Психология журналистского творчества и карьера журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсового исследования является пхихология журналистского творчества. Предметом исследования является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в сфере СМИ.
Данная работа написана на использовании литературы по психологии и теории журналистики.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Психология журналистского труда и творчества
1.1 Способы журналистского познания действительности
1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности
1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации
1.4 Продукт журналистского творчества
Глава 2 Карьера журналиста
2.1 Мотивы выбора профессии
2.2 Проблемы работы в СМИ
2.3 Профессионализм работников СМИ на примере известных журналистов
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсоваяяяяя!!!!.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

 Характерно, что те  же приоритеты наблюдаются и  у американских журналистов. Но  они чаще, чем российские, говорят  о том, что их привлекает сам  процесс информирования общественности, тогда как наши соотечественники  в большей степени ориентированы  на литературную работу, на раскрытие  своего творческого потенциала. В этом сопоставлении проявляется  традиционно сложившееся у нас  представление о журналистской  профессии как литературно-творческой  в отличие от американского  журнализма, суть которого — «рипотинг», т.е. информационная деятельность, служба. Впрочем, анализ динамики мотивации  за тридцать лет в нашей  стране свидетельствует о том, что в последнее время мотивация  молодых журналистов стала ближе  к ориентациям американцев. Правда, старшее поколение по-прежнему  весьма высоко ценит литературную  сторону профессии, процесс работы  словом.

 В целом, по данным  исследований 1997 и 2002 гг., на первом  месте привлекательности профессии стоит «общение с людьми» возможность самовыражения, творческой самореализации. Журналисты мотивируют выбор профессии ее разнообразием и увлекательностью, возможностью повидать разные страны, получить новую информацию, хотя эти стороны журнализма опрошенных весьма значимы. Появились и новые мотивы привлекательности профессии, которых практически не было в прежних исследованиях: возможность переформировать, пересоздать свободу выражения мнений, рискованность, нестандартность, острота ощущений, динамизм.

 Одновременно естественным  выглядит присутствие в мотивации  нового поколения некой адаптивной  компоненты, которая поможет ему  более или менее безболезненно вписаться в рыночное функционирование СМИ, быть готовым работать в условиях конкуренции и риска.

Осознавая объективность многих сегодняшних перемен, не хотелось бы выплеснуть как лишнее то ценное, что характеризует российскую традицию журналистики как гуманистическую, творческую, как служение общественным целям. К сожалению, это идеалы постепенно исчезают в сегодняшней жесткой конкурентной коммерческой информационной среде. Журналистов отталкивает несвобода, ангажированность, необходимость писать по заказу, «зависимость СМИ от бизнесменов и непрофессионалов».

Важно осознать: если прагматическая, индивидуалистическая, нетворческая мотивация закрепится у молодых журналистов, и они будут использовать журналистику в корыстных целях, то их творческий и личностный крах неизбежен. Журнализм — это служение обществу, содействие тому, чтобы оно шло созидательным путем, а не разрушалось.

 В целом удовлетворенность  выбором профессии зависит и  от многих других причин: общей  ситуации в журналистике, собственного  должностного или творческого  положения, удовлетворенности своей  работой, статусом профессии в  обществе и т.п.

 За двадцать пять  лет почти на 15% выросло число  тех, кто очень доволен профессией. И это говорит о том, что  изменилась информационная ситуация  в стране. Увеличилась возможность  выбора места работы, изданий  разной направленности и стиля, расширилась сама тематика изданий  и телерадиопрограмм. Журналистика  стала более свободной, рискованной, азартной и вариативной.

Если вы останетесь верными этой профессии — вас ждет, хотя и трудная, но очень интересная творческая судьба. Однако чтобы стать настоящим профессионалом, полезным обществу и людям, нужно многому научиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы работы в СМИ

Наиболее часто журналисты выделяют следующие проблемы, связанные с работой в СМИ:

устроиться на работу;

режима дня и передвижений;

взаимоотношений в коллективе;

соответствия корпоративной культуре.

