Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа
Пресса в России является свободной, так как, во-первых, цензура в России запрещена законом, во-вторых, каждый имеет право на свое мнение, которое он вправе опубликовать. Однако, ввиду коммерциализации прессы, иногда материал, который издается, проходит внутреннюю «проверку» - она не должна навредить самому изданию, его репутации.
В своем реферате автор подробно рассмотрела две теории прессы – теорию свободы прессы, и теорию социальной ответственности.
1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Теории прессы……………………………………………………………… 4
3. Теория свободы прессы…………………………………………………… 8
4. Теория социальной ответственности прессы……………………………. 14
5. Заключение………………………………………………………………… 23
6. Список литературы………………………………………………………... 24
2) Обсуждения и полемика по социальным вопросам;
3) Просвещение публики
с тем, чтобы она была
4) Обеспечение прав личности, при котором пресса является сторонником по отношению к правительству;
5) Обслуживание экономической
системы, прежде всего
6) Предоставление развлечения;
7) Поддержание своей собственной финансовой самодостаточности, чтобы стать свободной от давления конкретных интересов;
Несомненно, у теории социальной ответственности есть множество плюсов. Однако, нет реальных подтверждений тому, что все принципы реализуются. Г. П. Бакулев приводит в пример решение проблемы со снабжением читателей точной информацией. Автор утверждает, что люди мало что узнают из новостей, а если и узнают, то быстро забывают. Исследователь видит причину в плохо структурированных сообщениях и плохо подобранному визуальному материалу, что потом сказывается на восприятии людей. Все это приводит к путанице 30.
Проблема социальной ответственности прессы также актуальна и для России. В 2001 году, в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья директора Департамента информации и печати МИД России А.В.Яковенко о свободе слова в России и Европе. В ней автор затрагивает не только проблему социальной ответственности, но и свободы слова. Он освещает эти проблемы, отталкиваясь от того факта, что Россия является многонациональной страной, поэтому нередко СМИ могут являться средством для разжигания межнациональных конфликтов. Автор связывает этот факт с тем, что чрезмерная свобода слова ведет к утрате у журналистов ответственности пред обществом. А.В. Яковенко утверждает: «Свобода печати не означает забвения журналистами профессиональной этики. Ответственность — оборотная сторона свободы. <…> Выполняя важную социальную миссию индикатора и творца общественного мнения, пресса не может не нести бремя гражданской ответственности. Поэтому принципиально важно, чтобы наряду с нормами права действовали бы и нормы корпоративной этики, выработанные самим журналистским сообществом». Автор говорит о важности того, что СМИ должны воспитывать в человеке чувство толерантности, а также оказывать помощь в предотвращении межэтнических и межрелигиозных конфликтов 31
В связи с этим, упоминает автор, был создан специальный орган саморегулирования, который рассматривает конфликтные ситуации, возникающие на почве межэтнических отношений – Большое жюри. 32
Однако, теория социальной ответственности не является идеальной. Из-за путаницы в головах читателей, многие проблемы либо являются плохо освещенными, либо непонятыми. Недостаток информации, ведет к додумыванию и появлению слухов и сплетен, развитие которых ведет к появлению предубеждений и неверных стереотипов. Поэтому престиж теории социальной ответственности существенно упал. Как отмечает, Г. П. Бакулев: «ее считают либо ложной, либо неэффективной».
Под социальной ответственностью СМИ мы понимаем деятельность, направленную на обеспечение долгосрочного, устойчивого, поступательного развития страны, повышение уровня и качества жизни населения на основе формирования гармоничной личности, культурно-нравственных ценностей и патриотизма, просвещения общества и его консолидации для достижения общественно значимых долгосрочных целей.
Реализация социальной ответственности СМИ требует усиления целенаправленного регулирования их деятельности со стороны государства и профессиональных сообществ. Однако вряд ли следует уповать на массовую «сознательность» представителей последних, поскольку действия конкретных личностей, принимающих решения в сфере СМИ, диктуются в основном логикой рыночных отношений.
Живя в рыночном обществе, мы все понимаем, что пресса ответственна не только обществу в целом, но и ответственна перед своим владельцем или акционером, инвестором, который постоянно заинтересован в повышении нормы прибыли. Но эта ответственность очень часто приходит в противоречие с ответственностью перед обществом и аудиторией, поскольку ориентация на скандальное содержание, популярные форматы и развлекательные жанры не способствуют развитию социально ответственной журналистики33.
