Психология журналистского творчества и карьера журналиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:13, курсовая работа
Описание работы
Объектом курсового исследования является пхихология журналистского творчества. Предметом исследования является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в сфере СМИ. Данная работа написана на использовании литературы по психологии и теории журналистики.
Содержание работы
Введение Глава 1 Психология журналистского труда и творчества 1.1 Способы журналистского познания действительности 1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности 1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации 1.4 Продукт журналистского творчества Глава 2 Карьера журналиста 2.1 Мотивы выбора профессии 2.2 Проблемы работы в СМИ 2.3 Профессионализм работников СМИ на примере известных журналистов Список использованных источников
Для журналистского творчества
необходимо и такое качество, как «цельность
восприятия». Обычно этим термином обозначают
способность человека воспринимать то
или иное явление в его целостности. Для
того чтобы воссоздать полную картину
какого-либо события, журналисту иногда
требуется от развернутого анализа перейти
к синтезу различных частей. Цельность
восприятия необходима и при композиционном
построении произведения, когда журналист
стремится к гармоничному сочетанию различных
частей текста.
В познавательной деятельности
журналиста большую роль играют интеллектуальные
способности, а точнее – развитость мышления.
По мнению психологов, «мышление представляет
собой форму творческого отражения человеком
действительности, порождающую такой
результат, которого в самой действительности
или у субъекта на данный момент времени
не существует... Отличие мышления от остальных
психологических процессов познания состоит
в том, что оно всегда связано с активным
изменением условий, в которых человек
находится. Мышление всегда направлено
на решение какой-либо задачи. Таким образом,
мышление – это особого рода умственная
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций
преобразовательного и познавательного
(ориентировочно-исследовательского)
характера». В психологии выделяют различные
типы мышления:
наглядно-действенное (осуществляющееся
путем манипулирования объектом);
наглядно-образное (основанное
на преобразовании образа предмета);
словесно-логическое (подразумевает
опосредованное использование понятий,
логических конструкций, языковых средств).
Кроме этой существует множество
других классификаций, которые включают
репродуктивное и продуктивное, интуитивное
и логическое мышление и др. В поле нашего
рассмотрения – продуктивное (творческое)
мышление.
Среди умственных способностей
творческой личности выделяют следующие:
легкость генерирования идей, способность
к переносу, «сцеплению», свертыванию,
сближению понятий и др.
Легкость генерирования идей
предполагает способность человека к
выдвижению самых разнообразных предложений
в разрешении той или иной творческой
задачи. Чем больше идей человек предлагает,
тем больше у него шансов выйти на оригинальные
и нестандартные решения.
Способность к переносу предполагает
«умение применить навык, приобретенный
при решении одной задачи, к решению другой,
то есть умение отделить специфический
аспект проблемы от неспецифического,
переносимого в другие области». Данное
качество особенно необходимо при поиске
различных аналогий и сравнений.
Способность к «сцеплению»
понятий означает умение «быстро увязывать
новые сведения с прежним багажом человека,
без чего воспринятая информация не превращается
в знание, не становится частью интеллекта».
Способность объединять ранее воспринятые
факты и впечатления с новыми, находя при
этом новые взаимосвязи между ними, не
только помогает углубленному пониманию
того или иного описываемого журналистом
явления, но и открывает новые грани этого
явления.
Следующее качество мышления
– свертывание. Оно обозначает способность
человека к замене «нескольких понятий
одним, более абстрактным, к использованию
все более емких в информационном отношении
символов». В журналистской практике можно
встретить массу примеров, когда при описании
события или явления авторы, стремясь
к наиболее сжатому и лаконичному изложению
материала, прибегают к таким понятиям,
в которых синтезировано множество более
простых понятий, наблюдений. Например,
название политической партии «Яблоко»
возникло на основе свертывания фамилий
трех лидеров данного политического движения:
Явлинского, Болдырева и Лукина.
Сближение понятий предполагает
легкость ассоциирования различных понятий.
Наличие в тексте богатых ассоциативных
связей – один из признаков авторской
одаренности.
Знание механизмов тех или иных
мыслительных процессов позволит журналисту
более осознанно подходить к организации
своей интеллектуальной работы, умело
управлять движением мысли, наконец, быть
более эффективным в поиске решений, стоящих
перед ним творческих задач.
Таким образом, знание основных
закономерностей творчества необходимо
журналисту для того, чтобы более осмысленно
подходить к организации своего труда.
