Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы попытаемся рассмотреть материалы, в которых встречается нарушение этических норм и разберёмся с правильностью подачи материала, с точки зрения правдивости информации и соответствия ему заголовка.
Цели работы:
1. Изучить понятие журналисткой этики;
2. Узнать требования к заголовку журналистского текста в контексте проблемы правдивости информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие этики и морали в журналистике……………………………….4
1.2 Заголовок Журналистского текста. Функции. Требования…………….7
1.3 Правдивость информации в профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ.………………………………………………………….11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Курсовая о правде 1.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

Ещё одной функцией заголовка можно назвать номинативную (назывную, сигнальную) [10]. «Это значит, что, прочитав заголовок, аудитория сразу должна уяснить, о какой сфере жизни пойдет речь в тексте, к которому он относится (о политике, экономике, спорте, музыке, медицине и т.д.). Представление о теме, обсуждаемой в тексте, в заголовке, как правило, «сужается» до представления об отдельном аспекте этой темы, — то есть до проблемы. Иначе говоря, мало, например, дать читателю понять, что выступление посвящено политике, надо еще и подсказать ему, что речь идет, скажем, о социальной политике, о повышении благосостояния работников бюджетной сферы» [1].

Этой функции, как и предыдущей, Шостак также присваивает второе название - функция сообщения о факте. Он замечает, что, по мнению многих исследователей, большинство газетных заголовков, в том числе именного характера, — это полные высказывания, а не просто назывные группы.

Т.Д. Орлова в своей книге «Теория и методика журналистского творчества» называет ОЦЕНОЧНУЮ функцию заголовка журналистского текста. Суть функции заключается в том, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор [9, 27].

Также заголовок может выполнять следующие функции: графически-выделительную (выделение заголовка на полосе, отделение его от иных заглавий), интегративную (облегчение восприятия текста посредством достижения целостности и слитности текста), композиционную (облегчение восприятия текста посредством мысленного члененія текста). Однако они играют второстпенную роль в определении требований к заголовку.

Таким образом, заголовок журналистского текста выполняет шесть основных функций, которые воздействуют на читателя.

 

 Требования к заголовку

К проблеме требований к заголовку журналистского текста обращались такие исследователи, как Ворошилов В.В., Колесниченко А.В., Орлова Т.Д. и др. Изучив литературу по теме, мы выделили 8 основных требований, предъявляемых к заголовку журналистского текста.

1. «Заголовок  должен быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая  то, чего на самом деле в  статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно  перестанет читать издание, которое  обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует» [5];

2. «Заголовок  должен иметь эмоциональную окраску» [9, 26];

3. «Заголовок  должен быть конкретным по  содержанию» [2, 97], а также понятен любому читателю [6];

4. «Заголовок  должен заключать в себе основную  идею текста» [5]. «В нём не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать значение фактов материала - необходимо только точное отражение» [6];

5. «В идеале в заголовке должна угадываться позиция автора» [7, 88]. З.Д. Блисковский пишет, что «меткое и точное заглавие – прекрасное средство для выражения позиции. Симпатии и антипатии автора» [8, 18] .

6. Заголовок  не должен противоречить содержанию  материала [5];

7. «Заголовок  не должен содержать сложные  синтаксические конструкции и  удалять друг от друга связанные  между собой слова, например определение  и определяемое слово» [5];

8. «Заголовок не должен содержать многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно» [5].

 

1.3 Правдивость информации в  профессиональной этике журналиста на примере Кодекса БСЖ

 

Для рассмотрения правил, а точнее норм правдивости и объективности журналистского текста в Беларуси я обратился к кодексу Белорусского союза журналистов.

       Кодекс принят на IX съезде ОО “Белорусский союз журналистов” 18 октября 1995 года

Задачей этого кодекса является определение основных моральных ориентиров, которыми должен руководствоваться журналист при осуществлении своих профессиональных обязанностей с тем, чтобы его деятельность не противоречила справедливым интересам тех лиц, которые пользуются результатом его работы, а также граждан, коллективов и организаций, с которыми он вступает в контакт в процессе сбора, обработки и распространения информации. Настоящий кодекс является также пособием при рассмотрении дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики. Положения этого кодекса распространяются на членов ОО “Белорусский союз журналистов”, штатных творческих работников редакций средств массовой информации, а также лиц, занимающихся журналистской деятельностью по поручению редакций или на иных законных основаниях. [3].

