Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка
1. Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема).
1) первоначальный творческий стимул, замысел. 2) а) выбор темы б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его. 3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?) 4) формулировка проблемы, идеи
5) создание композиции 6) а) логическая структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод). б) образная структура ( иллюстрация) 7) вывод, предложения по выходу из конфликтной ситуации.
“вторичную реальность” ~ информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т. тт.), третьи — и то и другое. Только первую группу явлений освещают прежде всего аналитические статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают “постановочные” корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии.
б) С точки зрения целевой установки отображения предмета
Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья — на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития. Обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, проис-шедших, например, за определенный период времени, выявить их причину, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с “продукцией” СМИ, выносит им оценку. Рецензии выявляют ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т. п. Литературно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению.
Что касается комментария, то под ним обычно подразумевают материалы, выносящие главным образом оценку каким-то уже известным аудитории событиям, явлениям, указывающие на их причины и содержащие мнения компетентных в данных вопросах лиц.
в) С точки зрения метода постижения реальности
Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.
Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две — монологическая и диалогическая. Применение первой формы — обязательное условие появления “монологических жанров”: корреспонденции, статьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы “диалогических жанров” — интервью, беседу и т. п. Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают “гибридные” формы типа “корреспонденция-интервью”, “беседа-отчет” и другие.
13. Корреспонденция.
Корреспонденция
– аналитический жанр, сутью которого
является объяснение и преодаление
конкретного конфликта действит
Предмет – фрагмент действительности в котором заложен соц конфликт, имеет временные и пространственные ограничения.
Функции:
-оперативно
выявить и проанализировать
-на основе конкретики выявить и обозначить закономерности конфликта, показать его смысл.
-по возможности
обозначить пути преодоления
конфликта и его
-стимулировать
практическую деятельность
Метод:
-объяснение
конкретного соц конфликта.
Структура корреспонденции:
-завязка (картинка, описание ситуации, голоса свидетелей, тезис)
-основная часть (причинно-следственный анализ)
-кульминация ( синтез)
-выводы и предложения
Особенности технологии создания корреспонденции:
-поиск объекта и предмета для корр.
-наблюдение, сбор инфы, накопление материала.
-создание обобщающей гипотезы.
-отобрать и
систематизировать факты,
-обработка собранного
материала, рассчитанная на
-расположение материалов в подготовительной структуре, завершение работы над композицией и сюжетом, объединение частей в единое целое.
14. Комментарий как метод и жанр.
Комментарий – оперативный отклик на важное событие, в основе которого лежит персонифицированный анализ, оценка и прогноз развития ситуации.
Предмет:
Актуальное событие, чаще всего входящее в повестку дня. Событие выходящее на первый план. Эти события могут быть на любом уровне (регион, страна, мир)
Функции:
-объяснить событие, вставить его в систему других событий.
-оценить событие
своим взглядом и мнением
-дать прогноз развития событий
-направить внимание
на это важное с нашей точки
зрения событие,
Метод:
В основе жанра
метод комментария т.е. ряд мыслей,
изложенных в логически-последовательной
форме. Логически связанные
Структура комментария:
-начинается с определения события, инф повода.
-комментируемые
события связываются с др.
-события детализируются
(восстанавливаются
-внимание акцентируется на предистории события.
-событие объясняется с помощью рассуждений автора и экспертов, в основе рассуждений прямая и косвенная аргументация.
-комментарий
завершается ясным выводом. Он
вытекает из логики
-вывод может
сопровождаться прогнозом
15. Колумнистика. Колонка.
Колумнистика – авторское, персональное произведение колумниста.
В колонке может не быть конкретного информационного повода. Предмет отображения в ней будет актуален вне зависимости от привязки к конкретному событию. В колонке больше персонификации, автор колонки лицо не только размышляющее, но и переживающее, чувствующее.
16. Рецензия. Виды рецензий.
Рецензия – аналитико-художественный жанр, представляющий собой оценку произведения. Особый нежурналистский жанр.
Предмет: произведение.
Функции:
-объяснить и выразить свое отношение к произведению.
-сориентировать
аудиторию в тех проблемах,
о которых говорится в
-сформировать у аудитории представление об этом и подобных произведениях с точки зрения эстетики.
-содействовать аудитории в выработке самостоятельных оценок таких произведений.
-двухадресность
(обращение к аудитории и
Метод:
-основной метод логический, связанный с акцентом на метод критики (оценки)
Технология создания:
-знакомство с рецензируемым произведением.
-размышление над произведением.
-«разъятие гармонии»-
-«логико-образный» синтез, создать образ образов.
-написание рецензии.
Содержание рецензии:
-историко-художественный контекст (рассмотр произвед в системе диалектики этого вида искусства, худ направления, системы образов)
-гуманитарный контекст ( рассмотр произвед в системе отношений художника к обществу)
-биографо-творческий контекст (рассмотр произвед в системе творчества того или иного автора)
-эстетический контекст (рассмотр произведв системе прекрасного)
Виды рецензий:
-научные (посвященные разным видам искусства)
-гранд рецензии
(профессиональные рецензии
-мини-рецензии (оперативная)
-монорецензия (на 1 произвед)
-полирецензия ( на много произвед)
17. Статья.
