Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:27, курсовая работа
В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.
Цели работы:
1. Изучить понятие журналисткой этики;
2. Узнать требования к заголовку журналистского текста в контексте проблемы правдивости информации.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие этики и морали в журналистике……………………………….4
1.2 Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования…………….7
1.3 Правдивость информации в профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ.………………………………………………………….11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Филологический факультет
Кафедра журналистики
Специальность: Журналистика
Курсовая работа
Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации
студента 2 курса
филологического факультета
дневной формы обучения
Шамшорика Романа Александровича
Руководитель:
Старший преподаватель
кафедры журналистики
Кулеш Елена Владимировна
Гродно 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
С момента зарождения, журналистика как таковая прошла значимое количество этапов. Казалось бы всё, что двигается в прогрессирующем направлении, должно становиться ещё лучше и качественнее. Однако как оказалось на определённые понятия данная логическая цепочка не распространяется. В круг таких понятий вошла и «журналистика». За период своего существования она прошла много этапов развития: от государственной к независимой, от некачественной к качественной и наоборот.
Во все времена главным достоинством журналистики считалась правда. Однако с недавнего времени в дополнение к правде пришла ложь, что по сути и стало началом негативных журналистских перемен.
В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.
Цели работы:
Объект – журналистский текст.
В главе первой мы будем рассматривать профессиональную этику и место в ней правдивости в теоретическом аспекте. Во второй главе попытаемся рассмотреть, как пишут журналисты подобные тексты в печатных средствах массовой информации.
Для написания курсовой работы использовались литература, предложенная научным руководителем.
ГЛАВА 1
Как писала Лазутина Г.В. в своей книге о профессиональной этике: «Люди ждут от тебя правды. Но как ее постичь, если она таится в глубинах жизни, в глубинах человеческих отношений, а у тебя в распоряжении считанные часы и ты один в нелегком своем поиске? Никто не укажет тебе конкретных его путей, никто не разделит с тобой ответственность. Каждый твой шаг – собственное решение, собственный выбор. Ты делаешь его, ориентируясь на единственного советчика – Внутренний Голос, который в трудную минуту начинает властно звучать в твоей душе».
Действительно в наше время написать и донести до читателя или зрителя правду является очень большой проблемой. И всё это не потому, что уровень и качество журналистики становится ниже, это связано с ростом всё больших потребностей и небывалым аппетитом общества, подход к которому всё сложнее и сложнее найти.
С развитием журналистики развивалось и мышление читателей, которые теперь способны отличать плохое от хорошего, качественное от некачественного и правду ото лжи. С развитием времени также возрастала и ответственность журналистики перед обществом. Наряду с этим совершенствовалось понятие журналистской морали и этики, которая и стала так называемой «совестью» журналистов.
По-сути мораль – это механизм поддержания согласованности действий в общности, основанный на совпадении интересов и доброй воле ее членов. Он имел ценностную природу и представлял собой особую область складывавшихся общественных отношений. [1, с. 8].
В обстоятельствах, характерных для первых ступеней развития человеческого общества, этот механизм был достаточно надежным. Однако последующее усложнение жизненных обстоятельств, многократно описанное в науке, влекло за собой ситуации, когда между интересами общности и индивида (или групп индивидов) возникали противоречия, не поддающиеся разрешению на добровольной основе. Найденный ранее механизм устранить их не мог. Но путь, вызвавший к жизни этот первичный механизм, оказался плодотворным и для создания новых, дополнительных механизмов поддержания согласованности действий. В частности, дабы справиться с тем, что стоит за представлением о «не надо», начали складываться отношения принуждения, выступавшие в качестве антитезы (противоположности) отношениям доброй воли. В оформлявшемся сознании индивида они запечатлевались в виде представлений о требованиях общности (чаще всего пока еще в лице вожака) придерживаться определенных вариантов поведения под давлением «отрицательных санкций». А в устанавливавшейся общественной практике эти отношения претворились в создание аппарата для осуществления таких санкций.
Раздумья после бесед
с учениками и коллегами
над тем,
что такое Внутренний
Голос,
откуда он
и почему
не каждому журналисту
дано
его слышать
[1, 8].
Процессы данного механизма действуют, и посей день. Разумеется, развиваясь вместе с обществом, они тоже достигли высокой степени сложности, утратив свой первоначальный примитивно-прагматический характер. Однако сохранилось главное – их роль и функции в регулятивных структурах общества. То помогая друг другу в разрешении общественных проблем, то вступая друг с другом в противоречие, они продолжают «работать».
В выше написанном мы разобрались с понятием морали. Однако это понятие тесно переплетается с термином и функциями этики. Что же касается этики, то Ворошилов В.В определяет понятие этики на профессиональном уровне, а не в общественном обиходе. По его слова этика это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, — этикой. Последняя представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.
Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение.
Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Многие издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.
Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это — связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма — ориентир на практике. Механизм проявления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация — оценка — действие — результат. Нормы могут быть обязательными, допустимыми, дискуссионными. Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40, 100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.
Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе. [2, 63].
«Заголовок
– это первое слово автора
в его заочной беседе с
«Заголовок
– неотъемлемая и главная
Функции заголовка
Как уже было сказано, заголовок журналистского текста – это неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поэтому необходимо назвать его функции для того, чтобы впоследствии определить требования к заголовку.
При анализе заголовка как неотъемлемой части журналистского текста, разные учёные актуализируют различные его функции, причём их количество варьируется от 2 (у Колесниченко А.В.) до 4 (у Орловой Т.Д.). Обобщив данные существующих исследований, мы назовём наиболее значимые:
Рекламная функция. Так, по мнению М.И. Шостака, основное назначение этой функции — заинтересовать читателя, заставить его прочесть материал [11].
«Заголовок, выполняющий рекламную функцию, формирует психический настрой личности, благодаря чему и активизируется внимание, заставляющее читателя обратиться к газетной публикации» [9, 27].
Шишкин
Н.Э. в книге «Газетный заголовок.
Сборник материалов»
Следующей по значимости мы выделили информативную функцию, однако наряду с ней Колесниченко в «Прикладной журналистике» и Орлова в «Теории и методике журналистского творчества» ставят контактную (коммуникативную).
«Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация» [5].
Не менее значимой является функция привлечения внимания. «Для издания, вступившего в конкуренцию на рынке информации, публикация текстов с эффектными заголовками, привлекающими внимание аудитории, означает использование важного фактора, способного привести к успеху на этом рынке. Не случайно журналисты иногда даже шутят, что заголовки — дело не журналистов, а маркетологов, поскольку именно они — специалисты по «продаваемости» издания» [10].
Шостак в «Репортёр, профессионализм и этика» даёт второе название этой функции – графически-выделительная и пишет «всем газетным заголовкам присуща графически-выделительная функция, позволяющая отделить один текст от другого, выделить текст из окружающего контекста и в то же время «связать» всю полосу в единое целое. Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Журналисты стремятся уже с помощью заголовка пробудить у читателя активность, вовлечь его в процесс сотворчества» [11].