Статья 2. Правдивость и объективность

Журналист должен давать правдивое отражение действительности путем подробной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их действительный смысл, показывая важнейшие связи и не допуская искажений, для того чтобы общество смогло сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о состоянии дел в современном мире.

Журналист не должен становиться проводником эгоистичного частного или группового интереса. Он призван содействовать тому, чтобы средства массовой информации объективно отражали плюрализм мнений. Недопустимы утаивание важной для общества информации, искажение фактов и их неправильная интерпретация.

 

 

Статья 3. Добросовестность

Добросовестность журналиста имеет своей предпосылкой скрупулезную проверку фактов, точную передачу сведений, взятых из документальных или других источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные мнения, вымысел и фабрикацию материалов.

Профессиональная честность запрещает журналисту пользоваться преимуществами, вытекающими из его профессионального положения, в личных интересах, а также в интересах своих близких. Использование печатного слова и слова, звучащего для преследования нежелательных лиц, сведение личных счетов, удовлетворение групповых и авторских амбиций недопустимы. Журналист обязан сохранять в тайне источники конфиденциальной информации, уважать право на интеллектуальную собственность и авторские права других лиц, не допускать заавторства и плагиата. [3].

 

Понятие правдивости в профессиональной этике журналиста всегда была значимой частью или даже самой основной ее составляющей. Ведь журналистика состоящая из лжи по сути уже не будет ею являться. Однако, что довольно логично на первый взгляд не так просто пи детальном рассмотрении. С развитием, общество меняло свои потребности в получении информации. Как известно именно общество формирует состояние, качество и ту самую информацию, которою она будет получать.

За многие века сущность общества изменилась на столько, что многие сферы их жизнедеятельности до сих пор не могут за ними угнаться. Это касается и журналистики. Теперь обществу не совсем нужна правда – им нужна сенсация. Та информация, которая не заставит их долго думать и размышлять над какой-либо проблемой. И пусть материал несёт с собой целую гору лжи и недостатков, на это будет обращено минимум внимания. Однако не стоит обобщать, по сей день существуют и те люди, для которых правда была и будет самой главной в журналистских материалах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Анализ материалов газеты «Советская Беларусь» с точки зрения профессиональной этики журналиста

 

Газета «СБ – Беларусь сегодня» является общественно-политическая белорусской газетой, издаваемой с августа 1927 года. Это динамичная, современная газета, которая  предоставляет читателям самую разнообразную и интересную информацию [15].

  «СБ»  выходит 5 раз в неделю, кроме воскресенья  и понедельника, тиражом  500.687 экземпляров. В четверг на страницах "СБ" - газета "Союз", периодическое  издание Совета Министров Союза  Беларуси и России. В пятницу  на страницах "СБ" - приложение "ТВ твоего дома" - самый полный  рассказ о телевидении на неделю. Кроме белорусских и центральных  российских телепрограмм,  также  печатаются популярные региональные  телеканалы. В субботу на страницах  газеты - материалы популярного российского  еженедельника "Собеседник". «Советская  Белоруссия» является лидером  среди ежедневных общественно-политических  газет Беларуси [15].

«Трезвый взгляд на пьяные глаза» (см. приложение 1). Автор публикации рассказывает об изобретении немцев, которое было привезено в Беларусь, – «пьяных очках». С помощью этого прибора человек может увидеть мир за рулём глазами пьяного человека. Заголовок полностью соответствует содержанию публикации: отражает её суть, не имеет двусмысленности, понятен и прост. К тому же название может привлечь читателя, т.к. оно метафорично.

«Друг напрокат» (см. приложение 2). В публикации говорится о том, что в Беларуси есть услуга  - «друг напрокат». Журналист – автор материала решает проверить на себе эту услугу. Звонит в нужное агентство, затем знакомится со своим другом, с которым он беседует о работе. Эта публикация – своеобразное расследование. Что касается заголовка, то он соответствует содержанию публикации полностью, сразу даёт намёк читателю на тему, которая будет раскрыта.

«Пассат» стал металлоломом» (см. приложение 3) – информационная заметка, рассказывающая об аварии в Польше с участием беларусов, которые ехали в автомобиле марки  «Пассат». Отражение сути заметки в заголовке очевидно.

