной
работы, можно констатировать, что
тема данного исследования раскрыта
и изучена.
привычки, например, распространенные
в данной среде зависимости от
курения и алкоголя и т.п. –
все это подрывает здоровье, даже молодые
журналисты жалуются на утомляемость,
простуды и т.п.
Как правило, у журналистов
(общительных людей) складываются хорошие
отношения на работе, однако проблема
взаимоотношений существует – некоторых
тяготят их коллеги, как конкуренты или
«возомнившие о себе» (творческим людям
тяжело в окружении себе подобных, когда
ими не восхищаются) или домогающиеся
близких отношений.
На первом этапе возникают проблемы
взаимоотношений с информантами. Например,
журналисты рассказывают, что часто информанты
отказываются предоставлять информацию
– «и ничего с этим не поделаешь, ты весь
в его власти, ты от него зависишь». Многие
жалуются, что «попадаются такие снобы,
что журналиста за человека не считают».
Таким образом, журналисту отказывают
не только в информации, но и в компетентности.
Существует проблема нежелания
и неумения общаться со стороны журналиста»),
хотя по долгу службы он пересиливает
себя, ведь информация, которую он добудет,
– это принесёт ему заработок.
Наблюдается интересная тенденция
– в молодости журналиста все привлекает
в профессии, ему все интересно. А в возрасте,
когда стаж 20 лет и больше, журналист уже
все критикует, хотя и продолжает работать
в СМИ. Многие респонденты говорят, что
интерес к профессии снижается со временем
и, что журналистика хороша в молодости.
Почему? Потому что в ней нет стабильности
и рутинности. Необходимо постоянно творить
и находить новое, а задор и энергия убывают,
появляются иные заботы и проблемы. Первая
респондентка объясняет свою потерю интереса
общей идеологической ситуацией в стране,
отсутствием свободы для журналиста.
2.3 Профессионализм
работников СМИ на примере
известных журналистов
Засорина Т., Федосова Н. Профессия
- журналист, Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
Прохоров Е. П. Введение в теорию
журналистики: Учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Журналистика».
5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003
Свитич Л. Г. Введение в специальность:
Профессия: журналист. Учебное пособие.
2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007
Основы творческой деятельности
журналиста: Учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Журналистика»/
С.Г. Корконосенко, С.М. Виноградова, Г.В.
Лазутина и др.; Под ред. проф. С.Г. Корконосенко.
2-е изд. СПб.: Знание, 2000
Корконосенко С. Г. Основы журналистики:
Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М:
Аспект Пресс, 2007