Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка
1. Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема).
1) первоначальный творческий стимул, замысел. 2) а) выбор темы б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его. 3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?) 4) формулировка проблемы, идеи
5) создание композиции 6) а) логическая структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод). б) образная структура ( иллюстрация) 7) вывод, предложения по выходу из конфликтной ситуации.
В отличие от
психологических образов худож.
образы относятся к эстетической
категории. Эти образы выступают
для субъекта уже не как “сама
реальность”, а как ее идеальная
реконструкция, “как модель”, активно
соотносимая с оригиналом»
Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. И все же, как и в художественных произведениях, «мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию. Особенность публицистического творчества в том и заключается, что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. присущи публицистическому освоению действительности, в ходе которого все факты подвергаются образному осмыслению.
Классификация и разновидности худ. Образа
В основе всего тропы и фигуры. Троякая классификация:
1)Предметная составляющая
2)обобщенно-смысловая (идеал)
3)Структурная ( реал и идеал)
Предметная составляющая классификации:
1)образы-детали(единицы худ. Видений, которые могут различаться в масштабах от подробностей до развернутых описаний)
2)Фабульный образный уровень( состоит из образов внешних и внутренних движений, событий, поступков, стремлений, мотивов и т.д)
3)уровень образов-характеров(
единичные и собирательные
4)образы судьбы и мира (отображается реальное время,оно ранозначно худ.произведению)
По структуре, т.е по соотношению 2-х планов :предметного и смыслового, образы делят на 3 группы:
1)Автологические ( самозначимые). Оба пласта совпадают (Белый цветущий сад)
2)Метологические, в которых явленное отличается от подразумеваемого по какому-то основанию, по характеристике( Яблоневый сад как снежные вершины)
3) Аллегорические(символические
образы) ,в ктр подразумеваемое
не отлич. от явленного, но
превосходит его степенью
Классификация по смысловой обобщённости:
1)индивидуальные(созданные художником)
2)характерные(раскрывающие закономерности реальности)
3)типичные( вечные образы)
4)топос(характерный для целой культуры, эпохи образ)
5)мотив(повторяющиеся в ТВ-ве нес-ких писателей)
6)архитип (устойчивые модели человеч.воображения)
23. Специфика
образного отражения
Специфика:
-публицистич образ документален, и в то же время в них вложены формы условности
-автор усиливает, подчеркивает одни черты героя за счет других
-автор дополняет
черты одного реального
-автор сдвигает событие во времени, переносит их в пространство (вымышл эпизоды)
-автор догадывается о мыслях и переживаниях своих героев
-автор вводит
в среду реальных людей
-автор включает
в текст произведения
Образ – факт – оригинальное, присущее только аналит тексту открытие худ смысла, заключенного в действительности и воплощение его средствами доступности публицистики, т.е. совпадение природы факта с замыслом художника.
Образ – модель – уподобление, объединенное в единое целое в виде представленой картины
Образ – концентрат – худож формулы, сосредоточившие смысл определенной ситуации или явления, заменяющие понятия и в качестве такого заменителя , имеющие хождение в обыденной жизни публицистике, лит-ре (воссозданные образы)
24. Образная
структура художественно-
Образы по уровню обобщения:
-индивидуальные (выражают сознание художника, неповторимые образы
-характерные
(раскрывающие закономерности
-типичные (высшая
степень характеристики, включают
в себя существенные особенност
-мотив (образы
повторяющиеся в нескольких
-топос (характерно
для культуры целой эпохи,
-архитип (вездесущие
устойчивые схемы, модели
Структурная классификация. Соотношение предмет+смысловое:
-автологические ( предмет и смысл совпадают)
-метологические ( тропы, метафоры, образы)
-символичиские
(подразумеваемое не
25. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и жанрообразующие признаки.
Жанры - устойчивые
группы публикаций, объединенные сходными
содержательно-формальными
Тертычный выделяет следующие худ-публ жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, анекдот, игра, шутка, эпитафия, эпиграф, легенда, житейская история, сатирический комментарий,
Фельетон. (Салтыков-Щедрин,
Дорошевич) Соединение публицистического,
сатирического и
Памфлет. Сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Памфлет - это своего рода оружие, которым пытаются испепелить своего врага, то есть все конкретно. У Кройчика памфлет это разновидность фельетона, а у Тертычного отдельный жанр.
Пародия. (Гоголь, Салтыков-Щедрин, журналист Добролюбов) . Предмет - разные явления (действия общественных, государственных деятелей, какие-то народные традиции, и др). Основные методы - гипербола, гротеск, литота, ирония. П. Напоминает сатирический комментарий.
Сатирический комментарий. Родственный аналитическому комментарию. Отличает - ярко выраженная целевая установка автора высмеять тот феномен, который привлек его внимание. Нацелен на высмеивание определенных человеческих недостатков.
Эпиграф - краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе.