Как отмечает Е.П. Прохоров, «используя
сведения, накопленные в психологии творчества,
гносеологии, методологии познания, и
действуя на их “стыке”, публицистическая
эвристика разрабатывает вопрос о способах
получения нового знания, решения нестандартных
задач». Термин «эвристика» данный автор
использует для обозначения той сферы
искусства публициста, «которая представляет
собой систему способов постижения явлений
современности, механизмов изучения жизни,
правил отбора, систематизации, обобщения»,
т.е. всего того, что связано с различными
этапами журналистского творчества. Но
путь журналиста в работе над материалом
может быть задан системой координат,
которые и предопределяют весь творческий
процесс по воплощению конкретного замысла.
К ним, как правило, относят знания, профессиональные
умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую
позицию; развитые интеллектуальные и
литературные способности и др. Для того
чтобы журналист мог эффективно осуществлять
свою деятельность, он должен обладать
едиными для данного вида творчества свойствами
и качествами. От развитости этих способностей
зависит и степень раскрытия его творческого
потенциала.
1.3 Профессиональные
качества в зависимости от специализации
Журналистика как профессия
диктует определенную совокупность свойств
и характеристик, которыми должен обладать
каждый представитель этой деятельности.
Формирует модель журналиста, как некую
целостность основных профессиональных,
гражданских, нравственных, психологических,
творческих, социально-демографических
характеристик, все то, что делает его
профессионалом, творческой личностью,
способной эффективно выполнять свои
функции в обществе.
Для репортера особое значение
приобретают такие качества, как оперативность,
мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость,
быстрота реакции, умение быстро переключиться
с одного на другое, находчивость, особый
«репортёрский нюх» на интересную информацию,
сенсацию, широкая информированность
и любознательность, а также выносливость
и настоящее мужество.
Для аналитика важны глубокая
компетентность в своей сфере, глубина
постижения действительности, умение
рассматривать отдельные явления в их
связи с другими, их сложности и целостности,
объективность, способность предоставить
и объективно подмечать разные позиции,
диалектизм, нестандартность, независимость
суждений, политическая культура и культура
ведения дискуссий, способность делать
прогнозы.
Публицист немыслим без яркой
индивидуальности, высокой доли личностного
начала в творчестве, умения привлечь
внимание аудитории, убедить её. Ему нужны
эрудиция, ярко выраженные литературные
способности, образная метафорическая
речь, творческая индивидуальность, нестандартность,
аналитические способности, независимость
суждений.
Ведущий телевизионного ток-шоу,
модератор, организующий общение в студии,
- это человек артистичный, обаятельный,
обладающий быстрой реакцией, находчивостью,
импровизационностью. Он должен иметь
своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность,
уметь общаться с людьми, пришедшими на
передачу в студию, быть искренним, но
и уверенным в себе, раскованным, но тактичным.
И конечно, хорошо владеть устной речью,
иметь приятный тембр голоса и телегеничную
внешность, уметь работать в прямом эфире.
Одной из важнейших черт является эмоциональность,
способность к юмору, иронии, «игре» со
зрителями и участниками передачи.
Интервьюер немыслим без коммуникабельности,
внимания и интереса к личности собеседника,
умения «разговорить» его, способности
ставить небанальные вопросы, умело направлять
беседу, самому быть интересным собеседником.
(Свитич Л. Г. Введение в специальность:
Профессия: журналист. Учебное пособие.
2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007)
1.4 Продукт журналистского
творчества
Обладая глубокими знаниями
об обществе и мире явлений, умея раскрывать
источники противоречий и суть конфликтов
(социальных, трудовых, нравственных),
журналист ведёт анализ социальной действительности.
При этом некоторые исследователи выделяют
следующие виды анализа.
Политический – анализируя
состояния политических сил в обществе,
установки политических лидеров, действия
партий, властей, силовых структур, пути
решения соц. проблем в обществе, журналист
выясняет причины явлений, процессов,
ситуаций, вырабатывает прогноз их развития,
определяет систему требований к различным
политическим институтам и соц. силам
с целью изменить доминирующую политическую
линию, предлагает практические решения
по улучшению ситуации в соответствии
со своей соц. позицией, защитой интересов
тех групп, на платформе которых он стоит.
Экономический – представлен
такими его видами как общеэкономический
(анализ экономики региона, отрасли, страны,
отдельных видов бизнеса, призванный формировать
рыночное сознание, пропагандировать
цивилизованное предпринимательство,
способствовать социальной ориентированности
бизнеса, сбалансированности экономических
интересов разных общественных групп,
социальных слоёв); финансовый (анализ
работы банков, выявление их рейтинга,
определение надёжности); производственно-технический
(анализ роли техники и технологии, организации
труда выполнения производственных задач
отрасли или коллектива предприятия);
коммерческий (анализ рентабельности,
состояние оборотных средств предприятия,
взаимоотношение с банками и т.п.).
