Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:42, курсовая работа
Цель – выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой на разговорном радио.
Задачи:
1) Изучить какие социальные проблемы существуют на сегодняшний день, и выбрать из них наиболее острые.
2)Провести опрос: Нужны ли на радио беседы о социальных проблемах.
3) Проанализировать записи эфиров программы «Профилактика» на радиостанции «Маяк» за второе полугодие 2012 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА РАДИО……………………………………………………………………………5
Социальная проблематика: терминологический аспект…………5
Становление и развитие социальных программ на радио………..7
Нужны ли на современном радио программы о социальных проблемах?..............................................................................................................8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РАЗГОВОРНОМ РАДИО НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА» РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»…………………………………………………………………………13
2.1. Тема алкоголизма в эфире программы «Профилактика»…............15
2.2. Тема миграции в эфире программы «Профилактика»……………20
2.3. Тема демографии в эфире программы «Профилактика»…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт »
Факультет русской и западноевропейской филологии
Кафедра литературы и журналистики
Социальная проблематика в программах современного разговорного радио(на примере радиостанции «Маяк»)
Курсовая работа
По специальности 03601.65 –«Журналистика»
Исполнитель:
Иванов Александр, студент 321 группы
Научный руководитель: ассистент кафедры
Ястремская Ю. А.
Шадринск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
НА РАДИО…………………………………………………………………
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
НА СОВРЕМЕННОМ РАЗГОВОРНОМ РАДИО НА ПРИМЕРЕ
ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА» РАДИОСТАНЦИИ
«МАЯК»………………………………………………………………
2.1. Тема алкоголизма
в эфире программы «
2.2. Тема миграции
в эфире программы «
2.3. Тема демографии в эфире программы «Профилактика»…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………30
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день существует огромное количество радиостанции, и зачастую они являются коммерческими, цель которых развлекать слушателей. Поэтому большую часть эфирного времени занимает музыка и развлекательные программы, где, отвечая на простые вопросы, можно выиграть ценный приз. А информация представлена лишь в выпусках новостей и редко в каких-либо информационных программах.
Существуют и разговорные радиостанции. Такой формат характеризуется сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостной информации.
Что касается социальных проблем, то внимание на радиостанциях развлекательного формата им уделяется не часто. У нас в стране аргументируется это тем, что программы на социальную тематику отталкивают аудиторию. Опыт ведущих радиостанции за рубежом, напротив, доказывает, что освещение острых социальных тем, особенно, в сочетании с хорошим новостным продуктом может расширить аудиторию.
Я решил провести исследование на примере радиостанции «Маяк», так как данная радиостанции с самого начала своего существования имело разговорный формат, и имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости и оперативные комментарии. К тому же к социальной тематике, я считаю, они имеют положительное отношение.
Объект исследования – программа «Профилактика» разговорной радиостанции «Маяк».
Предмет исследования – частота обращения радиоведущих программы «Профилактика» к социальной тематике и степень глубины анализа проблемы.
Цель – выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой на разговорном радио.
Задачи:
1) Изучить какие
социальные проблемы
2)Провести опрос: Нужны ли на радио беседы о социальных проблемах.
3) Проанализировать
записи эфиров программы «
4) Выявить, какие социальные темы были подняты за этот период и каким образом освещены.
Материал исследования: архив эфиров радиостанции «Маяк», программы «Профилактика» с августа по декабрь 2012 года включительно, а также литературы связанная с радио и социальной проблематикой.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что теоретически данный аспект разработан недостаточно. Социальная проблематика является одной из приоритетных тем аудитории, но остается часто за границей работы журналистов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, и приложения.
Глава I.СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА РАДИО
Само словосочетание «социальная проблема» возникло в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства. Позже это понятие стали употреблять на западе при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров[13].
В российской социологической науке понятие «социальная проблема» превратилось в некоторое клише, часто встречающееся в названиях и тексте статей, монографий и сборников. Данный термин понимается главным образом в традиционном ключе – как условия, идущие вразрез с потребностями социальной системы, то есть препятствующие функционированию социальных институтов. Часть российских обществоведов использует понятие социальной проблемы как объективно возникающего социального противоречия между существующим и должным.
