Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:47, курсовая работа
Борьба за права человека, локальные и международные конфликты, причем последние в большей или в меньшей степени касаются всех развитых и развивающихся стран, протесты против политического курса государства, против оккупации страны – все это не может не отразиться в литературе, публицистике, кинематографе. Эти события не оставляют равнодушными передовых людей своего времени – деятелей искусства, молодежь, которая всегда считалась наиболее активным участником общественных движений. Все, кому дороги судьбы мира, свободы и независимости, понимают, что подобные волнения предшествуют большим переменам, которые не заставят себя ждать
Введение………………………………………………………………………………………3
Первые арабские газеты………………………………………………………………...5
ПУБЛИЦИСТИКА 70-Х Г. XIX В.………………………………………………………..........9
ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА 70-Х – НАЧАЛА 80-Х ГГ. XIX В……………………………..12
ПУБЛИЦИСТИКА 90-Х ГГ. XIX В. – НАЧАЛА XX В. ПЕРВЫЕ АРАБСКИЕ ЖУРНАЛИСТКИ……………………………………………………………………..………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………21
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………
Турецкая буржуазная революция 1908 года была восторженно встречена в арабском мире, казалась реальной надежда на возрождение страны, на создание великой федерации освобожденных народов с общим парламентом в Стамбуле. Повсюду звучало: “Арабы и турки – братья!” Долго сдерживаемое стремление к политической свободе вылилось, в частности, в бурное развитие публицистики. За 1904-1914 годы число газет, выходивших в Сирии выросло с 3 до 87, в Палестине с 1 до 31, в Иране – с 2 до 70.[55]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В публицистике были задействованы лучшие литературные силы. Публицистика отражала современность, вырабатывала новый литературный стиль, который мог быть доступен любому читателю. Слово подчинялось мысли, форма – содержанию. Формировался научный стиль – логически четкий, сдержанный, который использовали в своих трудах Мухаммад Абдо, ал-Кавакиби, Касим Амин. Параллельно шло и развитие живого, эмоционального ораторского стиля, который применяли Адиб Исхак, Абдаллах Недим, Мустафа Камил. Также появились первые попытки использования в прессе разговорного языка, главным образом в сатире (Йакуб Санну, Абдаллах Недим).
Пресса способствовала распространению цивилизации на Востоке, знакомила арабские страны с политическим и общественным строем других государств мира, в основном европейских, с научными открытиями в них. Хана ал-Фахури сравнивал простой доступный язык прессы с “мостом между народным и классическим литературным языками: смягчился один и утончался другой”. Пресса способствовала распространению печатного слова, повышала культурный уровень народа, воспитывала его, рождала в нем новые силы, совершенствовала его язык.[56]
Большое влияние оказал на прессу Джамал ад-Дин ал-Афгани с идеями об обновлении ислама, которые поддерживались многими уважаемыми просветителями своего времени, в том числе ал-Кавакиби, Вали ад-Дин Йекун. За развитие этих идей взялся его последователь Мухаммад Абдо, считающийся главным теоретиком мусульманской реформации. Джамал ад-Дин ал-Афгани разоблачал политику турецкого правительства, явился первым мусульманином, призвавшим заимствовать лучшие плоды западной культуры.
Этот период был ознаменован перерастанием публицистики в художественную прозу – настолько отчетливо прослеживалась между ними связь.
В центре внимания оказалась проблема формирования человека как общественно полезной личности. Важная роль отводилась задачам просвещения народа (без чего не мыслилась возможность прогресса), вопросам нравственности, проблемам освобождения человека от гнета религии и традиций. Амин ар-Рейхани, один из самых убежденных сторонников эволюционных теорий на Арабском Востоке, писал: “У каждого из нас есть великое звание; оно выше всех королевских и султанских титулов, это звание – человек”. Также он считал, что основные права человека – право на свободу мысли и совести. Реализация этих прав, по его мнению, позволит человеку осознать свою силу, которая и избавит его от всех бедствий.[57] Другими словами, намного важнее ощущение внутренней свободы, нежели свободы внешней.
