Шпаргалка по "Истории зарубежной журналистики 17-19 вв"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:28, шпаргалка

Описание работы

1. Первое печатное периодическое издание во Франции.
2. Печать и публицистика Великой Французской революции.
3. Политика Наполеона I в области печати. Официальная и оппозиционная пресса.
...
36. Становление журналистики в странах Латинской Америки, Африки и Азии.

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_istorii_zarubezhnoj_zhurnalistiki-1338.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность  патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения  и к будущему независимому развитию, имела большое значение в условиях незрелости национального самосознания коренного населения. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях, существовавших до прихода европейцев. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Контакты с европейской цивилизацией вызвали появление публикаций, отразивших отношение интеллигенции колоний к культурному наследию Европы, к достижениям современных наук и философской мысли.

Патриотической  печати и публицистике были свойственны  отчетливо выраженные просветительские тенденции. Это ярко проявилось в  деятельности первых изданий патриотов  в британской Индии. Бенгальский  просветитель Рам Мохан Рой создал в 1821 г. в Калькутте газету «Sambad Kaumudi» («Светоч разума»), выходившую на персидском языке, который служил в тот период языком-посредником в общении между народами Индии. Это издание, как и выпускавшаяся впоследствии газета Роя «Mirut ul Akhbar» («Зеркало новостей») – также на персидском языке, – использовалась издателем не только для борьбы против миссионерской пропаганды, против сохранившихся в Индии религиозных предрассудков и изуверских средневековых обычаев, но и для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и синтеза высших достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев.

Рой использовал  печать как средство распространения  патриотических идей. Его газеты осуждали кастовое деление, присущее индийскому обществу, и призывали преодолеть это разъединяющее людей архаичное явление, мешающее патриотическому сплочению всех индийцев. Вместе с тем Рой признавал право английских монархов на управление Индией. Такая позиция довольно характерна для первых патриотических изданий. Осуждение системы угнетения, насаждаемой «своей» метрополией, могло сочетаться в них с выражением надежд на милость иноземных правителей или тщетных упований на помощь других колониальных держав в борьбе против угнетателей.

Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали  их деятельность как нежелательную  и враждебную интересам метрополии. Газеты, стоявшие на стороне коренного  населения, нередко подвергались разного рода репрессиям. Выход в свет в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания камбоджийцев. Однако ее деятельность вызвала раздражение французской колониальной администрации. Газета была закрыта, а ее создатели подверглись тюремному заключению. Эту судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов в различных колониальных странах.

Патриотические, просветительские издания появились и в полуколониальном Китае на этапе становления китайской периодической печати. В XIX в. Китай, оказавшийся в состоянии острого кризиса вследствие изоляционистской политики императорской династии Цин, стал объектом экспансии нескольких европейских колониальных держав и США. Из-за изоляционизма, насаждавшегося феодальными властями, периодическая печать в Китае получила распространение лишь в последней трети XIX в., когда многие страны мира уже имели свою периодику.

В конце XIX в. в  китайской печати формируется группа реформаторских изданий, выступавших за возрождение и модернизацию Китая. На их страницах публиковались материалы о жизни и общественном устройстве стран Европы и США, переводы выдающихся произведений западной науки и литературы, оказавшие большое влияние на состояние тогдашней интеллектуальной жизни Китая. Большинство реформаторских изданий много внимания уделяло событиям за рубежом, главным образом в европейских странах и США. Все это способствовало преодолению пагубных последствий государственного и духовного изоляционизма.

Появившиеся в  этот период патриотические газеты провозглашали  необходимость просвещения китайцев, убеждая читателей, что распространение  научных знаний будет способствовать укреплению самостоятельности страны, осуществлению ее модернизации путем радикальных реформ на основе овладения достижениями европейской науки и техники. С 12 января 1896 г. в Шанхае выходила реформаторская газета «Цянсуэбао» («Газета усиления государства»). Ее издатель Кан Ювэй в редакционной статье, открывающей первый номер, провозгласил просветительскую направленность деятельности этого издания: «Лучше поделиться знаниями с группой людей, чем пользоваться ими одному, но еще лучше делиться знаниями с миллионными массами, чем пользоваться ими в пределах своей группы».

