Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:27, курсовая работа
В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.
Цели работы:
1. Изучить понятие журналисткой этики;
2. Узнать требования к заголовку журналистского текста в контексте проблемы правдивости информации.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие этики и морали в журналистике……………………………….4
1.2 Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования…………….7
1.3 Правдивость информации в профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ.………………………………………………………….11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21
Заместитель начальника управления ГАИ Минской области Михаил Акулич рассказывает, что уникальные очки привезены из Германии, куда наши специалисты ездили обмениваться опытом. Немецкие коллеги называют их «пьяными очками», а применяют, например, при обучении молодых водителей или для профилактики. Существуют, оказывается, 4 вида таких приборов: с «низким уровнем алкогольного опьянения» — около 0,8 промилле, затемненные сумеречные (1,3 — 1,5) и даже «пьяные очки ночного видения».
Сажусь за руль учебной машины в «обычных пьяных очках», соответствующих степени опьянения в 1,3 — 1,8 промилле. Я, выходит, «принял» около 300 граммов водки. К слову, уровень в 1,5 промилле увеличивает вероятность ДТП в 55 раз!
Еду, конечно, не по дороге — по учебной площадке. Рядом — инструктор. Предварительно я оценил и участок дороги, и препятствия на нем, и расстояние до людей, которые впереди... Но лишь усилием воли заставил себя объехать два полосатых конуса. Там, за лобовым стеклом, — только мутное марево. Рассудок требует: «Не смей! Стой! Тебе ехать нельзя!»
Беда в том, что рассудок пьяного водителя замутнен точно так же, как и его зрение. Поэтому не способен скомандовать «стой». В этом и состоит эффект прибора: ошеломить сидящего за рулем. Показать, что он увидит, будучи пьяным. Поверьте, впечатляет! Александр Шибаев, инструктор автошколы, водитель с 26–летним стажем, примерив очки, отказался даже тронуться с места. «Это невозможно!»
Но ведь садятся за руль и едут — даже в более тяжелом опьянении. Один из самых трагических случаев: под Молодечно перевернулась машина с пятью молодыми людьми, трое из которых погибли. Выживший водитель на 10 лет отправился за решетку. В течение нескольких часов парни пили во дворе многоэтажного дома. Ездили в магазин за добавкой, лавируя между детьми. И никто (!) из наблюдавших картину людей, а таковых были десятки, их не остановил.
Надо ли говорить, что не «волшебные очки» уберегут нас от трагедий на дорогах. Тем более что даже в ГАИ они пока имеются в единственном экземпляре. Впрочем, состоявшийся показ не был рекламной акцией или презентацией: прибор используется уже более двух месяцев. То было напоминание. ГАИ продолжит работать в этом направлении: с 17 по 26 сентября в стране пройдет акция «Пьяному за рулем не место».
Приложение 2
Друг напрокат
Ольга Пасияк, 04.09.2010
Помните пословицу: друга за деньги не купишь? Да и как его купишь! Но можно... взять напрокат.
«Твой круг знакомых не отвечает твоим требованиям? Ты не ощущаешь заинтересованности к твоим увлечениям? Не слышишь верных советов для себя? Услуга «Друг напрокат» покажет все происходящее в другом свете! Ты не столкнешься с чужими проблемами! Зарядись энергией и уверенностью в себе!»
В России час дружбы обойдется в 500 рублей, в Украине — 100 гривен, максимальное время заказа — два часа. А какая цена у нас? Звоню по найденному в интернете объявлению:
— Договариваемся по обстоятельствам, а фиксированной цены нет. Для начала можете пообщаться по «аське», первые 20 минут бесплатно. Заодно обсудите условия.
Любопытство взяло верх — связываюсь с потенциальным другом, который представился Андреем. «Какие услуги вас интересуют?» — приходит сообщение от собеседника. Вопрос поставил меня в тупик. «А что обычно заказывают?» — спрашиваю, собравшись с мыслями. «На вечеринку сопровождал, помогал женщине покрасоваться перед знакомыми, мол, нового бой–фрэнда подцепила. Был случай, когда человеку просто нужно было выговориться. Предупреждаю сразу, никакого интима». Слово за слово, и 20 минут пролетели незаметно. Выяснилось, что мой собеседник по образованию психолог, а «друг напрокат» — что–то вроде хобби. О цене мы так и не договорились. Я рассказала, что приехала из другого города, никого здесь не знаю, а одной разгуливать боязно...
«Я, конечно, не волонтер, но и деньги брать с тебя неудобно, — мой «новый друг» на несколько минут призадумался. — Предлагаю бартер: я в течение часа помогаю тебе, а ты находишь мне клиента за деньги».
На следующий день на ступеньках одного из торговых центров поджидаю своего друга на ближайший час. Андрей оказался симпатичным, лет 27. Нам предстоит поход по магазинам одежды. Что может быть хуже для мужчины? За границей эта услуга пользуется популярностью, особенно у состоятельных дам, которые не доверяют своим подружкам, опасаясь, что те из зависти могут посоветовать платье, которое совсем не идет.
Подходим к вешалке с джинсами. Долго перебираю модели, тихонько бурчу, что, мол, у этой цвет не тот, а эта сидеть плохо будет. По всем законам жанра нервы у моего «друга» уже давно должны сдать. Но нет. Он спокойно и даже заинтересованно следует за мной: критикует, одобряет, демонстрируя железное терпение. Его веселое расположение духа не исчезает даже после того, как я заявляю, что здесь мне ничего не нравится и нужно идти в другой торговый центр.
— А собственную жену по магазинам сопровождать приходится? — интересуюсь, замечая обручальное кольцо.
— Разве что по продуктовым, — отшучивается Андрей.
Наконец–то сделав нужную покупку, отправляемся в ближайшее кафе.
— А у «друзей напрокат» есть профессиональный кодекс? — спрашиваю напрямик.
— Скорее пару правил, — охотно отвечает «друг». — Например, никогда не употребляем спиртное на работе.
— Но наверняка были клиенты, у которых выговориться и выпить — понятия неразделимые?
— Всякое бывает. Вот тут–то и требуется знание психологии: главное — вовремя переключить внимание человека на что–то другое, приятное для него...
На сайтах, где сдают «друзей» напрокат, обещают, что такое общение «поможет научиться принимать правильные решения, смотреть на проблемы с другой стороны и придаст уверенности в себе». Хм... Может быть... Но я, распрощавшись с Андреем, тут же позвонила своим настоящим друзьям. Как ни крути, а искренние чувства и эмоции не продаются. А клиента я ему все же нашла: знакомая девушка искала спутника на вечеринку. Теперь мы в расчете.
Компетентно
— Если услуга востребованна, значит, она имеет право на существование, — такого мнения придерживается Татьяна Мосюк, частный психолог, работающий с проблемами семейного и личного характера. — Возможно, для кого–то это шанс побороть внутренний страх общения. Но если постоянно покупать за деньги внимание окружающих, хорошего мало, ведь так никогда не решишь свои глубинные проблемы.
Кстати
Сдаются напрокат не только «друзья». Во многих странах пользуются спросом временные родственники и даже гости на вечеринку, которые весь вечер радуют заказчика приподнятым настроением. А в США популярна услуга «жена напрокат», одна из обязанностей такой «супруги» — читать «мужу» семейные нотации. В Германии относительно недорого арендуют болельщиков на любое соревнование, а в Японии модно заказать «домашнее животное на час». А еще большим спросом пользуются агентства, сотрудники которых за весомую плату вместо вас извинятся перед теми, кого вы обидели.
Приложение 3
«Пассат» стал металлоломом
Юрий Бакаренко, 24.09.2010
Всего неделя прошла с момента страшного ДТП в Польше, а на «черном» участке дороги Белосток — Варшава — снова трагедия. Ночью «Фольксваген» с белорусскими номерами выехал на встречную полосу и лоб в лоб врезался в грузовик. Удар был настолько жестким, что «Пассат» мгновенно превратился в груду металлолома, его водитель умер на месте еще до приезда медиков. Второго участника аварии, поляка, с тяжелыми травмами доставили в больницу. Причины ЧП выясняются.
