Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.
Цели работы:
1. Изучить понятие журналисткой этики;
2. Узнать требования к заголовку журналистского текста в контексте проблемы правдивости информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие этики и морали в журналистике……………………………….4
1.2 Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования…………….7
1.3 Правдивость информации в профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ.………………………………………………………….11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Курсовая о правде 1.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Филологический факультет

 

Кафедра журналистики

 

 

Специальность: Журналистика

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации

 

студента 2 курса

филологического факультета

дневной формы обучения

Шамшорика Романа Александровича

 

 

Руководитель:

Старший преподаватель

кафедры журналистики

Кулеш Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

Гродно 2011

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Понятие этики и морали в журналистике……………………………….4
    2. Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования…………….7
    3. Правдивость информации в профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ.………………………………………………………….11

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1  Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С момента зарождения, журналистика как таковая прошла значимое количество этапов. Казалось бы всё, что двигается в прогрессирующем направлении, должно становиться ещё лучше и качественнее. Однако как оказалось на определённые понятия данная логическая цепочка не распространяется. В круг таких понятий вошла и «журналистика». За период своего существования она прошла много этапов развития: от государственной к независимой, от некачественной к качественной и наоборот.

Во все времена главным достоинством журналистики считалась правда. Однако с недавнего времени в дополнение к правде пришла ложь, что по сути и стало началом негативных журналистских перемен.

В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.

 Цели работы:

  1. Изучить понятие журналисткой этики;
  2. Узнать требования к заголовку журналистского текста в контексте проблемы правдивости информации.

Объект – журналистский текст.

  В главе первой мы будем рассматривать профессиональную этику и место в ней правдивости  в теоретическом аспекте.  Во второй главе попытаемся рассмотреть, как пишут журналисты подобные тексты в печатных средствах массовой информации.

Для написания курсовой работы использовались литература, предложенная научным руководителем.

 

 

ГЛАВА 1

    1. Понятие журналисткой этики и морали

 

Как писала Лазутина Г.В. в своей книге о профессиональной этике: «Люди ждут от тебя правды. Но как ее постичь, если она таится в глубинах жизни, в глубинах человеческих отношений, а у тебя в распоряжении считанные часы и ты один в нелегком своем поиске? Никто не укажет тебе конкретных его путей, никто не разделит с тобой ответственность. Каждый твой шаг – собственное решение, собственный выбор. Ты делаешь его, ориентируясь на единственного советчика – Внутренний Голос, который в трудную минуту начинает властно звучать в твоей душе».

Действительно в наше время написать и донести до читателя или зрителя правду является очень большой проблемой. И всё это не потому, что уровень и качество журналистики становится ниже, это связано с ростом всё больших потребностей и небывалым аппетитом общества, подход к которому всё сложнее и сложнее найти.

С развитием журналистики развивалось и мышление читателей, которые теперь способны отличать плохое от хорошего, качественное от некачественного и правду ото лжи. С развитием времени также возрастала и ответственность журналистики перед обществом. Наряду с этим совершенствовалось понятие журналистской морали и этики, которая и стала так называемой «совестью» журналистов.

По-сути мораль – это механизм поддержания согласованности действий в общности, основанный на совпадении интересов и доброй воле ее членов. Он имел ценностную природу и представлял собой особую область складывавшихся общественных отношений. [1, с. 8].

В обстоятельствах, характерных для первых ступеней развития человеческого общества, этот механизм был достаточно надежным. Однако последующее усложнение жизненных обстоятельств, многократно описанное в науке, влекло за собой ситуации, когда между интересами общности и индивида (или групп индивидов) возникали противоречия, не поддающиеся разрешению на добровольной основе. Найденный ранее механизм устранить их не мог. Но путь, вызвавший к жизни этот первичный механизм, оказался плодотворным и для создания новых, дополнительных механизмов поддержания согласованности действий. В частности, дабы справиться с тем, что стоит за представлением о «не надо», начали складываться отношения принуждения, выступавшие в качестве антитезы (противоположности) отношениям доброй воли. В оформлявшемся сознании индивида они запечатлевались в виде представлений о требованиях общности (чаще всего пока еще в лице вожака) придерживаться определенных вариантов поведения под давлением «отрицательных санкций». А в устанавливавшейся общественной практике эти отношения претворились в создание аппарата для осуществления таких санкций.