Экологический – в центре анализа
проблема выживания человечества в постиндустриальном
обществе, реализуемая через решения множества
относительно частных вопросов.
Юридический – изучение состояния
законности в обществе, соблюдение правовых
норм.
Военный – выявление, оценка
военных, стратегических или тактических
преимуществ или недостатков, которые
несут вооружённым силам страны, стране
в целом те или иные явления.
Спортивный – исследование
проблем подготовки спортсменов, реализация
потенциала, созданного в ходе тренировок,
составление прогноза дальнейших спортивных
достижений.
Искусствоведческий – анализ
произведений различных видов искусства:
живописи, литературы, театра, кино и др.
Исторический – изучение генезиса
явлений, процессов, анализ исторических
событий.
Нравственный – изучение состояния
нравственности в обществе, оценки явлений
и поступков людей.
Социологический – публикации,
содержащие социологический анализ –
особенно анализ общественного мнения
в период выборных кампаний – способны
сильно влиять на позицию аудитории.
Статистический: данные статистики
– средние и относительные величины, итоговые
сводки, индексы, статистические таблицы,
графики, балансы – отличное подспорье
при подготовке журналистских материалов.
Психологический – рассматривается
поведение отдельной личности, социальные
группы, общество в целом.
Художественный: «фоновый»
- случайные художественные фрагменты
в тексте, а также образные слова, тропы;
«полный» - полнота создаваемого образа,
яркость конкретных деталей сюжета и композиции
демонстрирует стремление автора к художественной
типизации; портретный» - создание портрета
героя с акцентом на его оригинальность
и необычность [1]. Информацию журналист
черпает из трёх источников: индивидуального
(человек), коллективного (коллектив) и
документального (официальные и личные
документы, материалы СМИ). Помогают не
только интервью, опросы, позволяющие
получить объективные данные, провести
наблюдение, определить факты, которые
оцениваются людьми по-разному в одних
и тех же обстоятельствах, но и библиотечные
источники, словари по праву, своды законов,
статистические и информационные бюллетени,
справочники, издаваемые администрацией,
материалы, поступающие по каналам паблик
рилейшнз, внутриредакционные вспомогательные
материалы [3].
Глава 2 Карьера журналиста
2.1 Мотивы выбора
профессии
Основные особенности журнализма
как профессии:
- информационность, вербальность,
связь со словесным творчеством;
- социальный характер, зависимость
от типа цивилизации, общества, страны,
государственного устройства;
- медийность, т.е. способность
быть средством связи, общения, коммуникации;
- «массовизм», следование законам
массового общества, массовой культуры,
подчиненных законам усредненности;
- оперативность, т.е. одновременное
с отражением информации ее восприятие
и способность сделать участниками события
аудиторию;
- опосредованность общения
с аудиторией, отсроченный эффект;
- мозаичность профессии, ее
неупорядоченный, неструктурированный,
спонтанный, случайный, ситуативный характер
деятельности, диктуемый условиями момента;
- высокая социальная и психологическая
стрессовость профессии;
- мобильность, подвижность
профессии; адаптивность; познавательность,
высокая степень новизны в процессе деятельности;
высокая степень социальной ответственности;
- доступность проникновения
в профессию людей с любым типом образования,
ее не узкоспецифичный (как, например,
у медика или химика) характер;
- публичность, общественный
характер профессии.
Журналистская профессия всегда
привлекала своим разнообразием и новизной,
творческим характером. Причем эти мотивы
преобладают и у тех, кто, только готовится
стать журналистом и находится на пути
к этому, и для уже состоявшихся журналистов.
Однако есть и существенные различия в
мотивациях начинающих; журналистов и
прошедших суровую школу редакционной
жизни. Меняется соотношение мотивов и
во времени.
Проводимый каждый
год в рамках курса «Введение
в специальность» опрос первокурсников
факультетов журналистики показывает,
что основные мотивы выбора
профессии мало изменились за
последние годы. Как и прежде,
основными остаются те, что связаны
с интересностью, новизной, общением
с людьми и поездками, с возможностью
писать, заниматься творческой работой.
Однако стало больше появляться
прагматических мотиваций, связанных
с общей ситуацией в стране,
переходом на платформу рыночной
экономики.
В 60—80-е годы практически у
всех групп опрошенных (и тех, кто едва
соприкоснулся с профессией, и тех, кто
уже поработал в редакции) среди мотивов
выбора, привлекательности профессии
на первых местах стоял ее литературно-творческий
характер, романтичность, необычность,
возможность иметь доступ в любые сферы
и к любым источникам информации, разнообразие
и увлекательность профессии, возможность
общаться с интересными людьми, быть в
курсе событий, настроений и мнений людей.