Социальная природа
института СМИ такова, что он представляет
собой мобильную и универсальну
Я. Н. Засурский прав, говоря, что российская «пресса сегодня далека от высоких стандартов объективности, нравственности и честности. Еще в большей степени это относится к нашим каналам вещания, телевизионным прежде всего»35.
Заметен процесс отчуждения российских СМИ от общества. Оборвалась культурно-историческая связь, возросла ассоциальность СМИ. Однако, информация должна носить информационный и социальный характер, а в задачи государства должна входить максимизация полезной и минимизация вредной информации. Мнение по поводу контроля со стороны государства за деятельностью СМИ разделилось: одни считают любой контроль со стороны государства нарушением конституционных прав и свобод, другие - необходимостью. Единодушие проявляется в том, что СМИ не должны быть только источником информации, их задачи гораздо шире, включая просвещение и воспитание.
Заключение
В своем реферате я подробно рассмотрела две теории прессы – теорию свободы прессы, и теорию социальной ответственности.
Общество менялось, теории сменяли друг друга. Поэтому, каждая теория являлась базисом, от которой отталкивалась последующая, а именно была противовесом старой теории. Возможно, только из-за этого, каждая последующая теория становилась лучше, учитывая минусы предыдущей. Однако, не нужно забывать, что и в более современной теории, теории социальной ответственности прессы, есть минусы. Возможно, через несколько лет мы услышим о новой концепции, которая станет самой лучшей и верной; той, которая будет соответствовать запросам общества и тем процессам глобализации и интеграции, которые происходят сейчас.
В начале своей работы, я задавалась вопросом, является ли пресса в России свободной? Мне хотелось понять, соответствует ли она теории свободы прессы или теории социальной ответственности? Теперь я могу сказать, что пресса в России является свободной, так как, во-первых, цензура в России запрещена законом, во-вторых, каждый имеет право на свое мнение, которое он вправе опубликовать. Однако, ввиду коммерциализации прессы, иногда материал, который издается, проходит внутреннюю «проверку» - она не должна навредить самому изданию, его репутации.
Печать в России в
какой-то мере является социально-ответственной.
Например, Закон о «О защите детей
от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию» ограничивает маленьких детей от просмотра и чтения
порнографических или пропагандирующих
насилие материалов. Но это не означает,
что в действительности этот Закон работает.
Дети в отсутствие родителей вполне могут
прочитать запретные журналы или газеты,
тем более, что для детей все запретное
является наиболее интересном. Однако,
это еще один шаг, к тому, чтобы пресса,
как и другие СМИ, выполняли свою социальную
функцию.
Список литературы
1. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе./Пер. с эст. – Тарту – Вяллингби, 1992. С. 3.
2. Бакулев Г. П. Социология массовых коммуникаций.
2005. С. 107-109 // http://ecsocman.hse.ru/data/
3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А.
. Информационное право. – СПб.: Юридическое
центр Пресс, 2001. С. 789 // http://vse-uchebniki.com/
4. Пьер Бурдьё. О телевидении и журналистике /
Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв.
ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных
исследований "Прагматика культуры",
Институт экспериментальной социологии,
2002. С.160 . ISBN 5-7333-0041-8 // http://bourdieu.name/content/
4. Большая советская энциклопедия - М.: "Советская энциклопедия". 1969-1978 // http://dic.academic.ru
5. Всеобщая декларация
прав человека. 1948г. // http://www.un.org/ru/
6. Жирков Г. В. История цензуры в России
XIX-XX вв – М.: Аспект пресс. 2001. // http://evartist.narod.ru/
7. Закон Российской
Федерации «О средствах
8. . Засурский Я. Н. Свобода как одно из фундаментальных
прав человека. 2000г. // http://www.terralegis.org/
9. Каноны журналистики. 1923 г. // www.timeofchange.com.ua/index.