Раздумья после бесед

с учениками и коллегами

над тем,

что такое Внутренний

Голос,

откуда он

и почему

не каждому журналисту

дано

его слышать

 [1, 8].

Процессы данного механизма действуют, и посей день. Разумеется, развиваясь вместе с обществом, они тоже достигли высокой степени сложности, утратив свой первоначальный примитивно-прагматический характер. Однако сохранилось главное – их роль и функции в регулятивных структурах общества. То помогая друг другу в разрешении общественных проблем, то вступая друг с другом в противоречие, они продолжают «работать».

В выше написанном мы разобрались с понятием морали. Однако это понятие тесно переплетается с термином и функциями этики. Что же касается этики, то Ворошилов В.В определяет понятие этики на профессиональном уровне, а не в общественном обиходе. По его слова этика это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, — этикой. Последняя представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение.

Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Многие издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это — связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма — ориентир на практике. Механизм проявления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация — оценка — действие — результат. Нормы могут быть обязательными, допустимыми, дискуссионными. Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40, 100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.

Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе. [2, 63].

 

    1. Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования

 

 «Заголовок  – это первое слово автора  в его заочной беседе с читателями. С названия начинается путь  книги к уму и сердцу человеческому»  [8, 10].

 «Заголовок  – неотъемлемая и главная часть  любой газетной публикации, поскольку  он является первым звеном, на  которое обращает внимание читатель  при знакомстве с полосой» [9, 26]. Эта важность связана с тем, что заголовок будет прочитан  более чем в 90% случаев, так как  глаз автоматически замечает  на полосе все слова, написанные  крупным жирным шрифтом [5].

Функции заголовка

Как уже было сказано, заголовок журналистского текста – это неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поэтому необходимо назвать его функции для того, чтобы впоследствии определить требования к заголовку.

При анализе заголовка как неотъемлемой части журналистского текста, разные учёные актуализируют различные его функции, причём их количество варьируется от 2 (у Колесниченко А.В.) до 4 (у Орловой Т.Д.). Обобщив данные  существующих исследований, мы назовём наиболее значимые:

Рекламная функция. Так, по мнению М.И. Шостака, основное назначение этой функции — заинтересовать читателя, заставить его прочесть материал [11].

«Заголовок, выполняющий рекламную функцию, формирует психический настрой личности, благодаря чему и активизируется внимание, заставляющее читателя обратиться к газетной публикации» [9, 27].

  Шишкин  Н.Э. в книге «Газетный заголовок. Сборник материалов» приписывает  эту функцию «бульварной прессе». «В «желтой прессе» на первое  место выходит рекламная функция  заголовка: привлечь внимание максимально  большого количества самых разных  людей — это главное для  него. Именно эту сторону ценят  в заголовке в первую очередь  создатели и потребители бульварной  прессы. Ради этого журналисты  нередко выхватывают из контекста  интригующие фразы, некорректно  используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». О чем  может подумать читатель. И встречая, скажем, в газете заголовок: «Что делает муж, когда жены нет дома»? Возможно, о чем-то очень пикантном. И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации» [10] .

Следующей по значимости мы выделили информативную функцию, однако наряду с ней  Колесниченко в «Прикладной журналистике» и Орлова в «Теории и методике журналистского творчества» ставят  контактную (коммуникативную).

«Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация» [5].

Не менее значимой является функция привлечения внимания. «Для издания, вступившего в конкуренцию на рынке информации, публикация текстов с эффектными заголовками, привлекающими внимание аудитории, означает использование важного фактора, способного привести к успеху на этом рынке. Не случайно журналисты иногда даже шутят, что заголовки — дело не журналистов, а маркетологов, поскольку именно они — специалисты по «продаваемости» издания» [10].

Шостак в «Репортёр, профессионализм и этика» даёт второе название этой функции – графически-выделительная и пишет «всем газетным заголовкам присуща графически-выделительная функция, позволяющая отделить один текст от другого, выделить текст из окружающего контекста и в то же время «связать» всю полосу в единое целое. Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Журналисты стремятся уже с помощью заголовка пробудить у читателя активность, вовлечь его в процесс сотворчества» [11].

Информация о работе Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации