Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:28, шпаргалка
1. Первое печатное периодическое издание во Франции.
2. Печать и публицистика Великой Французской революции.
3. Политика Наполеона I в области печати. Официальная и оппозиционная пресса.
...
36. Становление журналистики в странах Латинской Америки, Африки и Азии.
В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.газет. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е газеты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. газета «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.
К сент. 1862 г из 262-х газет 202 поддерживали прав-во, 34 – легитимистские, 13 – Орлеанские и 13 республиканские. К этому вр. во Фр. скл-ся условия для нов. скачка прессы. Число грамотных 67 процннтов. Телегр.сеть св. Приж со всеми департаментами страны. В 55-м г. появл. перв. международ Фр. телег. линия Кале-Дувр. С 1860 г – трансатлантич.линия с США.Вскоре ред-и газет смогли использовать телеграф для сроч. связи с нац. собр-ем, биржей, инф-ми агентами. Еще в 1832 г в Париже Шарль Гавас
организ. Бюро печати, к-рое зан-сь переводами мат-лов заруб. газет и снабжало или фр-е газеты.Когда появ. телеграф, боро заключило с Фр. прав-вом договор на поставку офиц. сообщений для прессы, и в 1859 г б. заключены дог0ры о сотрудничестве с терегр. агентством Вольфа (Германия), Рейтера (Англия). Гавас стал монопольн. поставщиком заруь. инф-и, а бюро печати прев-сь в «агентство Гавас».
Ж/д пути в это вр. опоясывают почти всю Фр. Луи Ашетт, к-рый нач. в 1826 году с книгоиздательства, в 1850-м заключил клонтракт с владельцами ж/д, по к-рому явл. монопольн. поставщиком печат. продукции на ж/д. Так появ. «Мессажери Ашетт». В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.газет в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой газеты.
Первое бюро печати Шарля Гаваса действовало с 1832 г., занимаясь на первых порах переводами зарубежной информации и поставляя ее в редакции французских газет. С появлением электрического телеграфа преобразованное в «Агентство Гавас», предприятие Шарля Гаваса в полной мере использует его возможности. Заключив договор с французским правительством на поставку официальных сообщений для прессы, а затем в 1859 г. подписав соглашение с немецким телеграфным агентством Вольфа и английским Рейтер, Гавас становится монопольным поставщиком зарубежной информации.
Газеты, составлявшие еще накануне 1914 г. «большую пятерку», образуют в 1915 г. своеобразный консорциум (как они сами его назвали), основанный на общности рекламных интересов. Используя материальные затруднения этих газет и ослабление соперничества между ними, агентство Гавас заключает с ними договор об общей рекламной службе, после чего всякая конкуренция между «Пти паризьен», «Пти журналь», «Матэн», «Журналь» и «Эко де Пари» практически исчезает.
Именно в 1920 г. Гавас сливается с Генеральным обществом платных объявлений, и капитал агентства вырастает в течение года с 8 до 18,5 млн. франков. В последующие годы он быстро и неуклонно увеличивается: 27,7 млн. франков в 1921 г., 37 млн. франков — в 1922 г., 50 млн. франков — в 1924 г., 80 млн. франков —1927 г., 105 млн. франков — в 1930 г. К этому моменту Гавас представляет собой процветающее предприятие, насчитывающее 1200 сотрудников в Париже, 400 корреспондентов в провинции и 500 — за границей. Оно имеет соглашения о сотрудничестве с 26-ю зарубежными агентствами. Во Франции оно контролирует б тыс. км. телеграфных линий (из них 500 км. только в Париже). К тому же все шире Гавас использует радиотелеграф для связи не только с европейскими странами, но и с пунктами по ту сторону Атлантики. Его информационные службы распространяют ежедневно 80 тыс. слов по всему миру.
Гораздо более трудными для Гавас были 30-е годы. В условиях экономического кризиса затрудняется и сокращается активность агентства в области рекламы. В 1939 г. оно контролировало не более трети газетно-журнальной рекламы во Франции.