Социальная проблематика – специфический тематический сегмент в СМИ, связанный с процессами самосохранения общества[3]
Явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом.
Проблематика подвижна, изменчива, злободневна: каждое общество решает свои собственные проблемы, вытекающие из характера социальных связей в конкретный исторический период.
Следовательно, реальное наполнение социальной проблематики создается отражением актуальных проблем социальной сферы данного общества в конкретный период; при этом качество отражения может быть более или менее эффективным и существенно влиять на общественное развитие.
Использование традиционного подхода к социальным проблемам не позволяет получить ответ на вопрос, почему одни ситуации наделяются в обществе статусом серьезных социальных проблем,а другие, не менее опасные и угрожающие, не становятся проблемными.
Наиболее плодотворная идея, существующая на сегодняшний день – это конкуренция между социальными проблемами. Идея С.Хилгартнера и Ч.Боска, которую они раскрывают в своей статье «Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен» [16]. По их мнению, социальные проблемы конкурируют между собой за то, чтобы попасть в публичную повестку дня. Эта конкуренция вызвана ограниченностью таких ресурсов, как пропускная способность средств массовой коммуникации, внимание и время политиков, а также внимание общественности. Повестка дня, устанавливаемая, в частности, политиками и средствами массовой коммуникации и неизбежно является ограниченной.
Таким образом, социальная проблематика как содержательная категория вмещает в свое понятие довольно обширный смысл. Так как деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, а также воспитывать личность, так и социальная проблематика включает в себя: обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.
Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Становление социальнойтематики началось почти сразу с развитием радио.Первой программой с социальной тематикой можно считать программу советского периода «Время, события, люди», но она являлась больше пропагандистской.Но широкое распространение программы данного характера получили лишь в 90-ые годы.
В 1989г. На смену программе «Время, события, люди», вышла «Радиостанция "Союз"» - программа о жизни регионов, о сложных и наболевших вопросах экономики, культуры, истории, обычаях народов и народностей страны. География передачи была чрезвычайно разнообразной. Интерес у слушателей вызывала рубрика «Дискуссионный клуб», внесшая в вещание элементы острой полемики, открытой дискуссии, в ходе которой ученые-обществоведы высказывали суждения о злободневных проблемах регионов, о практике утверждения социальной справедливости и совершенствовании правовых отношений.
Для родителей, и для семейного прослушивания шли передачи «Взрослым о детях», «В кругу семьи» и «Радиостудия-73» - в последней на звонки и письма родителей отвечали журналисты, психологи, врачи, педагоги, писатели. Там обсуждались проблемы воспитания, поведения, дружбы, одиночества детей, а также вопросы детской преступности.
22 августа 1990
года в эфире появилась
На сегодняшний день радиостанции в условии конкуренции пытаются быть неповторимыми, чтобы привлечь как можно больше аудитории. Поэтому появляются развлекательные программы и различные шоу, а социальной тематике времени уделяться стало меньше. Но утешает лишь то, что остались еще радиостанции, которые продолжают обсуждать острые социальные проблемы, такие как «Эхо Москвы», «Маяк», «КП» и другие.
Радиовещание
оказывает несомненное психолог
С задачей развлечения слушателя отечественное радио справляется неплохо, процентов на 90 радиостанции в России - музыкальные или информационно-музыкальные[15; 75].
Таким образом,
чтобы не перегружать слушателей
серьезной информацией
Возникает вопрос: а нужна ли тогда социальная проблематика на радио, и откуда аудитория получает информацию? Это я решил узнать у аудитории.Мною был проведен опрос среди знакомых в социальной сети «ВКонтакте» с целью получить ответы на следующие вопросы:
Возрастная категория участников опроса колеблется от 18 до 35 лет, среди которых студенты, студенты-журналисты, и сами журналисты.
В результате данного опроса я получил следующие результаты. На первый вопрос о том, слушаете ли Вы радио и какое, были получены следующие ответы:
Радиостанция |
Кол-во человек |
Проценты |
Европа+ |
12 |
30% |
Рекорд |
6 |
15% |
Русское радио |
4 |
10% |
Комсомольская правда |
1 |
2,5% |
Юность |
2 |
5% |
Love radio |
2 |
5% |
Pig radio |
1 |
2,5% |
Не слушают вообще |
8 |
20% |