На рассматриваемых нами этапах проблема устроиться на работу вставала перед журналистами с разной остротой. В советское время работа была престижной, закрытой, со строгой преемственностью.

Во время перестройки сложно было попасть в профессию, так как очень сильно ужесточилась конкуренция. Людям дали свободу перемещения в социальном пространстве, и наиболее энергичные и напористые ринулись в журналистику. В профессии скорость исполнения и передвижения, энергия и напор – выгодные козыри. Тогда поговорка «журналиста ноги кормят» действительно отражала общую практику. Все, кто хотел стать журналистом и проявил настойчивость, добились своего. Это было время «поверхностной» журналистики – «О чем не напишешь, все буквально съедалось, все было интересно». Новые СМИ появлялись и исчезали с большой скоростью. Журналисты называли их «бабочками-однодневками».

С приходом рыночных отношений, старые практики блата и знакомства вновь возродились. Однако профессия стала не такой финансово привлекательной. В конце 1990 наблюдался отток мужчин в другие сферы – рекламу, PR и др. В это же время ряд газет предпринимают формализацию процедуры найма – анкеты, резюме, собеседование, испытательный срок.

Очень многих в профессии привлекает относительно свободный график работы, возможность подстроиться под свои биоритмы. График в профессии – свободный, скользящий. Время идет неравномерно – журналист где-то может запоздать, но потом нагнать, наверстать упущенное. В то же самое время, сбитый график сна и бодрствования, нерегулярное питание, вредные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

данного вида деятельность, озхначающий, что её профессионализация состоялась [11].

   Журналистика как профессия, а также вид творческой деятельности требует не только специализированных знаний, но и индивидуальных психологических качеств человека. Формирует модель журналиста, как некую целостность основных гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, всё то, что делает человека профессионалом и творческой личностью.

 Подводя итоги проделанной  работы, можно констатировать, что  тема данного исследования раскрыта  и изучена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

привычки, например, распространенные в данной среде зависимости от

 

курения и алкоголя и т.п. – все это подрывает здоровье, даже молодые журналисты жалуются на утомляемость, простуды и т.п.

Как правило, у журналистов (общительных людей) складываются хорошие отношения на работе, однако проблема взаимоотношений существует – некоторых тяготят их коллеги, как конкуренты или «возомнившие о себе» (творческим людям тяжело в окружении себе подобных, когда ими не восхищаются) или домогающиеся близких отношений.

На первом этапе возникают проблемы взаимоотношений с информантами. Например, журналисты рассказывают, что часто информанты отказываются предоставлять информацию – «и ничего с этим не поделаешь, ты весь в его власти, ты от него зависишь». Многие жалуются, что «попадаются такие снобы, что журналиста за человека не считают». Таким образом, журналисту отказывают не только в информации, но и в компетентности.

Существует проблема нежелания и неумения общаться со стороны журналиста»), хотя по долгу службы он пересиливает себя, ведь информация, которую он добудет, – это принесёт ему заработок.

Наблюдается интересная тенденция – в молодости журналиста все привлекает в профессии, ему все интересно. А в возрасте, когда стаж 20 лет и больше, журналист уже все критикует, хотя и продолжает работать в СМИ. Многие респонденты говорят, что интерес к профессии снижается со временем и, что журналистика хороша в молодости. Почему? Потому что в ней нет стабильности и рутинности. Необходимо постоянно творить и находить новое, а задор и энергия убывают, появляются иные заботы и проблемы. Первая респондентка объясняет свою потерю интереса общей идеологической ситуацией в стране, отсутствием свободы для журналиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Профессионализм  работников СМИ на примере  известных журналистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист, Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003

Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007

Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика»/ С.Г. Корконосенко, С.М. Виноградова, Г.В. Лазутина и др.; Под ред. проф. С.Г. Корконосенко. 2-е изд. СПб.: Знание, 2000

Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М: Аспект Пресс, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология журналистского творчества и карьера журналиста