Развитие прессы и публицистики в конце XIX-начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Борьба за права человека, локальные и международные конфликты, причем последние в большей или в меньшей степени касаются всех развитых и развивающихся стран, протесты против политического курса государства, против оккупации страны – все это не может не отразиться в литературе, публицистике, кинематографе. Эти события не оставляют равнодушными передовых людей своего времени – деятелей искусства, молодежь, которая всегда считалась наиболее активным участником общественных движений. Все, кому дороги судьбы мира, свободы и независимости, понимают, что подобные волнения предшествуют большим переменам, которые не заставят себя ждать

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3

Первые арабские газеты………………………………………………………………...5

ПУБЛИЦИСТИКА 70-Х Г. XIX В.………………………………………………………..........9

ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА 70-Х – НАЧАЛА 80-Х ГГ. XIX В……………………………..12

ПУБЛИЦИСТИКА 90-Х ГГ. XIX В. – НАЧАЛА XX В. ПЕРВЫЕ АРАБСКИЕ ЖУРНАЛИСТКИ……………………………………………………………………..………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………21

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая. I курс..doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

     Турецкая буржуазная революция 1908 года была восторженно встречена в арабском мире, казалась реальной надежда на возрождение страны, на создание великой федерации освобожденных народов с общим парламентом в Стамбуле. Повсюду звучало: “Арабы и турки – братья!” Долго сдерживаемое стремление к политической свободе вылилось, в частности, в бурное развитие публицистики. За 1904-1914 годы число газет, выходивших в Сирии выросло с 3 до 87, в Палестине с 1 до 31, в Иране – с 2 до 70.[55]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В публицистике были задействованы лучшие литературные силы. Публицистика отражала современность, вырабатывала новый литературный стиль, который мог быть доступен любому читателю. Слово подчинялось мысли, форма – содержанию. Формировался научный стиль – логически четкий, сдержанный, который использовали в своих трудах Мухаммад Абдо, ал-Кавакиби, Касим Амин. Параллельно шло и развитие живого, эмоционального ораторского стиля, который применяли Адиб Исхак, Абдаллах Недим, Мустафа Камил. Также появились первые попытки использования в прессе разговорного языка, главным образом в сатире (Йакуб Санну, Абдаллах Недим).  

     Пресса способствовала распространению цивилизации на Востоке, знакомила арабские страны с политическим и общественным строем других государств мира, в основном европейских, с научными открытиями в них. Хана ал-Фахури сравнивал простой  доступный язык прессы с “мостом между народным и классическим литературным языками: смягчился один и утончался другой”. Пресса способствовала распространению печатного слова, повышала культурный уровень народа, воспитывала его, рождала в нем новые силы, совершенствовала его язык.[56]

     Большое влияние оказал на прессу Джамал ад-Дин ал-Афгани с идеями об обновлении ислама, которые поддерживались многими уважаемыми просветителями своего времени, в том числе ал-Кавакиби, Вали ад-Дин Йекун. За развитие этих идей взялся его последователь Мухаммад Абдо, считающийся главным теоретиком мусульманской реформации. Джамал ад-Дин ал-Афгани разоблачал политику турецкого правительства, явился первым мусульманином, призвавшим заимствовать лучшие плоды западной культуры.

     Этот период был ознаменован перерастанием публицистики в художественную прозу – настолько отчетливо прослеживалась между ними связь.

    В центре внимания оказалась проблема формирования человека как общественно полезной личности. Важная роль отводилась задачам просвещения народа (без чего не мыслилась возможность прогресса), вопросам нравственности, проблемам освобождения человека от гнета религии и традиций. Амин ар-Рейхани, один из самых убежденных сторонников эволюционных теорий на Арабском Востоке, писал: “У каждого из нас есть великое звание; оно выше всех королевских и султанских титулов, это звание – человек”. Также он считал, что основные права человека – право на свободу мысли и совести. Реализация этих прав, по его мнению, позволит человеку осознать свою силу, которая и избавит его от всех бедствий.[57] Другими словами, намного важнее ощущение внутренней свободы, нежели свободы внешней.

     В настоящей работе сделана попытка дать краткое освещение интереснейшего периода арабской истории – конца XIX – начала XX вв., периода арабского возрождения, подъема культурной жизни арабского общества, когда литература поднялась на новый уровень, а народное движение за независимость обрело невиданные ранее масштабы. Пытаясь заимствовать лучшие плоды европейской культуры, арабские просветители пришли к выводу о том, что требовалось новая трактовка идей ислама, которые отвечали бы своему времени. Публицистика подхватывала и развивала эти идеи, открывала им дальнейший путь.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, 144с.

 

2. Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 65-85.

 

3. Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 480-626.

 

4. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, 268с.

 

5. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1965, С. 7-8, С. 186-201.

 

6. Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, Т.3., С. 721, Т.4, С. 1213, Т.5, С. 978.

 

7. Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 119-124.

 

8. Ал-Фахури Хана История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.

 



[1] Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1966, С. 7-8.

[2] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 4.

[3] Указ. соч. С. 5.

[4] В XIX веке географические рамки Сирии – провинции Османской империи – включали в себя территорию Сирии, Ливана и Палестины.

[5]  Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 13.

[6] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 484.

[7] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 480-497.

[8] Арабское название – садж.

[9] Арабское название – бади.

[10] Хана ал-Фахури История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.

[11] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 498.

[12] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 17.

[13] Марониты (от имени создателя их вероучения – Марона) – представители особой христианской церкви в Сирии и Ливане. В XIX – начале XX вв. феодально-компрадорские слои М. являлись орудием французской колониальной экспансии в Сирию и Ливан (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 5, С. 978).

[14] Друзы (араб. “دروز”, от Дараци – имя одного из основателей секты) – члены мусульманской секты, живут ее приверженцы в Сирии и в южных горах Ливана. Отличительный догмат Д. – божественность Хакима, фатимидского халифа 996-1021гг. Д. веруют также в переселение душ (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 3, С. 721). 

[15] Современное название – Алеппо.

[16] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 571-572.

[17] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 56.

[18] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 573.

[19] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 78.

[20] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 581.

[21] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 64.

[22] Крачковский И.Ю. в свое время писал, что Адиб Исхак впитал “жар и огонь французской публицистики” (Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 33).

[23] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 38.

[24] Понимать следует, как плоды старой мусульманской науки.

[25] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 610.

[26] Указ. соч. С. 611-612.

[27] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 7.

[28] Указ. соч. С. 8-9.

[29] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 614.

[30] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 14.

[31] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 616.

[32] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 113.

[33] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 617.

[34] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 43.

[35] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 142-143.

[36] Копты – коренное население средневекового Египта, носители коптского языка, являющегося последней стадией развития позднеегипетского языка (VIII в. до н. э. – III в. н. э.). Ныне этот язык сохранился только в качестве культового (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 4, С. 1213).

[37] Бывший христианин, сириец-маронит. Впоследствии принял ислам и получил новое имя – Ахмад.

[38] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 617-618.

[39] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 625-626.

[40] Один из эпитетов Каира.

[41] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 14.

[42] Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1965, С. 186-199.

[43]Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 26.

[44] Гора близ Каира.

[45] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 16.

[46] Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 119.

[47] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 79-81.

[48] Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 121-124.

[49] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 78-79.

[50] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 45-46.

[51] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 235.

[52] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 21.

[53] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 16.

[54] Указ. соч., С. 127.

[55] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 131-132.

[56] Хана ал-Фахури История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.

[57] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 203-206.


Информация о работе Развитие прессы и публицистики в конце XIX-начале XX вв