Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Влияние Александра Сергеевича Пушкина на культуру России переоценить сложно. Этого человека называют не только величайшим русским поэтом и прозаиком, но и создателем современного русского языка.
И действительно, Пушкин, по-настоящему культурный феномен для России. Он смог преобразовать русский язык и создать его таким, каким мы его имеем сейчас.
Язык – это, наверное, самое важное, это то, на чем и основывается наше миропонимание. И, безусловно, важно его сохранить нам, как носителям русского языка. А ответственны за его сохранение – редакторы, филологи, лингвисты.
Именно поэтому я выбрал такую тему для своей курсовой работы. Потому как для профессионала в любой области необходимо знать труды своих выдающихся предшественников.
Введение ………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
Редакторская деятельность Пушкина………………………..4
Журнал «Современник»………………………………………8
II. Практическая часть
Анализ критического разбора А.С. Пушкина ……………..14
Пушкинские принципы редактирования и их влияние на современную редакторскую практику………………………………………20
Заключение…………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………..24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «Филологии, издательского дела и редактирования»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РЕДАКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕВОДНЫХ ИЗДАНИЙ»
НА ТЕМУ:
«Пушкинские принципы редактирования художественной литературы и современная редакторская практика»
Ульяновск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
I. Теоретическая часть
II. Практическая часть
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Влияние Александра Сергеевича Пушкина на культуру России переоценить сложно. Этого человека называют не только величайшим русским поэтом и прозаиком, но и создателем современного русского языка.
И действительно, Пушкин, по-настоящему культурный феномен для России. Он смог преобразовать русский язык и создать его таким, каким мы его имеем сейчас.
Язык – это, наверное, самое важное, это то, на чем и основывается наше миропонимание. И, безусловно, важно его сохранить нам, как носителям русского языка. А ответственны за его сохранение – редакторы, филологи, лингвисты.
Именно поэтому я выбрал такую тему для своей курсовой работы. Потому как для профессионала в любой области необходимо знать труды своих выдающихся предшественников.
Александр Сергеевич в своей редакторской практике заложил те основы, профессиональные и общечеловеческие принципы работы с автором, с текстом, которые живы и сейчас.
В первую очередь, Пушкин известен как автор. Поэтому работа как издателя, редактора, и журналиста изучается не так активно, как это необходимо.
В своей курсовой работе я хотел
бы дать обзор редакторской и журналисткой
деятельности А.С. Пушкина, а так
же провести параллель между принципами
Пушкина-редактора и
Редакторская деятельность Пушкина
Вклад А. С. Пушкина в развитие редакторского дела в России вряд ли можно переоценить. Достаточно сказать о том, что до Пушкина редактирования в России фактически не было. Более того, не было даже русского языка в том виде, в каком мы знаем его сегодня. Пушкин показал, как нужно править текст, какими языковыми средствами его можно улучшить, упростить, сделать более понятным и значимым.
Пушкин начал свою деятельность в качестве редактора у своего друга и соратника Антона Антоновича Дельвига, в его «Литературной Газете». К этому времени Александр Сергеевич был уже «опытным журналистом, владеющим публицистическими приемами, знающим технику редакционной и издательской работы»1.
С января по март 1830 года он редактировал эту газету. Затем он продолжил свою журналистскую и редакторскую деятельность во время работы над журналом «Современник». В качестве цели издания Пушкин определил задачу «знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской» (из вступительной статьи при начале издания). Литературный отдел газеты объединил лучших литераторов своего времени. Среди имен авторов – Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков. Все значительные произведения печатались с разбором или краткими рецензиями в отделе «Библиография».
Таким образом, уже с первым своим опытом редактирования, Александр Сергеевич понимает, что редактор не только должен организовывать издание. Редактор должен, среди огромного количества литературных направлений, помочь разобраться и предложить читателю нужное ему художественное произведение. Издание формирует общественное мнение. Именно поэтому было важно понимать ответственность редактора за, как бы сказали сейчас, концепцию издания. И заслуга великого писателя в том, что он это понимал.
Пушкин был, без сомнения, строгим редактором для молодых писателей, но, вместе с тем, он был им другом. Он всем сердцем и душой привязывался к молодым дарованиям. Не зная зависти, он искренне пытался помочь раскрыться новому таланту.
Александр Сергеевич боролся с косноязычием в чужом тексте, он безжалостно исправлял неправильные речевые обороты, убирал ненужные средства языковой выразительности, но гораздо строже он был к самому себе. В отличие от многих поэтов и прозаиков того времени, которые не всегда считали должным проводить редактирование собственных текстов, Пушкин тщательно проводил вычитку в своих оригиналах, по нескольку раз выправляя одни и те же строки. Он скрупулезно и самокритично работал над каждым своим стихотворением. Иногда некоторые строки он даже оставлял пустыми, чтобы заполнить их потом, когда придет вдохновение.
