Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:28, шпаргалка
1. Первое печатное периодическое издание во Франции.
2. Печать и публицистика Великой Французской революции.
3. Политика Наполеона I в области печати. Официальная и оппозиционная пресса.
...
36. Становление журналистики в странах Латинской Америки, Африки и Азии.
Политика Бисмарка в области прессы.
Бисмарк был убеждённым консерватором и монархистом. В первом сейме он защищал интересы аристократии. Боролся с буржуазной оппозицией. Бисмарк вошёл в правительство, так как пользовался большой популярностью в народе. В 1867 г. он был назначен Федеральным канцлером. Бисмарк был противником свободы печати, поэтому он предпринимал все усилия, чтобы иметь власть над прессой. Так, в 1863 г. выходит закон, позволяющий властям закрывать газету после двух предупреждений. Сам Бисмарк правил передовицы газет.
В 1866-70 годах пресса “поворачивается” к Бисмарку. Газеты интересуются его внешней политикой, говорят о том, что это правильно. Бисмарк не был журналистом. Прессу он не любил, но понимал её силу в обществе.
Принятие закона о печати было важным шагом. Он определил место прессы, функции прессы и наказания за преступления в области прессы. Этот закон был жёстким. По нему, газету мог учредить только подданный Германии. Иностранные газеты продолжали быть под контролем и могли быть закрыты в любой момент. Бисмарк выстроил систему подвластной государству прессы.
Бисмарк использовал прессу, контролировал её посредством последовательной цензуры. Также он оказывал на неё давление с помощью судебной системы.
Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г. Событие это произошло в Новой Англии, где двумя годами ранее в местечке Кембридж (колония Массачусетс) был открыт Гарвардский колледж. Колледж должен был выпускать проповедников для нужд расширявшихся поселений, поэтому неизбежно возникла необходимость в изготовлении собственной печатной продукции.
Вместе с типографским станком, заказанным в Голландии, в Новый Свет отправился и профессиональный печатник Гловер, который, правда, скончался в пути. Сохранилась запись в дневнике Джона Уинтропа, одного из основателей колонии Массачусетс, – «Типография была установлена в Кембридже (Стивеном) Дэем, помощником мистера Гловера, умершего во время морского путешествия. Первой вещью, что была напечатана, стала присяга свободного гражданина; затем – альманах, составленный для Новой Англии мистером Уильямом Пирсом, мореплавателем; а затем была книга псалмов, переложенных на стихотворный размер».
Таким образом, волей случая американским первопечатником оказался Стивен Дэй, а первой американской печатной продукцией, увидевшей свет в 1639 г. и отразившей интеллектуальные запросы пуританского сообщества, стали юридический документ, альманах (аналог современной массовой культуры) и вполне удачный образец клерикальной литературы.
Говоря о печатной продукции североамериканских колоний XVII века, в первую очередь необходимо иметь в виду Новую Англию, так как первые издания в Пенсильвании датируются только 1685 г., в Нью-Йорке печатный станок появился в 1693 г., а в Виргинии – только в 1730 г. Пуританская культура Новой Англии, являвшаяся по преимуществу книжно-библейской культурой, диктовала появление специфической литературы, основной корпус которой составили памфлеты, брошюры, трактаты и сборники религиозно-нравоучительного характера.
Хотя официальной
цензуры в Новой Англии не существовало
до 1662 г., религиозная пуританская
нетерпимость приводила к репрессивным
мерам против «неблагонадежных»
публикаций. К первым проявлениям
цензурных ограничений
Обязанности надзора за печатной продукцией английское правительство возложило в первую очередь на королевских губернаторов североамериканских колоний. В официальных указаниях (датируемых 1686 г.) губернаторам провинций содержался параграф следующего содержания: «И поскольку большое неудобство может возникнуть вследствие свободы печатания на нашей вышеупомянутой территории при нашем правительстве, вам надлежит принять меры, используя все необходимые приказы, чтобы никто не держал никакого печатного станка и чтобы никакая книга, брошюра или какая бы то ни была другая продукция не была напечатана без прежде полученного от вас специального разрешения и лицензии».