Большую роль в  углублении реформаторского движения сыграл патриотический еженедельник «Шиубао» («Дух времени») – неофициальный  орган шанхайской Ассоциации укрепления государства, выходивший под этим названием  с августа 1896 г. «Шиубао» издавался под руководством Лян Цичао. Этот публицист – просветитель убеждал китайцев осознать необходимость реформ и совершить их собственными силами – иначе перемены будут произведены иностранцами насильственно, в результате окончательного превращения Китая в колонию. Лян Цичао призвал к созданию в стране широкой сети «научных обществ» – просветительских организаций, которые были бы способны справиться с задачами распространения научных и технических знаний, пробуждали бы интерес молодежи к образованию. Просвещение народа публицист считал обязательным условием приобретения массами политических прав. Пока же в стране царит невежество, введение демократии и парламентаризма по западному образцу, по мнению Лян Цичао, будет означать только торжество анархии. Публицист писал: «В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы. Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения больше, чем во Франции и Испании». «Шиубао» превратился к апрелю 1898 г. в одно из крупнейших китайских изданий: он выходил тиражом свыше 10 тыс. экз. и имел общекитайское распространение.

В 1898 г. императрица  Цыси совершила дворцовый переворот, за которым последовали гонения  на сторонников реформ и их печать. Указом императрицы от 8 октября 1898 г. в Китае была запрещена периодическая печать современного образца. В результате репрессий многие реформаторы были казнены, а издание на территории Китая реформаторских изданий прервалось. Части публицистов-реформаторов, в том числе Лян Цичао и Кан Ювэю, удалось бежать в Японию. В дальнейшем произошла радикализация оппозиционной китайской журналистики, приведшая к появлению в эмиграции антиколониальных национальных изданий, которые активно пропагандировали требования независимости, республиканские и демократические идеи (одним из ведущих изданий такого рода стала «Минь Бао» («Народная газета»), созданная в 1905 г. в Токио Сунь Ятсеном – будущим первым президентом независимой китайской республики).

Национальная пресса в колониях и полуколониях. По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным реформаторско-просветительским изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил.

Становление национальной прессы в колониях и полуколониях в разных географических регионах отличалось своеобразием, определяемым многовариантностью и асинхронностью исторического  развития этих стран, различиями в темпах вызревания и в состоянии субъективного фактора антиколониального движения в каждой отдельно взятой стране.

В Латинской  Америке первые национальные издания  появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El Despertador Americano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения и немало способствовала преодолению настроений апатии и покорности, господствовавших в Мексике в колониальный

период. Выдающийся политик, полководец и публицист  периода антиколониальных войн Симон  Боливар, именуемый в Латинской  Америке Освободителем, использовал  газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке.

Издания, отчетливо  выразившие стремление коренного населения  к освобождению от господства европейских  метрополий и к самоуправлению, в  конце XIX – начале XX вв. появились в колониях и зависимых странах Азии и Африки, в арабских странах. В 1881 г. радикальный деятель индийского антиколониального движения Тилак приступил к изданию двух газет – «Kesari» («Лев») на маратхском языке и «Mahratta» – на английском языке, которые сразу же приобрели большую популярность. Оба издания, первоначально выступавшие за развитие образования коренного населения, требовавшие реформ и политических свобод для индийцев, в дальнейшем перешли на позиции непримиримой борьбы против британского колониализма, за национальное освобождение, в результате чего Тилак неоднократно подвергался тюремному заключению. Впоследствии борьбу, начатую изданиями Тилака, продолжили газеты Индийского национального конгресса – организации, возглавившей антиколониальную борьбу. Существенный след в истории индийской национальной прессы оставила газета Махатмы Ганди «Young India» («Молодая Индия»), статьи из которой в период борьбы за независимость перепечатывались десятками газет и сыграли важную роль в организационном сплочении участников антиколониального движения.

В конце XIX – начале XX вв. национальная пресса формируется на Юге и Западе Африки, в других регионах Черного  континента. Газеты на мальгашском  языке «Ни Ирака» («Послание») и  «Ни Мазава» («Свет»), созданные в 1890-е гг. на Мадагаскаре, осудили намерения метрополии заселить остров переселенцами из Франции, выступили против массового изъятия земель у коренного населения с целью их последующей передачи французским компаниям и колонистам. Публиковались статьи с протестами в адрес колониальных властей. В них провозглашались требования политических и экономических свобод, антиколониальные лозунги. Первые национальные малагасийские издания способствовали радикализации антиколониальной борьбы.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории зарубежной журналистики 17-19 вв"