Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:20, лекция

Описание работы

Чувство долга, ответственность.
Работа журналиста, в отличие от других профессий, связана с обязательным ритмом, который задают выпуски теле и радио программ, периодичность выхода издания. Нормальная работа журналиста: жёсткий без сбоев график, при котором он знает что именно, в каком объёме и с какой периодичностью должен делать.

Файлы: 1 файл

SMI.docx

— 100.35 Кб (Скачать файл)

Когда же журналист опасается, что собеседник может слукавить  он прибегает к косвенному вопросу (как бы вы отнеслись, если бы узнали что ваши сотрудники работают на конкурентов?).

Важен выбор личной и безличной  формы вопроса. Американские исследователи интервью считают, что личная форма вопроса выявляют личное отношение, а безличное  выявляют не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.

Личная форма (как вы считаете…?). Безличная форма (какие передачи надо чаще показывать по TV?).

 

По функциям вопросы делятся  на основные, зондирующие и контрольные.

При подготовке к интервью журналист, прежде всего, составляет основные вопросы. Однако во время беседы основной вопрос может не сработать – люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа собеседника журналист может определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов, чтобы получить сведения, на которые был настроен основной вопрос. Чаще всего зондирующие вопросы не готовятся, а задаётся момент, когда не срабатывает основной вопрос, когда возникает новая тема разговора или неожиданный поворот темы.

По воздействию на собеседника  вопросы бывают нейтральные, наводящие  и подсказывающие (речь идёт не о  прямой подсказке). Вопрос не должен содержать  подсказки того какие сведения хочет  получить журналист, а какие сведения не желательны.

Начало  интервью.

Начало интервью является необычайно важным. Именно на начальном  этапе журналист устанавливает  первый контакт с собеседником, получает о нём первое впечатление.

 

 

 

 

 

 

  1. не спешите. Не следует поддаваться спешке, даже если времени действительно не хватает. Следует помнить, что как бы вы не спешили, интервью всё - таки должно состояться. Доброжелательное приветствие, рукопожатие - обязательные атрибуты хорошо начало. Если собеседник не знает вас лично, то следует представиться, при необходимости сказать, какое именно издание вы представляете и какова цель вашего интервью.
  2. манера общения. Очень важна манера, с которой вы обращаетесь к собеседнику. Уверенность, уважительность и спокойствие всегда располагают к себе.
  3. не проявляйте излишних эмоций. Сохраняйте естественный тон голоса. Панические нотки, растерянность, апатия – все эти эмоции быстро предаются собеседнику и заставляют его чувствовать дискомфорт, отвлекают от темы беседы. Даже личности психологически устойчивые, опытные в общении с журналистами тратят какое - то время на борьбу с эмоционально не уравновешенностью репортёра.
  4. настройтесь на эмоциональную волну. Человек, который даёт интервью естественным образом, погружён в эмоциональную атмосферу события. Он радуется победе или грустит о поражении. Постарайтесь настроиться на эмоциональную волну собеседника. Ваша эмоциональная реакция является маркером отношения, которую собеседник сразу почувствует.
  5. чувство юмора. Один из самых действенных приёмов вызвать к себе доверие и симпатию – проявить чувство юмора. Хорошая шутка в самом начале уместная и остроумная всегда располагает к себе собеседника, поднимает его настроение, вызывает положительные эмоции и разряжает напряжённую обстановку первых минут.

 

 Поведение журналиста в случае нежелания собеседника отвечать на вопросы.

Если человек сознательно  отказывается от ответов, если он не желает вступать в общение, если он не может  побороть робость перед микрофоном,  диктофоном, журналисту не стоит быть назойливым.

Часто во время интервью возникает такая деликатная ситуация, когда респондент, сообщив новость, говорит, что это не для печати. Журналисту не следует использовать эту информацию. Чтобы не связывать  себе руки, журналист должен получить эти сведения из другого источника  и, при обнародовании информации, он должен сослаться на этот источник. В данном случае поведение журналиста регламентируется нормами морали.