Довольно точно высказался о редакторском мастерстве А.С.Пушкина Валерий Яковлевич Брюсов: «Следя за работой Пушкина, видишь, как он создает стройное целое из первоначального хаоса мыслей и образов, как постепенно он совершенствует каждый стих и, взамен слов уж ярких и метких, умеет находить еще более прекрасные».2
Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского: «...Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и критика меткого, строгого и светлого...».3
Примечательна работа Пушкина с авторами. С одной стороны его отличали высокая требовательность, а с другой – необыкновенная внимательность к автору, и личная заинтересованность. Писатель, в первую очередь, ценил искусство, и поэтому высшей целью работы редактора считал открытие новых талантов. Многие писатели обязаны Пушкину тем, что именно благодаря нему, их творения впервые вышли в печать. Так, например, в журнале «Современник» были опубликованы 23 стихотворения Тютчева, которые впервые увидели свет. Пушкин так же открыл для Росиии таланты Кольцова и Слепушкина.
Николай Васильевич Гоголь писал о Пушкине так: «Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой («Мертвые души») есть его создание»4. Так же примечательны слова Николая Гавриловича Чернышевского: «Благородное желание помочь и одобрить всякого начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо известно».
Впрочем, об отношениях Пушкина и Гоголя, говорить излишне. Так же широко известно, с каким радушием старался он о литературных успехах барона Розена, гопожи Дуровой, какими похвалами встретил сказку Ершова «Конек-горбунок», которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам Смирдина) принадлежат А. Пушкину.
Так, отношения автора и редактора, достаточно четко были выявлены Пушкиным. И необходимо заметить, что параллель «автор – редактор» в пушкинском понимании была именно такой, какой и должна была быть.
В третьем томе своего «Современника» Александр Сергеевич пишет заметку, на которой следует остановиться отдельно. Пушкин делает фактически то, что до него никто не делал, он проводит грань между мнением автора и мнением выпускающего редактора. Этим он значительно опередил свой век.
Итак, он пишет следующее : «Статья «О движении журнальной литературы» напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою «Современника»».
Еще одно значительное новаторство Пушкина-редактора состоит в том, что он создает новую систему расположения материала. В первой четверти девятнадцатого века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях – произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений Александр Сергеевич в 1826 году. Однако издание «Стихотворений» 1829-1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания.
Однако от старой систематизации издательства все же не отказались. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных «Сочинений Александра Пушкина». Виссарион Григорьевич Белинский в рецензии, которая была напечатана в «Московском наблюдателе», писал: «...несмотря на важные преимущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство следить за развитием поэта».
Особый интерес представляет редакторская работа Пушкина над изданиями «Современника». Поэтому этому его детищу будет посвящена следующая глава.
Работа А.С. Пушкина в журнале «Современник»
В конце 1835 г. Пушкин обращается к Бенкендорфу со скромной просьбой разрешить ему "в следующем, 1836 году издать четыре тома статей чисто литературных, исторических, ученых, также критических разборов русской и иностранной словесности" – "Современник" и был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – "Стихотворения" и "Проза".
В этом то и состояла огромная заслуга Пушкина как издающего редактора «Современник». Он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для такого журнала материалами.
В "Современнике", помимо художественных произведений, критики, библиографии, статей по истории и теории литературы, печатались и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики, экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным "журнальным триумвиратом".
При жизни Пушкина вышли все четыре тома "Современника", пятый том поэт успел подготовить частично.
Пушкин-издатель проделал огромную работу по сбору кадров, и можно сказать, что ему удалось собрать, как любят говорить сейчас, «команду профессионалов». В "Современнике" участвовали известные писатели – Жуковский, Гоголь, Вяземский, В. Одоевский и молодые начинающие литераторы – Ф. Тютчев, Н. Дурова, А. Кольцов, черкес Казы-Гирей. Пушкин вел переговоры о сотрудничестве ссыльного Кюхельбекера, а также сосланного на Кавказ за связь с декабристами историка В. Сухорукова. Осенью 1836 г. Пушкин решил пригласить в "Современник" Белинского.
Пушкин выплачивал сотрудникам высокий по тому времени авторский гонорар – 200 руб. за печатный лист. Это решение Пушкина очень обеспокоило Булгарина, увидевшего в "Современнике" опасного конкурента "Северной пчеле" и "Сыну отечества". Смирдин же предлагал Пушкину 15 тыс. руб. отступного, с тем чтобы он оставил свое предприятие и сотрудничал в "Библиотеке для чтения".
"Современник" Пушкина заметно выделялся на фоне тогдашней журналистики. Поэтические произведения в нем отличались глубиной мысли и изяществом формы. Таковы "Пир Петра Первого", "Скупой рыцарь", "Из А. Шенье", "Родословная моего героя", "Полководец", "Сапожник" Пушкина, "Ночной смотр" Жуковского, стихи Баратынского, Вяземского, Д. Давыдова, Тютчева и Кольцова. В отделе "Проза" были опубликованы "Капитанская дочка", "Путешествие в Арзрум" Пушкина, "Нос", "Коляска", "Утро делового человека" Гоголя.
И все же художественные произведения не были ведущими в этом отделе при Пушкине "Современник" явно тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам: запискам, очеркам письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим и публицистическим статьям.
В каждом томе "Современника" печаталось по две-три статьи (Пушкина, Гоголя, Вяземского, В. Одоевского), посвященные современной литературе и журналистике, в которых велась борьба с крайностями романтизма.