Нами было замечено, что большинство заголовков информационных заметок в разделе «Происшествия» в «СБ» соответствовало их содержанию.

Не все названия материалов, опубликованных в газете, соответствовали их содержанию.

Так, например, в публикации «Быстро едешь – медленно вынесут» (см. приложение 4), автор говорит об Указе  Президента «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств». Дальше журналист развивает эту тему, но о несчастных случаях, на которые мысленно указывает заголовок, не говорится. Название материала никак не соотносится с содержанием.

Прочитав данные примеры можно заметить, что не все заголовки соответствуют информации в материале. Они вводят читателя в заблуждение, тем самым вызывая негативное отношение читателя к автору, или наоборот повышают уровень интереса к материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью нашей курсовой работы  было  исследовать соответствие заголовка публикации в газете в контексте правдивости информации, выявить требования к заголовку журналистского текста.

В итоге:

  1. Используя научную литературу, мы выяснили, что называется заголовком журналистского текста. Выделили основные функции заголовка.
  2. Мы узнали, какие требования предъявляют учёные, исследовавшие данную проблему.
  3. Исследовали значимость правдивости информации
  4. Проанализировав публикации газеты «СБ», мы сформулировали  несколько свои требований, которым должен соответствовать заголовок журналистского текста: заголовок должен выполнять две главные задачи — показывать суть содержания текста и привлекать внимание аудитории.

Список литературы

1. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие / Г.В. Лазутина // Библиотека Центра экстремальной журналистики [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=370. – Дата доступа: 11.12.2011.

2.Ворошилов, В.В. Журналистика / Библиотека Центра экстремальной журналистики [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=bot&b_hp=155. – Дата доступа: 11.12.2011

3.Кодекс профессиональной этики БСЖ. – http://buj.by // Режим доступа: http://buj.by/bszh/kodeks. – Дата доступа: 20.12.2011. – Время доступа: 18:21;

4. 19. Газета // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Газета.– Дата доступа: 19.12.2011.

5.Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика. – http://www.twirpx.com // Режим доступа : http://d01.twirpx.net/075/075382_AAE02_kolesnichenko_a_v_prikladnaya_zhurnalistika.pdf. – Дата доступа: 20.12.2011. – Время доступа: 21:58;

6. Малькольм  Ф. Мэллет Справочник для журналистов  стран Центральной и Восточной  Европы. – http://kgu-journalist.ucoz.ru // Режим доступа: http://kgu-journalist.ucoz.ru/load/1-1-0-2. – Дата доступа: 20.12.2011. – Время доступа: 21:37;

7.Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. I: Учебное пособие / Т.Д. Орлова. — Мн.: ЗАО «Современные знания», 2005. — 120 с.;

8. Блисковский, З.Д. Муки заголовка // З.Д. Блисковский. – М: Изд-во «Книга». – 1972 –155 с.;

9.Садарова, А. Газетные заголовки-предложения / А. Садарова // Русский язык дома и в школе. – 2008. - №10. – с. 26 – 30;

10. Шишкин Н.Э. Газетный заголовок. Сборник материалов. – http://www.chuvsu.ru // Режим доступа: http://narod.yandex.ru/100.xhtml?www.ds4607.narod.ru/book/gazetn.rar. – Дата доступа: 21.12.2011. – Время доступа: 03:09;

11. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – http://www.evartist.narod.ru/journ.htm // Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/08.htm. – Дата доступа: 19.12.2011. – Время доступа: 20:41;

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Трезвый взгляд на пьяные глаза

Виктор Пономарёв, 17.09.2010

Обычно очки надевают, чтобы видеть лучше. Сотрудники ГАИ Минской области предложили испытать другие, дающие противоположный эффект. Они показывают реальность такой, какой ее видит изрядно выпивший человек.

Внешне они напоминают горнолыжные. Но в действительности являются оптическим прибором, который искусственно искажает реальность. Трудно даже пройтись по экзаменационному классу и совершить простейшие действия: взять ручку из чужих рук, потом поднять ее с пола, набрать номер мобильного телефона. Рука проваливается, уходит в сторону от нужного предмета. Окружающее фантастически искажено, и поначалу это даже интересно. В помещении вскоре начинаешь ориентироваться, но каково будет на дороге?

Информация о работе Требования к заголовку журналистского текста: в контексте проблемы правдивости информации