В настоящей работе сделана попытка дать краткое освещение интереснейшего периода арабской истории – конца XIX – начала XX вв., периода арабского возрождения, подъема культурной жизни арабского общества, когда литература поднялась на новый уровень, а народное движение за независимость обрело невиданные ранее масштабы. Пытаясь заимствовать лучшие плоды европейской культуры, арабские просветители пришли к выводу о том, что требовалось новая трактовка идей ислама, которые отвечали бы своему времени. Публицистика подхватывала и развивала эти идеи, открывала им дальнейший путь.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, 144с.
2. Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 65-85.
3. Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 480-626.
4. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, 268с.
5. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1965, С. 7-8, С. 186-201.
6. Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, Т.3., С. 721, Т.4, С. 1213, Т.5, С. 978.
7. Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 119-124.
8. Ал-Фахури Хана История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.
[1] Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1966, С. 7-8.
[2] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 4.
[3] Указ. соч. С. 5.
[4] В XIX веке географические рамки Сирии – провинции Османской империи – включали в себя территорию Сирии, Ливана и Палестины.
[5] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 13.
[6] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 484.
[7] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 480-497.
[8] Арабское название – садж.
[9] Арабское название – бади.
[10] Хана ал-Фахури История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.
[11] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 498.
[12] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 17.
[13] Марониты (от имени создателя их вероучения – Марона) – представители особой христианской церкви в Сирии и Ливане. В XIX – начале XX вв. феодально-компрадорские слои М. являлись орудием французской колониальной экспансии в Сирию и Ливан (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 5, С. 978).
[14] Друзы (араб. “دروز”, от Дараци – имя одного из основателей секты) – члены мусульманской секты, живут ее приверженцы в Сирии и в южных горах Ливана. Отличительный догмат Д. – божественность Хакима, фатимидского халифа 996-1021гг. Д. веруют также в переселение душ (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 3, С. 721).
[15] Современное название – Алеппо.
[16] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 571-572.
[17] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 56.
[18] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 573.
[19] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 78.
[20] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 581.
[21] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 64.
[22] Крачковский И.Ю. в свое время писал, что Адиб Исхак впитал “жар и огонь французской публицистики” (Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 33).
[23] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 38.
[24] Понимать следует, как плоды старой мусульманской науки.
[25] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 610.
[26] Указ. соч. С. 611-612.
[27] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 7.
[28] Указ. соч. С. 8-9.
[29] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 614.
[30] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 14.
[31] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 616.
[32] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 113.
[33] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 617.
[34] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 43.
[35] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 142-143.
[36] Копты – коренное население средневекового Египта, носители коптского языка, являющегося последней стадией развития позднеегипетского языка (VIII в. до н. э. – III в. н. э.). Ныне этот язык сохранился только в качестве культового (Малая Советская Энциклопедия в 10 т., М., 1959, т. 4, С. 1213).
[37] Бывший христианин, сириец-маронит. Впоследствии принял ислам и получил новое имя – Ахмад.
[38] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 617-618.
[39] Крымский А.Е. История новой арабской литературы, М., 1971, С. 625-626.
[40] Один из эпитетов Каира.
[41] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 14.
[42] Луцкий В.Б. Новая история арабских стран, М., 1965, С. 186-199.
[43]Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 26.
[44] Гора близ Каира.
[45] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 16.
[46] Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 119.
[47] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 79-81.
[48] Соколова И.Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи, СПб, 1999, выпуск 5, С. 121-124.
[49] Крачковский И.Ю. Новоарабская литература // Крачковский И.Ю. избр. соч.: В 6 т. Т.3. М.;Л., 1956, С. 78-79.
[50] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 45-46.
[51] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 235.
[52] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 21.
[53] Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг., М., 1968, С. 16.
[54] Указ. соч., С. 127.
[55] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 131-132.
[56] Хана ал-Фахури История арабской литературы, М., 1961, С. 326-328.
[57] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, С. 203-206.
Информация о работе Развитие прессы и публицистики в конце XIX-начале XX вв