Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа
Пресса в России является свободной, так как, во-первых, цензура в России запрещена законом, во-вторых, каждый имеет право на свое мнение, которое он вправе опубликовать. Однако, ввиду коммерциализации прессы, иногда материал, который издается, проходит внутреннюю «проверку» - она не должна навредить самому изданию, его репутации.
В своем реферате автор подробно рассмотрела две теории прессы – теорию свободы прессы, и теорию социальной ответственности.
1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Теории прессы……………………………………………………………… 4
3. Теория свободы прессы…………………………………………………… 8
4. Теория социальной ответственности прессы……………………………. 14
5. Заключение………………………………………………………………… 23
6. Список литературы………………………………………………………... 24
В связи с этим, можем ли мы считать частные СМИ образцами свободной прессы? С одной стороны, да. Она основана обычными людьми, которые выражают свои точки зрения и убеждения. Но с другой стороны, на содержание издания, все же, влияют финансовые интересы издателя. Частная собственность не гарантирует индивиду реальную возможность на свободное выражение своих идей.
Либертарианская теория прессы часто ассоциируется с доктриной «свободного потока информации», которая в советское время подвергалась острой критике за то, что предполагала организацию международного теле- и радиовещания, распространение периодических изданий, книг, кинофильмов, видеозаписей, компакт-дисков, кассет по всему миру13.
Свободная пресса, которая является выразителем общественного мнения, тесно связана с провозглашением свободы слова. Свободой слова можно назвать свободу в выражении своих мыслей, идей и убеждений. Однако, механизм, сдерживающий эту свободу, а именно механизм цензуры, появился гораздо раньше. Вначале, цензура была предназначена для того, чтобы сохранить истинность текстов. Затем она превратилась в средство гонения на инакомыслящих. Через некоторое время цензура вышла из-под контроля, стала маской, которая скрывала нечестность богослужителей. Все это дало толчок к переходу к новой эпохе – эпохе Реформации.
Приверженцы Реформации говорили о правах человека, таких как право думать, право иметь свое собственное мнение, отстаивать это мнение. То есть, протестанты были первыми, кто выступили против цензуры и инквизиции, первыми, кто заговорили о свободе слова 14.
Джон Мильтон, английский поэт, политический деятель и мыслитель, утверждал в своем труде " Ареопагитика " что печать и мысли должны быть свободны, что каждый человек вправе думать, писать, иметь и высказывать свое мнение. Дж. Мильтон также говорит, что контроль над прессой не дает возможности обществу развиваться: «Постановление (Постановление о печати), прежде всего, отнимет силу у всех ученых и послужит тормозом истины, не только потому, что лишит упражнений и притупит наши способности по отношению к имеющимся уже знаниям, но и потому, что задержит и урежет возможность дальнейших открытий, как в духовной, так и в светской областях» 15. При этом он признавал, что должны быть определенные ограничения: «Я не отрицаю того, что для церкви и государства в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же, как и за поведением людей, и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников; ибо книги — не мертвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни, столь же деятельные, как та душа, порождением которой они являются; мало того, они сохраняют в себе, как в фиале, чистейшую энергию и экстракт того живого разума, который их произвел» 16. Также, Дж. Мильтон признал, что цензорская деятельность не может быть полезной: она навязывает человеку чужую волю.
Английские и французские мыслители внесли свой вклад в концепцию свободы прав человека, но более последовательными были исследователи из Соединенных штатов Америки.
Конституция США гласит,
что Конгресс не может вмешиваться
в дела церкви и печати. Печать отделилась
от государства. Печать является одной
из важнейших характеристик
Что касается России, то свобода слова является фундаментальным правом человека, прописанным в Конституции: « Каждому гарантируется свобода мысли и слова» 18. Далее, в этой же Статье, гарантируется свобода массовой информации и запрет на цензуру. Другим законом, регламентирующим свободу прессы, является закон «О средствах массовой информации». В нем говорится не только о свободе массовой информации и недопустимости цензуры, но и провозглашается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
А В Яковенко утверждает, что: «Любое демократическое государство немыслимо без свободы слова и независимой прессы. Одновременно одним из основных реальных результатов демократических и правовых реформ в обществе, связанных, в том числе, и с выполнением целого набора обязательств в рамках ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), является укрепление внутригосударственных механизмов регулирования свободы слова и деятельности средств массовой информации» 19. Иначе, она может способствовать к разжиганию национальной розни. Именно по этому, свобода прессы прямым образом связана с социальной ответственностью прессы. Сможет ли пресса выполнять свою социальную функцию, если существует безграничная свобода слова?
Теория социальной ответственности прессы
Для того, чтобы начать анализ следующей теории, необходимо дать определение и понять различия понятий «ответственность» и «социальная ответственность прессы».
Итак, под ответственностью понимают отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий 20.
Социальная ответственность - 1)действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. 2)концепция, согласно которой компании должны активно заботиться о благосостоянии общества в целом 21.
Тем самым, можно сделать вывод, что социальная ответственность прессы состоит в том, что она действует добровольно во имя и для достижения благосостояния общества.
В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. Свобода — одно из условий ответственности, ответственность — одно из проявлений свободы, то есть человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других.
Ответственность прессы является функцией ее независимости. В свою очередь, «функция независимости состоит в поощрении и поддержке формирования «общественности», являющейся наиболее существенным аспектом общественной сферы». «Если средство массовой информации не независимо, подчинено государству или частному интересу, то ни о какой ответственности этого СМИ не может быть и речи, поскольку ему не обеспечена свобода воли - необходимое условие всякой ответственности»22 - утверждают исследователи Бачило И. Л., Федотов М. А. и Лопатин В. М.
