Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Журналистика".
В№2. Римская риторикаПод воздействием греческого ораторского искусства развилось и оформилось римское красноречие. Особенностью его было обладание огромной практической силой. Все государственные дела в Республиканском Риме решались дебатами в народном собрании, в Сенате и суде. Здесь мог выступить практически каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимо для римского гражданина. Все требования чистоты, правильности, ясности, краткости, уместности и сообразности, предъявлявшиеся к эллинской речи, были удачно перенесены на латинскую речь и впоследствии превратились в выразительный и точный инструмент мысли – латынь.Наивысшего развития римская риторика достигла в последний век Республики. Показателем данного факта может служить вершина римского красноречия – ораторское искусство Марка Туллия Цицерона. Теория риторики римского деятеля изложена в пяти его сочинениях: «О нахождении», «Топика» – приложение одноименного сочинения Аристотеля к римской ораторской практике, «Оратор», «Брут» и «Об ораторе». В них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей сообразно содержанию, о периоде и об источниках убеждения. Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать.
Идеальный римский оратор – тот, кто одновременно:
1) в своих речах и поучает слушателей – это его долг;
2) доставляет им наслаждение – это залог его популярности;
3) подчиняет себе их волю – необходимое условие успеха.
Самыми необходимыми для красноречия условиями считаются следующие: природный талант, навыки и знания. По мнению Цицерона, важнее всего знания, поскольку первенство принадлежит образованному оратору-философу. Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом. Наука может развить живость ума, но даровать ее наука бессильна, поэтому не менее важным является обладание природным даром, т. е. быстрым и гибким умом, находчивостью в развитии мыслей, хорошей памятью. Оратор должен иметь и такие данные, как звучный голос, мужественное телосложение. Идеал цицероновского оратора в культурном отношении очень высок. В нем соединились римский практицизм с эллинской культурностью (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979).Теоретическим обобщением римского красноречия, в котором дана одна из первых классификаций риторических фигур, стал анонимный трактат «К Гереннию». Программа преподавания искусства речи («искусства говорить красиво» в отличие от грамматики – «искусства говорить правильно») была изложена Квинтилианом в трактате «О воспитании оратора».
В1. Греческая риторика. Отдельные элементы риторики возникли еще в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли особо важной роли в обществе.
Как систематическая дисциплина риторика сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. Создателями образа «общественного человека» (идеала Древней Греции) были софисты. В основе представлений о знании, с которыми выступали софисты, в основе учения об относительности истины лежал демократический образ их мыслей. О любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение так же, как и в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались. Истина, по мнению софистов, – только субъективное суждение о чем-либо. Основа их учения – суждение о том, что человек есть мера всех вещей.
Первый трактат по риторике принадлежал сицилийскому политическому оратору и адвокату Кораксу. Он первым дал определение: «красноречие есть работница убеждения», а также утверждал, что главная цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение при помощи вероятного.
Протагор (ок. 481—411 до н. э.) – один из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек» (начало его сочинения «Истина»).
Горгий(ок. 480—380 до н. э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т. е. единооформленными окончаниями), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Сохранились его сочинения «О несущем или о природе» и речи «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда».
Исократ(ок. 436—388 до н. э.) считается основателем литературной риторики – первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов (Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. М., 1997).
Софисты создали в Греции культ слова и тем самым подняли риторику на небывалую высоту. Практическими потребностями греческого общества рождена теория риторики. Красноречие было языком правящих групп, элиты. Обучение риторике стало высшей ступенью античного образования, воспитательным идеалом, названным пайдейа. Не случайно считается, что «сама греческая софистика, несомненно, есть греческое Просвещение».
В.3 и В4 Прообразы газет.
История европейского книгопечатания восходит к XV столетию. Прообразы печатных изданий появились в Европе уже в первой половине XV в. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя, представляли собой оттиски с цельных досок (разновидность деревянной гравюры) Они имели широкое хождение, но собственно к книгопечатанию имели косвенное отношение, так как печатание с досок не могло обеспечить большое количество экземпляров.
Изобретение
книгопечатания, т.е. печатания с набора,
состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому
Возникновению журналистики как общественного явления предшествовали пражурналистские явления. Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8-6 тысячелетий до н. э.). Обращение к знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старослав.: вет – совет), следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет – «трибун», «курьер», «почта» и т. д.
6. «Ля Газет.Франция. Первонач
официальная пресса Фр была представлена
«Mercure francais» («Французский Меркурий», 1611–1644),
политическим и литературным периодическим
изданием, основанным Жаном Ришаром. Став
первым министром Франции в 1624 г., кардинал
Ришелье прибрал к рукам «Mercure francais», поставив
во главе этого издания человека, которого
современники называли«серым преосвященством».Падре
Жозеф (в миру – Франсуа Леклерк дю Трамбле),
оставивший баронский титул ради монашеского
ордена капуцинов, был самым доверенным
лицом кардинала Ришелье. Однако малотиражный«Mercure francais»
В13.Закон о прессе. Законы о прессе во
Считается, что впервые понятие "авторское право" появилось во Франции.Связано это понятие с Французской революцией.
3 августа 1810
г. Наполеон подписал декрет, согласно которому в каждом департаменте(
16.ПолитикаБисмарка в области прессы.Бисмарк был убеждённым консерватором и монархистом. В первом сейме он защищал интересы аристократии. Боролся с буржуазной оппозицией. Бисмарк вошёл в правительство, так как пользовался большой популярностью в народе. В 1867 г.он был назначен Федеральным канцлером. Бисмарк был противником свободы печати, поэтому он предпринимал все усилия, чтобы иметь власть над прессой. Так, в 1863 г. выходит закон, позволяющий властям закрывать газету после двух предупреждений. Сам Бисмарк правил передовицы газет. В1866-70 годах пресса “поворачивается” к Бисмарку. Газеты интересуются его внешней политикой, говорят о том, что это правильно. Бисмарк не был журналистом. Прессу он не любил, но понимал её силу в обществе.Принятие закона о печати было важным шагом.Он определил место прессы, функции прессы и наказания за преступления в области прессы. Этот закон был жёстким. По нему, газету мог учредить только подданный Германии. Иностранные газеты продолжали быть под контролем и могли быть закрыты в любой момент. Бисмарк выстроил систему подвластной государству прессы.Бисмарк использовал прессу, контролировал её посредством последовательной цензуры. Также он оказывал на неё давление с помощью судебной системы.
10. Первые периодические издания в Североамериканских
английских колониях конца XVII – нач. XVIII
вв.Появление первого печатного станка
в североамериканских колониях относится
к 1638 г. Событие это произошло в Новой Англии,
где двумя годами ранее в местечке Кембридж
(колония Массачусетс) был открыт Гарвардский
колледж. Колледж должен был выпускать
проповедников для нужд расширявшихся
поселений, поэтому неизбежно возникла
необходимость в изготовлении собственной
печатной продукции.
Вместе с типографским станком, заказанным
в Голландии, в Новый Свет отправился и
профессиональный печатник Гловер, который,
правда, скончался в пути. Сохранилась
запись в дневнике Джона Уинтропа, одного
из основателей колонии Массачусетс, –
«Типография была установлена в Кембридже
(Стивеном) Дэем, помощником мистера Гловера,
умершего во время морского путешествия.
Первой вещью, что была напечатана, стала
присяга свободного гражданина; затем
– альманах, составленный для Новой Англии
мистером Уильямом Пирсом, мореплавателем;
а затем была книга псалмов, переложенных
на стихотворный размер».
Таким образом, волей случая американским
первопечатником оказался Стивен Дэй,
а первой американской печатной продукцией,
увидевшей свет в 1639 г. и отразившей интеллектуальные
запросы пуританского сообщества, стали
юридический документ, альманах (аналог
современной массовой культуры) и вполне
удачный образец клерикальной литературы.Говоря
о печатной продукции североамериканских
колоний XVII века, в первую очередь необходимо
иметь в виду Новую Англию, так как первые
издания в Пенсильвании датируются только
1685 г., в Нью-Йорке печатный станок появился
в 1693 г., а в Виргинии – только в 1730 г. Пуританская
культура Новой Англии, являвшаяся по
преимуществу книжно-библейской культурой,
диктовала появление специфической литературы,
основной корпус которой составили памфлеты,
брошюры, трактаты и сборники религиозно-нравоучительного
характера.Хотя официальной цензуры в
Новой Англии не существовало до 1662 г.,
религиозная пуританская нетерпимость
приводила к репрессивным мерам против
«неблагонадежных» публикаций. К первым
проявлениям цензурных ограничений относится
случай с публикацией религиозного памфлета
Уильяма Пинчона «Достохвальная цена
нашего искупления» (1650), который не только
был объявлен «ошибочным и еретическим»,
но и присужден к сожжению рукой палача
на рыночной площади Бостона. Четыре года
спустя подобные же санкции были объявлены
против проникавших в Новую Англию квакерских
трактатов, а в 1669 г. суд, узнав о готовящейся
к печати книге Фомы Кемпийского «О подражании
Христу», приказал произвести цензурные
правки в тексте.