Неудивительно,
что появление первой газеты на территории
североамериканских британских колоний,
столкнулось с трудностями
Особенный интерес представляет обоснование необходимости газеты для Бостона, данное Харрисом на первой полосе: «Предполагается публикация, во-первых, наиболее замечательных событий Божественного Провидения, которые не должны быть оставлены в небрежении или забыты, как часто случается. Во-вторых, повсеместно люди смогут лучше понимать обстоятельства Общественных событий как иностранных, так и местных; что не только направит их мысли, но и поможет в делах и торговле.
В-третьих, можно кое-что сделать для исцеления от коварного духа лжи, что живет между нами, а избавиться от него можно посредством точной информации».
Содержательная часть первой американской газеты была не менее любопытной – достаточно пространные сообщения (без указания конкретных дат) о визите крещеных индейцев в Плимут, о похищении двух детей дикими индейцами, о самоубийстве старика, оставшегося в одиночестве после смерти своей жены, о вспышке лихорадки, о бостонском пожаре, в результате которого погиб юноша и был серьезно поврежден печатный станок, о стычках с французами, о побеге англичан из индейского плена. На последней полосе Харрис расположил относительно свежую информацию, которую можно было бы определить как «новости одной строкой». В этих новостях даты или дни недели были обозначены. Несмотря на чисто новостной характер газеты и на отсутствие каких-либо комментариев, проекту Харриса не суждена была долгая жизнь. После первого же выпуска газета была закрыта по распоряжению губернатора штата Массачусетс. Формальным поводом для такого распоряжения стало отсутствие соответствующей лицензии, а также, как отмечалось в соответствующем постановлении властей, «различные сомнительные и ненадежные сообщения», содержавшиеся в этой газете. Разочарованный Харрис через пять лет был вынужден вернуться в Лондон, где приступил к изданию газеты «The London Post».
И только спустя четырнадцать лет в том же Бостоне городским почтмейстером Джоном Кэмпбеллом была осуществлена успешная попытка издания еженедельной газеты. Первоначально Кэмпбелл регулярно составлял рукописные листки новостей, составленных из местных событий и из материалов, почерпнутых из английских газет, и рассылал их губернаторам колоний. Эти листки после прочтения губернаторами передавались в администрацию и имели достаточно широкое хождение.
Чтобы представить себе специфику бостонских рукописных листков, достаточно привести фрагмент одного из сохранившихся экземпляров, датированных 14 июня 1703 г.:
«8 июня. Постоянное собрание Ассамблеи состоялось в последнюю среду сего месяца.
9 июня. Его Превосходительство
в сопровождении нескольких
10 июня. Шлюп, прибывший из залива Кэмпичи, не привез никаких новостей».
Новая страница в истории прессы англ. Америки была открыта братьями Джемсом и Бенжамином Франклинами. Джемс Франклин служил печатником у Вильяма Брукера, но в 1721 был уволен за неудовлетворительную работу. Оказавшись не у дел, он решил издавать собственную газету. Случай свел его с компанией молодых людей, достаточно обеспеченных и острых на язык, и жаждавших получить аудиторию, перед которой можно было блеснуть остроумием. Так в 1721 в Бостоне родилась новая газета – «Нью Инглэнд Курант». Подобно появившимся ранее в Англии изданиям Аддисона и Стиля, она положила начало сатирической журналистике в английской Америке.
Джемс Франклин, как издатель получал большие доходы, но и все неприятности доставались на его долю. Сохраняя полное инкогнито, друзья упражнялись в остроумии на своих согражданах, высмеивали почтенных отцов семейств, дразнили городские власти и духовенство, издевались над нравами и привычками. Оказавшись между двух огней, Джемс Франклин плыл по течению, время от времени, правда, не надолго, садился в тюрьму, рассыпался в извинениях перед обиженными, но поделать ничего не мог: заработок был слишком соблазнительным.