Зависимые, подчиненные СМИ не образуют пространства для становления и выявления общественного мнения, являясь лишь инструментом его фальсификации, а значит подрыва конституционного режима, который предполагает, «что следует править в согласии с общественным мнением, что нельзя править против сложившегося мнения». Причем чем выше степень зависимости средства массовой информации, тем серьезнее потребность общества в прозрачности механизмов этой зависимости и тем значительнее должна быть ответственность тех, кто извне манипулирует редакционной политикой.
Категория ответственности прессы представляется достаточно сложной системой отношений между СМИ и обществом, аудиторией и профессиональным сообществом. Здесь следует различать ответственность средства массовой информации23:
1) ответственность перед обществом - она реализуется в рамках существующих законов, призванных защищать интересы личности, гражданского общества и государства в информационной сфере;
2) ответственность перед своей аудиторией - здесь происходит трансформация граждан от "общественности" к "аудитории", которая является не пассивным потребителем продукции СМИ, а вовлеченным участником формирования редакционной политики через рыночные механизмы спроса и предложения информации, мнений и рекламы;
3) ответственность перед профессиональным сообществом - в отношении соблюдения общих правил поведения и профессиональной этики.
Я. Н. Засурский, профессор и декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, выделяет пять подходов к пониманию ответственности прессы 24:
1. ответственность перед обществом, перед гражданами;
2. ответственность перед государством, которая предполагает разную степень контроля со стороны государства;
3. ответственность перед издателем, перед владельцем, а это право владельца руководить средствами массовой информации в своих экономических, политических или иных интересах;
4. ответственность перед профессией, перед коллегами открывает путь к саморегулированию средств массовой информации журналистами;
5. ответственность перед аудиторией – читателями, зрителями, слушателями;
Теория социальной ответственности прессы возникла в 1940-х годах, как компромисс между сторонниками теории свободы прессы и сторонниками правительственного урегулирования прессы.
Основой для теории являются кодексы, поэтому ранние зачатки теории социальной ответственности уже были в 20-х годах прошлого века. Например, в «Канонах журналистики» 1923 года представлены следующие главы: Ответственность, Свобода печати, Независимость; Искренность, Правдивость, Точность; Беспристрастность, Добросовестность, Благопристойность. Так в главе Ответственность провозглашается следующее: «Деятельность газеты, направленная на обретение читателей, опирается исключительно на соображения о благополучии общества. Отношение редакции к интересу, проявляемому к газете читателями, характеризует уровень ответственности журналистов; эту ответственность несут все сотрудники редакции. Журналист, который пользуется своими способностями для достижения эгоистической цели или для осуществления иных недостойных намерений, нечестен по отношению к своему высокому долгу». Глава Добросовестность освещает такую проблему как, вмешательство в личную жизнь, правомерно оно или нет: «Газета не должна вмешиваться в личную жизнь граждан, не будучи уверена в том, что это вмешательство мотивировано не любопытством обывателей, а законным правом общества на получение важных сведений». В главе Благопристойность высказывается мысль о том, что публикация преступлений и пороков не идет обществу на пользу 25.
Теория социальной ответственности появилась ввиду того, что свобода прессы так и не была полностью достигнута, а также, не дала особых результатов, в обеспечении общества ожидаемыми благами. Наоборот, технологическое и коммерческое развитие прессы ограничило доступ индивидов и разных групп к средствам массовой информации и снизило стандарты деятельности последних по удовлетворению информационных, социальных и моральных потребностей общества 26.
Как уже говорилось ранее, эта теория базируется на кодексах профессиональной этики. Главной идеей данной теории является необходимость независимой прессы, которая контролировала бы деятельность других общественных институтов и освещала бы события точно и объективно. Как утверждает, Г. П. Бакулев: «Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ»» 27. Чтобы этого достигнуть, пресса должна принимать во внимание не только мнения элиты, мнения меньшинства, по сути, а голос всего народа, голос большинства. То есть, эта теория не устанавливает право на полную свободу прессы, а возлагает обязанности на владельцев масс - медиа.
Эта теория распространяется на все виды СМИ, поэтому провозглашенная свобода слова должна быть сокращена, поскольку они имеют социальные обязанности перед обществом. Г. П. Бакулев выявляет следующие основные принципы теории 28:
1) медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом;
2) эта ответственность должна быть связана с соблюдением правдивости, точности, объективности и баланса информации;
3) в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов;
4) они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;
5) медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;
6) общество и общественность вправе ожидать от СМИ высокого уровня профессионализма, а вмешательство в их работу возможно только с позиций обеспечения общественной пользы;
7) журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.
Иными словами, журналисты, в условиях коммерциализации медиа, несут ответственность не только перед потребителем, но и перед обществом в целом.
Очевидно, что в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа и долга медиа перед обществом.
Британский исследователь Д. Маккуйэл говорит о следующих принципах теории социальной ответственности:
1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.
2. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса.
3. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.
4. Медиа должны избегать
всего, что может привести к
преступлению, насилию или гражданским
волнениям либо оскорбить
5. Медиа в целом
должны быть плюралистскими и
отражать разнообразие
6. Общество и публика,
в соответствии с первым
7. Журналисты и медиа управленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.
Ф. Сиберт, Т. Петерсон и У. Шрамм выделяют следующие функции прессы в рамках теории социальной ответственности 29:
1) Обеспечение политической
системы посредством
Информация о работе Теория свободы печати и ее социальной ответственности