Обязанности надзора за печатной продукцией
английское правительство возложило в
первую очередь на королевских губернаторов
североамериканских колоний. В официальных
указаниях (датируемых 1686 г.) губернаторам
провинций содержался параграф следующего
содержания: «И поскольку большое неудобство
может возникнуть вследствие свободы
печатания на нашей вышеупомянутой территории
при нашем правительстве, вам надлежит
принять меры, используя все необходимые
приказы, чтобы никто не держал никакого
печатного станка и чтобы никакая книга,
брошюра или какая бы то ни была другая
продукция не была напечатана без прежде
полученного от вас специального разрешения
и лицензии».Неудивительно, что появление
первой газеты на территории североамериканских
британских колоний, столкнулось с трудностями
цензурного характера. Связано это знаменательное
событие было с Бостоном. Именно там 25
сентября 1690 г. Бенджамин Харрис, типограф,
перебравшийся из Лондона в Бостон, предпринял
попытку издания первой американской
газеты. Она называлась «Publick Occurrences Both
Foreign and Domestick» («Общественные события как
иностранные, так и местные»), предполагалась
к выходу раз в месяц или чаще (в зависимости
от характера и степени важности поступивших
новостей) и представляла собой малоформатный
четырехполосный листок размером приблизительно
19 х 29 см. Текст располагался в две колонки,
за исключением последней полосы, которая
из-за недостатка материалов оказалась
незаполненной.
Особенный интерес представляет обоснование
необходимости газеты для Бостона, данное
Харрисом на первой полосе: «Предполагается
публикация, во-первых, наиболее замечательных
событий Божественного Провидения, которые
не должны быть оставлены в небрежении
или забыты, как часто случается. Во-вторых,
повсеместно люди смогут лучше понимать
обстоятельства Общественных событий
как иностранных, так и местных; что не
только направит их мысли, но и поможет
в делах и торговле.
В-третьих, можно кое-что сделать для исцеления
от коварного духа лжи, что живет между
нами, а избавиться от него можно посредством
точной информации».Содержательная часть
первой американской газеты была не менее
любопытной – достаточно пространные
сообщения (без указания конкретных дат)
о визите крещеных индейцев в Плимут, о
похищении двух детей дикими индейцами,
о самоубийстве старика, оставшегося в
одиночестве после смерти своей жены,
о вспышке лихорадки, о бостонском пожаре,
в результате которого погиб юноша и был
серьезно поврежден печатный станок, о
стычках с французами, о побеге англичан
из индейского плена. На последней полосе
Харрис расположил относительно свежую
информацию, которую можно было бы определить
как «новости одной строкой». В этих новостях
даты или дни недели были обозначены. Несмотря
на чисто новостной характер газеты и
на отсутствие каких-либо комментариев,
проекту Харриса не суждена была долгая
жизнь. После первого же выпуска газета
была закрыта по распоряжению губернатора
штата Массачусетс. Формальным поводом
для такого распоряжения стало отсутствие
соответствующей лицензии, а также, как
отмечалось в соответствующем постановлении
властей, «различные сомнительные и ненадежные
сообщения», содержавшиеся в этой газете.
Разочарованный Харрис через пять лет
был вынужден вернуться в Лондон, где приступил
к изданию газеты «The London Post».И только спустя
четырнадцать лет в том же Бостоне городским
почтмейстером Джоном Кэмпбеллом была
осуществлена успешная попытка издания
еженедельной газеты. Первоначально Кэмпбелл
регулярно составлял рукописные листки
новостей, составленных из местных событий
и из материалов, почерпнутых из английских
газет, и рассылал их губернаторам колоний.
Эти листки после прочтения губернаторами
передавались в администрацию и имели
достаточно широкое хождение.
Чтобы представить себе специфику бостонских
рукописных листков, достаточно привести
фрагмент одного из сохранившихся экземпляров,
датированных 14 июня 1703 г.:«8 июня. Постоянное
собрание Ассамблеи состоялось в последнюю
среду сего месяца.
9 июня. Его Превосходительство в сопровождении
нескольких джентльменов отбыл в Нью-Гэмпшир.10
июня. Шлюп, прибывший из залива Кэмпичи,
не привез никаких новостей».