Статья – аналитический жанр, объясняющий закономерные явления, которые имеют широкие пространственно-временные границы. Суть: выявить и проанализировать системный конфликт и возможно показать пути его преодоления.
Предмет:
Явления действительности важное для общества, серьезно влияющее на его жизнь, в статье предполагается широкий охват действительности, широкие пространственно-временные границы.
Функции:
-обозначить важные закономерные явления действительности и объяснить эти закономерности
-найти и обозначить системообразующий конфликт (неконкретный, обобщенный)
-выявить пути
преодоления
Метод:
Объяснение закономерностей или широкий всесторонний анализ явлений, процессов, происходящих в обществе. Для статьи важно ясное развитие строго определенной мысли, обоснованность и оригинальность суждений. Автор должен очень хорошо владеть логикой.
Особенности технологии создания:
-автор в качестве
предмета выбирает
-в качестве иллюстраций отбирает факты, события, явления действительности, которых должно быть достаточно для доказательства явлений.
-все события,
факты, явления автор
Разновидности статьи (Тертычный):
-общеисследовательская (анализ общезначимых вопросов, высок уровень обобщения, глобальность мышления. Цель – изучить закономерности развития современного общества)
-практическо-аналитическая
(посвящена конкретной отрасли
жизни, хозва. Анализируется
-полемическая
(в основе статьи спор, возникающий
по каким либо значимым
18. Обозрение.
Обозрение – жанр представляющий собой картину действительности в форме панорамы жизни общества и фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период.
Предмет:
События, произошедшие за опред период и связанные между собой
Функции:
-создать у аудитории представление о том, что происходит в той или иной сфере действительности за опред период.
-объяснить происходящее
-выяснить тенденции
обозначенного явления на
Метод:
Объяснение, анализ. Особенностью является то, что это «горизонтальной анализ».
Жанрообразующие признаки:
-панорамность
(жур-т предлагает максимально
широкий охват
-разноплановость
(3 плана. Крупный – лично
-универсальность обозрения.
Разновидности обозрения:
-общее обозрение
(ограничено временем и
-тематическое обозрение (ограничено временем и тематикой)
-обзор СМИ
(жанровая разновидность
19. Обзор СМИ. Обзор писем.
Обзор СМИ - (жанровая разновидность изучающая особенности контента, творческую деят СМИ)
Признаки обзора СМИ:
-жанр вторичного отображения
-панорамность и разноплановость
-двойная адресность (для некоторых видов обзора)
Разновидность обзора СМИ:
-обзор презентация
или обзор анонс (краткий
-тематический
обзор СМИ (автор соедин
-безадресный обзор (автор не апеллирует конкретным СМИ, а анализирует тенденции присущие разным СМИ)
Обзор писем – анал. жанр, в котором на основе писем, приходящих в СМИ, дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность соц. фактов.
Жанрообразующие признаки:
- жанр вторичного изображения,
- панорамность и разноплановость
- в основе – комменатрий.
Разновидность обзора писем:
1) тематически однородные,
2) разнородные (объединенные. временными промежутками)
20. Письмо.
Письмо – жанр, в основе которого лежит острая проблема, требующая немедленного разрешения. Письмо предполагает прямое обращение к аудитории и адресату и требует ответной реакции.
Характеристики жанра:
-персональная адресность письма в сочетании с его проблемностью делает его максимально актуализированным.
-в письме явственно просматриваются как личность адресата, так и личность автора
-письмо имеет
двуадресность адресату и
-письмо имеет различные стилевые интонации от ораторского до интимного диалога
В письме заложены доп возможности воздействия на широкий круг аудитории:
-психологическая установка на искренность
-возможность выразить не только мысли но и оттенки чувств
-в письме
возможен публичный вызов
Разновидности писем:
-по адресату: конкретным личностям, соц группам или обществу
-по автору: одного автора, коллективные
-по функциям:
публичное одобрение,
21. Журналистское расследование как метод и жанр.
Журналистское расследование – вид журналистики, который характеризует планомерное и как правило долговременное исследование предмета публикации.
Предмет:
Разного рода преступление, происшествие, конфликт, существование которого пытаются скрыть от общества.
Цель: определить корни конфликта, причины, обнаружить скрытые причины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.
Функция: преодолеть причины, порождающие зло, носителя этого зла обнародовать, вытащить на свет.
Метод:
- исследование, обусловленное особыми обстоятельствами действительности.
-наблюдение,, интервью, анализ документов
-перемена профессии!
Черты: присутствие автора, тесный контакт жур-а с органами.
22. Образ в психологии, литературе и публицистике. Классификация образов.
Образ – В искусстве, в том числе литературе – категория, характеризующая особый способ и форму освоения и преобразования действительности.
Важнейшим элементом
журналистского произведения (особенно
в таких художественно-