В издании работал совсем еще юный, но уже подававший большие надежды младший брат Джемса, Бенджамин Франклин, в будущем известный ученый и просветитель. Джемс ревниво относился к таланту младшего брата и определил юное дарование в типографию подсобным рабочим. Втайне от брата Бенжамин писал статьи под псевдонимом и подкладывал их под дверь издательства. Эти статьи нравились Джемсу, и он охотно их печатал, пока не раскрылось настоящее имя автора. Тогда между братьями начались ссоры и Бенжамину пришлось уйти.
Однако этот уход был большой удачей для начинающего журналиста. Освободившись от опеки брата, Бенжамин переехал в Филадельфию и в 1729 приобрел созданную годом ранее, но уже пришедшую в упадок «Пенсильвания Газетт», а затем сделал ее самой популярной газетой в городе. Секрет ее успеха – в выдающихся журналистских и литературных способностях издателя, сочетавшихся с предпринимательской жилкой и умением делать деньги. Печатая не меньше новостей, чем любая другая газета, «Пенсильвания Газетт» сочетала различные жанры. В ней публиковались, с одной стороны, забавные смешные истории, как напр. о находчивой Полли Бэйкер, матери-одиночке 5 детей, призванной пуританами к суду нравов, где она произнесла такую проникновенную речь о любви к детям, что один из судей сразу же предложил ей руку и сердце.
С другой стороны, там находили отражение идеи Просвещения, проповедником которых в Америке стал Б. Франклин. Но, кроме просветительских задач, ставилась цель зародить у читателей представление о новой американской нации и национальном единстве. В этой газете впервые была опубликована, ставшая потом знаменитой картинка – змея, разрезанная на семь частей (по числу колоний), с надписью «Объединись или умри». «Пенсильвания Газетт» стала самым популярным периодическим изданием в Америке и образцом для вновь создаваемых газет. Разумеется, не все издатели обладали талантом Б. Франклина, но все они старались по примеру его газеты сочетать информационные, аналитические и развлекательные материалы, а также, уделять внимание стилю изложения.
В силу общего отставания
южных колоний появление в
них периодических изданий
Английская Америка стала первой страной, освободившейся от колониальной зависимости.
Путь к независимости проходил через поля сражений, и американская революционная печать немало способствовала духовному сплочению молодой нации против угнетателей. С давних пор английская корона рассматривала свои колонии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необходимые для участия в большой европейской политике и ведения войн. Интересы самих колоний при этом не учитывались. Такая политика усилилась в 1760-е, когда в колониях стали вводиться новые крайне непопулярные налоги.
Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. В Англии налог на газеты был введен в 1712, но особого сопротивления не встретил. Наоборот, в колониях начался массовый бойкот гербового сбора, и пресса, особенно от него страдавшая, возглавила кампанию протеста. С этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил общества. Дальнейшее развитие событий привело к провозглашению колониями независимости (4 июля 1776) и Войне за независимость, окончившейся победой молодой нации.
Война за независимость продолжалась с 1775 года (первое столкновение с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание Парижского мирного договора), но движение протеста против колониального господства Англии началось раньше. В 1765 году в Нью-Йорке было создано нелегальное общество «Сыны свободы», которое возглавляли радикально настроенные мелкие торговцы. Они выступали не только инициаторами бойкота английских товаров, но и требовали политического равноправия, ставили под угрозу привилегии местной элиты. Революция началась в низах, её развивали простые американцы, и именно они были главной действующей силой на первом, наиболее важном этапе революции. Позиция так называемых «умеренных» американцев, главным образом крупных землевладельцев, вначале была явно проанглийской. Один из «отцов-основателей» США Г.Моррис высказался за «воссоединение с родительским государством», дабы не оказаться «под владычеством мятежной черни». Но наиболее дальновидные, стремившиеся к независимости представители элиты довольно быстро взяли под свой контроль революционное движение.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории зарубежной журналистики 17-19 вв"