10. Конституция Российской Федерации // http://www.constitution.ru/
11. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире. М. 2002. С. 387
12. Марков К.А. Проблемы свободы печати в России // Государство и право. 2006 - №11. С. 12
13. Международный пакт о гражданских и
политических правах. 1966 г. // http://www.un.org/ru/
14. Мильтон Дж. Ареопагитика // http://krotov.info/acts/17/2/
15. Михайлов С. А. Современная зарубежная
журналистика: правила и парадоксы. - СПб.:
Изд-во Михайлова В.А. 2002. // http://evartist.narod.ru/
16. Прохоров Е. П. Средства массовой информации и информационная безопасность. 1997. N4-6- C.36-42
17. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.2005 .
18. Смирнов А. Ю. Свобода слова по-французски:
либеральное движение в эпоху Реставрации
– Знание. Понимание. Сила. 2005. – N1 – С.
152-158 // http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/
19. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.1998.
20. Словарь терминов антикризисного управления
// http://www.vedomosti.ru/
21. Толковый словарь иностранных слов
Л. П. Крысина.- М: Русский язык. 1998. // http://dic.academic.ru/dic.
22. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.
1935-1940. // http://dic.academic.ru/dic.
23. Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке, в сб.: Основные понятия теории журналистики. 2002. – С. 547.
24. Яковенко А. В. Свобода слова в Рссии
и Европе / Международная жизнь – 2001. –
N5 // www.mid.ru/bl.nsf/
1 Большая советская энциклопедия - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978 // http://dic.academic.ru
2
Михайлов С. А. Современная зарубежная
журналистика: правила и парадоксы. - СПб.:
Изд-во Михайлова В.А. 2002 // http://evartist.narod.ru/
3 Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.,1998.С. 9–10.
4
Михайлов С. А. Современная зарубежная
журналистика: правила и парадоксы. - СПб.:
Изд-во Михайлова В.А.2002 // http://evartist.narod.ru/
5 Там же.
6 Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе./Пер. с эст. – Тарту – Вяллингби, 1992. – С. 3.
7
Философия: Энциклопедический словарь.
— М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
// http://dic.academic.ru/dic.
8
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
// http://dic.academic.ru/dic.
9
Бакулев Г. П. Либертарианская теория //
Социология массовых коммуникаций. 2005.
С. 107-109 // http://ecsocman.hse.ru/data/
10 Кузнецова Е. И. Массово-коммуникативная деятельность: основные характеристики // Массовые коммуникации и медиапланирование. 2011.С. 85-108
11 Бакулев Г. П. Либертарианская теория // Социология массовых коммуникаций. 2005.С. 107-109 //
http://ecsocman.hse.ru/data/
12 Там же
13
Бакулев Г. П. Либертарианская теория //
Социология массовых коммуникаций. 2005.
С. 107-109 // http://ecsocman.hse.ru/data/
14
Засурский Я. Н. Свобода как одно из фундаментальных
прав человека. 2000. // http://www.terralegis.org/
15
Мильтон Дж. Ареопагитика // http://krotov.info/acts/17/2/
16 Там же.
17
Засурский Я. Н. Свобода как одно из фундаментальных
прав человека. 2000. // http://www.terralegis.org/
18
Статья 29. Конституция Российской Федерации
// http://www.constitution.ru/
19
Яковенко А. В. Свобода слова в Рссии и
Европе / Международная жизнь. 2001. N5 // http://www.mid.ru/bl.nsf/
20
Философия: Энциклопедический словарь.
— М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
// http://dic.academic.ru/dic.
21
Словарь терминов антикризисного управления
// http://www.vedomosti.ru/
22 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А.
. Информационное право. – СПб.: Юридическое
центр Пресс, 2001. С. 789 // http://vse-uchebniki.com/
23 Там же.
24
Засурский Я. Н. Свобода как одно из фундаментальных
прав человека. 2000. // http://www.terralegis.org/
25
Каноны журналистики. // http://www.timeofchange.com.
26
Бакулев Г. П. Теория социальной ответственности//
Социология массовых коммуникаций. 2005.
С. 109-111 // http://ecsocman.hse.ru/data/
27
Бакулев Г. П. Теория социальной ответственности//
Социология массовых коммуникаций. 2005.
С. 109-111 // http://ecsocman.hse.ru/data/
28 Там же.
29 Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.
30
Бакулев Г. П. Теория социальной ответственности//
Социология массовых коммуникаций. 2005.
С. 109-111 // http://ecsocman.hse.ru/data/
Информация о работе Теория свободы печати и ее социальной ответственности