Трассу № 8 автомобилисты неспроста называют «черной» — на ней происходит чуть ли не каждая третья авария в Польше. Недалеко от места, где случились два последних ДТП с участием белорусов, даже установлен знак, предупреждающий об опасности. Много поворотов, возвышенностей. К тому же движение там традиционно оживленное, а дорога узкая, всего двухполосная. Разминуться в случае чего непросто. Маневры и обгоны зачастую оборачиваются трагедией. Как, собственно, и произошло неделю назад, когда два микроавтобуса с белорусскими номерами столкнулись с фурой. Тогда, напомним, пятеро белорусов погибли, еще четверых госпитализировали с травмами разной степени тяжести. Как они?
— Троих пострадавших выписали, в больнице остается только один водитель микроавтобуса. Состояние у него стабильное, угрозы жизни нет, — уточняет пресс–атташе посольства Беларуси в Польше Алексей Зеленко. — Поляк, находившийся за рулем фуры, задержан полицией. Результаты следствия будут обнародованы недели через две.
Приложение 4
Быстро едешь - медленно вынесут
Роман РУДЬ, 08.09.2010
Лихачей на наших дорогах станет меньше: публикуемый сегодня Указ Президента «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств» дает ГАИ мощный правовой инструмент по воздействию на нарушителей скоростного режима. До сих пор у дорожной милиции, по сути, были связаны руки. Имелись специальные камеры видеонаблюдения, беспристрастно фиксирующие «гонщиков», но их возможности не могли быть использованы в полной мере. «Никаких претензий к неустановленным лихачам, попавшим в кадр, мы предъявить не можем, нет соответствующей законодательной базы, — объясняли ситуацию в УГАИ МВД. — Кроме того, нынешние нормы позволяют штрафовать лишь водителя, но не хозяина автомобиля. А как определить, кто именно находился за рулем? На снимке это увидишь далеко не всегда». Теперь твердо установлено, что ответственность за превышение скорости при видеофиксации этого факта будет в первую очередь нести собственник транспортного средства. За исключением случаев, когда он сможет доказать, что за рулем в силу каких–либо причин находился другой водитель.
Тема дорожной безопасности возникла не вдруг — она обсуждалась на совещании у Президента три недели назад. Тогда Александр Лукашенко заметил: «Одна из острых проблем, характерных для всех регионов страны, — это аварийность на дорогах, гибель и травматизм людей из–за нарушения правил дорожного движения. В ее решении должен быть комплексный подход, нацеленный как на улучшение технического состояния транспорта, дорог, так и на ужесточение контроля за нарушителями правопорядка и скоростного режима». Сегодня, как видим, те слова превращаются в конкретные решения.
— На вооружение Госавтоинспекции поступают все более совершенные средства, позволяющие фиксировать нарушения без присутствия инспектора ГАИ, — комментирует нововведение старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Занимон. — А вот законодательная база за техническим прогрессом не всегда поспевает. Данный указ как раз создает правовую основу для использования результатов работы систем видеонаблюдения. Что мы ожидаем от этой новации? Надеемся, что она поспособствует выработке у водителей привычки к безусловному соблюдению правил дорожного движения, к позитивному поведению на дороге. А это, в свою очередь, послужит снижению аварийности на белорусских дорогах.
Так что не стоит удивляться полученной по почте штрафной квитанции с фотографией вашего автомобиля, превысившего скорость, даже если за рулем находился не владелец машины. Теперь, скорее, следует трижды подумать, прежде чем доверить свое транспортное средство человеку, склонному к дорожному хулиганству и лихачеству. Впрочем, указ предусматривает и механизм опротестования решения о штрафе — например, в том случае, если автомобиль был угнан.
Пресс–служба Президента обращает внимание, что указом устанавливаются некоторые особенности ведения административного процесса в связи с привлечением к ответственности гражданина, виновного в превышении скорости. В частности, предусмотрено привлечение виновника к ответственности без составления протокола об административном правонарушении, на основании постановления о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с даты его вынесения. Причем постановление выносится без участия гражданина, в отношении которого ведется административный процесс.
Сейчас Совету Министров поручено в трехмесячный срок обеспечить приведение законодательства в соответствие с указом, а также принять иные меры по его реализации. Указ вступит в силу через месяц после его официального опубликования.