 

 

 

 

Завершение интервью.

Эта стадия интервью не менее  значима. Существует множество маркеров, которые дают понять респонденту, что  вы подошли к финальной точке  и нужно плавно заканчивать свою речь. Если вы говорите фразу: «И наконец, …» сопровождая её коротким вопросом, почти каждый поймёт её правильно. Если вы скажете: «В завершении нашего интервью, короткий вопрос…», такая фраза  даст прямое указание на действия, которые  вам желательны. Фраз такого типа можно  придумать много, важно чтобы  они звучали органично, а не воспринимались, как ваше желание закончить разговор по иной, нежели время, причине.

 

Беседа.

Это диалог равноправных участников общения, построенный в определённой тематике по свободной структуре. Беседа, даже тематически ограниченная, может  быть непредсказуема по результату, тогда  как интервью всегда стремиться реализовать  заранее намеченный план освещения  определённой информационной области. При этом непредсказуемость развития беседы – её сильная сторона, положительный  итог, расширяющий её эмоциональный  спектр и увеличивающий результативность. В случае интервью непредсказуемость  – это технологический и методологический брак.

Беседа, как метод, направлена на решение целого ряда задач, которые  связаны с получением широкого круга  информации, когда необходимо:

1. составить общее впечатление  о проблеме без детализации  на отдельных её аспектах, на  предварительной стадии сбора  информации;

2. получить эмоциональную  личностную оценку событий или  фактов;

3. определить общий круг  вопросов, который будут рассматриваться  в интервью (беседа, как предварительная  стадия);

4. получить информацию  о личности, мировоззрении, установках, индивидуальных особенностях человека;

Беседа один из наиболее эффективных методов получения  информации, поскольку во многих случаях  она позволяет получить самый  широкий объём разнообразной  информации. Результаты беседы всегда шире, чем результаты интервью, опроса, поскольку только в беседе присутствует коммуникативная свобода и коммуникативное  равноправие, способствующие раскрытию  личности. Манера, речь, эмоции и жесты, которые используются в беседе, зачастую несут в себе не меньше смысла и  информации, чем слова.

С другой стороны беседа менее структурирована, чем интервью и тем более опрос. Она требует  больше времени для получения  информации, обладает значительной избыточностью, требует от журналиста повышенной концентрации, большего времени для обработки материала.

Проводя плановое интервью с любым человеком, журналист  реализует то, что было сделано  им в процессе подготовки заранее.  Беседа интерактивна, сиюминутна. Собеседник должен чувствовать, что общается с  журналистом на равных, что очень  не просто – быть всегда наравне. Поэтому  в беседе, как методе сбора информации, успех достаётся не всем.

Опрос.

Опрос, как и интервью, является методом получения информации, при помощи структурированного диалога. Объектом опроса является не определённый источник, а целевая группа. Технологически, опрос проводиться по методике, схожей с методикой интервью, за исключением  того, что одни и те же вопросы  задаются нескольким респондентам.

Участие в пресс - конференциях, брифингах  и т.д.

Этот метод очень эффективен в сочетании с другими. Мероприятия  подобного типа дают множество полезных сведений, держат в курсе максимально  актуальных событий, позволяют из первых рук получать информацию, не требующую  в обычном случае дополнительной проверки. Информация в большом объёме может быть получена оперативно и  в одном месте, без дополнительных поисков. Как правило, профессионально  подготовленная пресс – конференция  снабжает журналиста целым информационным пакетом: пресс – релиз, пресс  – кит, в которых много полезных сведений.

Правила подготовки к пресс  – конференции мало чем отличаются от подготовки к интервью. Разница  в том, что число участников пресс  – конференции, как правило, достаточно велико и журналисту редко удаётся  задать больше чем 2-3 собственных вопроса. Это негативное обстоятельство нивелируется тем, что большинство участников исчерпывают основной диапазон вопросов по проблеме, вам только остаётся дополнить  их собственными и оригинальными. Особое внимание следует уделить именно тому, чтобы вопросы, которые вы намерены задать, не были банальными, обычными и  очевидными, то есть не дублировали  вопросы ваших коллег, а носили индивидуальный характер. Именно это  требует особой тщательности подготовки к пресс – конференции.

 

 

 

 

 

Структура творческой деятельности.

 

Рождение журналистской темы.

Задумывая некую  публикацию, журналист, прежде всего, должен объединить тему. Журналистская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Темы выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностью массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае журналист постоянно включен в процесс не только обдумывания, но и накопления нового материала. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты.  Поиск интересных тем это извечная проблема журналистов, так как найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное в примелькавшемся явлении или предмете, какие-то новые неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблемы.

Замысел произведения.

Определившись с  темой будущего произведения, журналист  приступает к формированию его замысла. Замысел - первая ступень творческого  процесса, первоначальный набросок будущего произведения. Одни замыслы, например,  отклик на конкретное событие, требуют  оперативной реализации. Журналист, определив актуальность события, тут  же собирает соответствующие факты, а если они уже имеются, садится  писать заметку. Другие замыслы требуют  накопления определенного жизненного материала, его предварительного осмысления, отбора наиболее примечательных ситуаций для раскрытия проблемы, систематизации имеющихся фактов с целью формирования окончательной темы и тому подобное. В данном случае замысел может  быть скорректирован, уточнен и в  итоге приобрести ясные очертания. Как правило, результатом такого замысла становится более крупное  произведение, чем заметка.

  Замысел, предворяя  всю последующую работу журналиста  над будущим произведением, уже  на начальных этапах творчества  представляет микромодель этого  произведения.

Идея.

Дальнейшая работа над произведением связана с  конкретизацией рабочей идеи. Идея выступает как своеобразная программа  действия. Чтобы произведение получило идейное значение, журналисту необходимо определиться со своей нравственной или идеологической позицией. В своих  взглядах на ту или иную проблему, выражении собственного отношения к описываемым фактам. В этом случае читателю становится понятно, ради какой цели писалось  произведение, какие идеи автор пытался донести до общественности, каким мыслями хотел поделиться, в чем пытался убедить аудитории. Если журналисту удастся отразить эти моменты, то он может рассчитывать на ответную реакцию аудитории.

Функция рабочей  идеи состоит в том, что она  во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. На практике рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной  мысли произведения, которую нужно  развить и доказать или подтвердить  системой аргументации.

Факт и его оценка в журналистском  произведении.

Основа произведения -  факт. Это понятие используется в двух значениях. Во-первых, фактом называют любой состоявшийся момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого  знания, обладающего достоверностью. В первом случае подразумевают непосредственно  фрагмент объективной реальности, во втором говорят об отражении этого  фрагмента. Текст состоит из высказываний, констатирующих признаков реальности, которые можно проверить и  доказать их соответствие действительности. Факты -  это действительно существующие события, явления, то, что произошло  на самом деле, основанное на теоретическом  обобщении. Работая над текстом, журналист систематизирует и  группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. Для журналиста важно, из каких источников получены факты, какие цели преследовали люди, сообщившие о них, четко различать  факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных экспериментах, наблюдениях, опытах. Они представляют собой итог обобщённых знаний, выверенное научное знание. В аналитических  и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным.

В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом  журналистского отображения, специфика  обыденных фактов в их жизнеподобии. Но они не способны раскрыть суть явления. С их помощью воссоздаётся привычный и узнаваемый читателями фон какого – либо фрагмента действительности, выявляются мотивы поведения людей.

Факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, то есть сделать его  достоверным, значит осуществить его  верификацию (подтверждение). Однако сделать это не всегда возможно. Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт – это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.

У события есть только одно свойство или признак, то что оно произошло или не произошло. Если в процессе верификации подтверждается его истинность, то тогда оно превращается в факт. Но есть оценочные суждения, мнения, которые не могут быть верифицированы. Они оценивают либо событие, либо факт. События оцениваются эмоционально, факты – рационально.

Информация о работе Средства массовой информации