Закон о печати 1881 года – путь к свободе французской печати
Новый закон отменил все предыдущие законы.
29 июля 1881 – закон о печати
Закон назвали настоящим памятником в честь свободы печати. (он до сих пор)
5 глав: 1-3 касались типографий, газет, афиш, розничной торговли.
На первом издании надо обозначать имя и место жительства; 2 экземпляра должны предоставить для национальной коллекции. И все!
Издавали 10 статей. Правила выпуска:
- предварительное
заявление прокурору республики
(заглавие издания, порядок
2 номера отсылались
судебной власти и
От разносчиков требовалось заявление, указать имя и возраст, профессию, место жительства.
Преступления печати характеризовались по 4 группам:
- провокации к убийству, грабежам, призыв к войскам, нарушению дисциплины
- против общественных интересов
- оскорбление частных лиц
- оскорбление государственных представителей и дипломатов
Закон очень действенный.
август 82 – закон о порнографических материалах.
Министр юстиции предложил изменить закон о печати. парламент стал защищать закон. нашли компромисс:
- то, что касалось
оскорбления добрых нравов
- оскорбление другим путем – в ведении уголовного права (газеты)
12 декабря 93, 28 июля 94 года – законы с жесткими мерами, их назвали разбойничьими законами.
В 90 году во Франции волна анархизма. Решили подвергать журналистов аресту, конфисковывать издания, если они призывают к террору до решения их дела судом. Оппозиция восстала. Закон 81 года действовал, обеспечивал свободу. Время после 81 года – золотой век французской печати.
Изданий много, они разные по специализации, времени выхода, по политическим убеждениям. 104 – республиканские взгляды, 29 – консервативные, 4 – не определились. Это только ежедневные. Общее число газет 2 327 – это в Париже. В департаментах – 3 493 издания. Из них много с\х изданий (152), научные (46), 114 религиозные, 8 географические, 145 посвящены лит-ре, 50 – торговле, 16 спорту и т.д.
Фигаро – прообраз бульварной прессы. Газета процветала.
Журналь офисиаль – 1869. В качестве официальной газеты. Сменила Монитор. Это издание парижской комунны. 3 республика снесла оживление. Но не было газет с мировым именем.
Эмиль Золя (1840-1902) — французский писатель. Родился в Париже в семье талантливого инженера-строителя, выходца из Италии Франческо Золя. Рано потерял отца. После смерти кормильца семья испытывала материальные трудности, и в 1862 г. Золя поступил на службу в бюро упаковок крупного парижского издательства «Ашетт». Вскоре Золя получил место шефа отдела объявлений. Служба в издательстве позволила будущему писателю познакомиться с нравами в мире литературы и журналистики, завязать полезные знакомства.
В 1866 г. Золя оставил издательство «Ашетт» и перешел в ежедневную газету «Эвенман» («Событие»), главным редактором которой был тогда известный парижский журналист и издатель Вильмессан. Золя было поручено вести отдел «Сегодняшние и завтрашние книги»: он должен был писать обзоры новых книг, как вышедших, так и готовящихся к печати. Вильмессан был доволен своим новым сотрудником и предоставил ему возможность вести отдел художественной критики под названием «Мой салон». Золя — художественный критик выступил против академической школы, взял под защиту возмутителей спокойствия — художников, которых впоследствии назвали «импрессионистами», в частности Э. Мане. Статьи Золя вызвали возмущение части читателей, приверженцев традиционной живописи. По свидетельству современника, некоторые читатели в знак негодования разрывали в клочки номера газеты со статьями Золя. Вильмессан стал получать гневные письма и счел необходимым прекратить печатание «Салона».