Эпитафия - посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, выступает как напоминание о достоинствах умершего человека.
Анекдот. В газете не всегда журналистский жанр, т.к. Журналисты редко сами придумывают анекдоты. Другое дело «вторичный» анекдот, т.е. Произведение, созданное на основе анекдота, ставшего его литературной основой.
Шутка- предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации.
Эссе. В основе лежит анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом является процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности.
Европейская школа (основывается на эмоциональной публицистике):
1)Репортаж, 2)Памфлет, 3)Зарисовка, 4)Эссе, 5)Фельетон, 6)Гласса (заметка на полях), 7)Курсив (между новостью и репликой)
Жанры той же европейской школы: Комментарий,Радакц статья, анализ, рецензия, замечание, публ. Интервью, редакц дискуссия
26. Очерк
как художественно-
Очерк (по Кройчику) пуб. жанр, в образной форме исследующий закономерности соц. неравенств, развитие общественных процессов, а так же конкретные ситуации развития реальной действительности. Исследование реальности через идеальность.
Задача очерка (по Кройчику)
-Воспроизводить текущие, еще не завершенные факты и явления действительности, показывать и объяснять действительность через характеры, конфликты, отношения.
-Через конкретные характеры показывать типические для времени явления и процессы.
-Объяснять изображаемое, давать ему оценку, показывать какое практическое значение оно имеет в данное время.
-Решать актуальные проблемы, стремится непосредственно воздействовать на жизнь.
Предмет:
Человек и чел. Начало в разных его проявлениях
Функции:
На основе худ-образного
метода создаь обобщенную модель, концепцию
взаимоотношений между
Метод:
Отображение в
очерке представляет соединение эмпирического
(опыт, наблюдение) и теоретического
логико-рационального способа
27. Типизация в очерке. Способы очерковой типизации.
Типизация используется с целью выявления типичных черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. Типизация в очерке заключается в том, что очеркист в самой жизни и ее конкретном проявлении находит наиболее типичные факты, которые нагляднее всего заключают в себе основные черты явления.
Типизация в очерке - это, прежде всего отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности. Несмотря на типичную обобщенность, используются факты, которые нельзя подделывать, так же нельзя выдумывать качества героев и обстоятельства, в этом заключается основное отличие газетного очерка от худ.произведения.
Существуют
определенные принципы типизации в
газетном очерке: «фактическая сторона
должна быть скрупулезно сохранена.
Всякое перемещение во времени, выдумывание
несуществующих коллизий, “досочинение”
качеств героев и обстоятельств, в которых
они действуют, невозможно... точно обозначены
время и место действия, названы имена
и фамилии героев. Право автора здесь –
только отобрать из жизненного материала
нужные ему ситуации, конфликты, факты.
Выбрав (как и писатель) наиболее существенные,
характерные факты, найдя среди множества
людей типичного героя, очеркист-документалист
исследует и отображает их художественно-
28. Факт и вымысел в очерке.
Под фактом обычно подразумевают событие, которое имеет пространственно-временную закономерность и протяженность.
К специфическим особенностям очерка произведений относится не только документальное изображение действительности, но ее худ. моделирование (вымысел). Если документалистика изначально ориентирована на точное фиксирование явлений и процессов действительности, то в худ. творчестве существуют широкие возможности в плане использования вымысла. В безадресном очерке автор может в большей мере использовать вымысел. Шомова считает, что в адресном очерке тоже присутствуют доля вымысла. Форма условности всегда присутствует, но она должна быть подчинена докуметализму. В документальном очерке формы условности многообразны.
"Факт еще
не вся правда, он только сырье,
из которого следует выплавить,
29. Образы-детали
в художественно-
Деталь –
это подробность
Портрет – описание внешности героя, описание деталей его характера, внешности. С одной стороны, нужно показать индивидуальные черты героя, с другой – типические черты, в духе времени.
Речевая характеристика – характерная речь героя в тексте, которая присуща только ему. (Персонифицированные слова)
Интерьер – описание обстановки, быта в котором живет герой, чтобы показать как представителей определенного социума
Пейзаж – описание окружающего мира, природы обстоятельств. Выступает в роли экспозиции, вводит читателя в событие. Обозначает течение времени, придает тексту динамизм. Создает необходимое автору настроение.
30. Образы
действия в художественно-
Уровень образа действия (или фабульный образный уровень) – уровень, состоящий из образов внутренних и внешних движений, событий, поступков, стремлений и т.п.
31. «Человеческое» начало в очерке. Образы-характеры и образы-типы.
Особенности создания образов-характеров:
-Образ-характер создаётся с помощью избирательной типизации
-Психологическое
исследование характера
-Опора на
подчёркивание индивидуальных
Виды образов-характеров:
-Главный герой публ. Произведения
-Второстепенны или эпизодический
-Персонажи наделённые именем и упоминаемые в опред. событии.
-Автор произведения