В 1868 г. Золя сблизился с левой республиканской прессой, сотрудничал в газетах «Раппель» («Призыв»), «Трибюн» («Трибуна»), «Клош» («Колокол»), в которых он печатал хронику и сатирические очерки, направленные против Второй империи. «Сотрудничество Золя в “Клош” позволяет говорить о его исключительных журналистских способностях. Часто это занятие вызывает у него скуку, но как только какое-нибудь событие начинает увлекать его, он становится превосходным репортером…» — писал Арман Лану. Во время франко-прусской войны 1870 г. Золя выступил в защиту мира в статье «Да здравствует Франция!» В 1870 г. он издавал в Марселе республиканскую газету «Марсельеза». Золя оказался в центре событий во времена Парижской коммуны. В качестве корреспондента газеты «Колокол» он побывал в Бордо, затем в Версале, куда из оккупированного немецкими войсками Парижа переехало Национальное собрание. Золя писал и посылал в Париж парламентские отчеты. Он презрительно называл Национальное собрание «пугливым животным», «куриной гузкой», но не одобрял и репрессивных мер коммунаров, его ужасала развязанная «братоубийственная война». После разгрома Парижской коммуны Золя выражал сочувствие коммунарам, осуждал белый террор.
По инициативе И.С. Тургенева, с которым Золя познакомился в Париже в 1872 г., Золя стал постоянным парижским корреспондентом «Вестника Европы». С 1875 по 1880 гг. Золя опубликовал в русском журнале 64 корреспонденции (статьи, очерки, рассказы).
В сентябре 1880 г. Золя порвал с редактором газеты «Вольтер» Лаффитом, недовольным нападками Золя на лидера буржуазных республиканцев Гамбетту и его окружение. Кроме того, Лаффит потребовал, чтобы Золя сделал купюры в предназначенном для публикации в его газете отрывке из романа «Нана». После разрыва с Лаффитом Золя начал печататься в консервативной газете «Фигаро», оговорив при этом свое право писать то, что он думает, даже если его убеждения не совпадают с линией газеты. Из статей, опубликованных в «Фигаро» в 1880-1881 гг., впоследствии был составлен сборник «Поход» (1882). Для Золя газета — это одновременно экран жизни и трибуна, сильное средство влияния на умы читателей. Образцами публицистики Золя стали включенные в сборник статьи «Партия негодующих», «Чернила и кровь», «Будущий министр», «Гамбетта», «Демократия». В этих статьях писатель выразил свое политическое кредо, свою веру в демократию, республику и науку.
«Поход» писателя против своих идейных противников вызвал всплеск возмущения в буржуазной прессе правого и консервативного толка. Уставший от этой борьбы, в сентябре 1881 г. Золя прекратил регулярное сотрудничество с газетами, сосредоточившись на литературном творчестве: в это время была в разгаре работа над циклом «Ругон-Маккары».
22 сентября 1881 г. была опубликована статья «Прощание», в которой Золя, обращаясь в последний раз к читателям «Фигаро» и подводя итог своей многолетней журналистской работе, выразил свое двойственное отношение к журналистике и к прессе, признался в том сложном чувстве любви-ненависти, которое они у него вызывали.
Однако дело Дрейфуса побудило Золя вновь обратиться к журналистике и возобновить свое сотрудничество с «Фигаро». Сборник «Новый поход» (1897) составлен из статей, опубликованных в «Фигаро» с декабря 1895 по июнь 1896 гг. В 1897 г. Золя напечатал в «Фигаро» три статьи, посвященные делу Дрейфуса. 13 января 1898 г. в парижской газете «Орор» («Аврора») опубликовано его знаменитое открытое письмо-памфлет «Я обвиняю», ставшее причиной уголовного преследования и судебного процесса над Золя. Писатель был приговорен к году тюрьмы и 3000 франков штрафа. Он был вынужден покинуть Францию и укрыться на некоторое время в Англии. В 1899 г. Золя вернулся на родину. 29 сентября 1902 г. Золя умер в своей парижской квартире от отравления угарным газом. Существует версия, что это было политическое убийство. Писатель был похоронен на кладбище Монмартр. Анатоль Франс в своей речи на похоронах Золя сказал: «Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовали ему величайший жребий — он был этапом в сознании человечества». В июне 1908 г. прах Золя был торжественно перенесен в Пантеон.
Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи). Ричард Стиль, который, как мы уже знаем, считается одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своих изданий.
Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на мелкую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории зарубежной журналистики 17-19 вв"