УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации являются особым социальным институтом. Это означает особый характер деятельности и особые способы организации этой деятельности. Каждая подсистема этого большого и сложного организма – телевидение, радио, печать – имеет свои специфические, определяемые формой существования, особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы работы руководителя и особенности редакционной деятельности 6
1.1.Руководство и управление редакцией 6
1.2. Методы управления редакцией 9
Глава 2. Журналистское творчество как объект управления в
редакции 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложения 24

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«Омский государственный педагогический университет»

Филологический  факультет

Кафедра массовой информации и коммуникации 
 
 
 

    Курсовая  работа по дисциплине

    «Теория и практика массовой информации»

    УПРАВЛЕНИЕ  РЕДАКЦИЕЙ 
 
 
 
 

                Выполнил:

                студент 3 курса 33 группы

                специальности

                «Связи  с общественностью»

                Демидов Н. А. 

                Научный руководитель:

                старший преподаватель

                Агарков А. А. 
                 
                 

Омск 2012

 

Содержание 

    Введение 3

    Глава 1. Принципы работы руководителя и особенности редакционной деятельности 6

    1.1.Руководство  и управление редакцией 6

    1.2. Методы управления редакцией 9

    Глава 2. Журналистское творчество как объект управления в  
редакции 14

    Заключение 22

    Список  использованной литературы 23

    Приложения 24 

 

Введение 

    Средства  массовой информации являются особым социальным институтом. Это означает особый характер деятельности и особые способы организации этой деятельности. Каждая подсистема этого большого и сложного организма – телевидение, радио, печать – имеет свои специфические, определяемые формой существования, особенности. Эти особенности надо учитывать как на всех этапах функционирования и в том числе в процессе руководства коллективом людей, занятых в деятельности конкретного вида СМИ.

    В труде журналиста сочетаются разные виды деятельности – публицистическая, редакционная и организаторская. Важное место имеет именно организационные аспекты функционирования коллектива: необходимость решать одновременно – планировать, распределять задания, контролировать их исполнение, непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям, многофункциональность – важная черта деятельности редакции. Индивидуально-коллективный характер работы редакции означает, что успех каждого зависит от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе, умения руководствоваться в своем личном творчестве задачами, стоящими перед редакцией, учета направления и характера деятельности других сотрудников. Редакционный коллектив – динамичная саморазвивающаяся система. Как каждая система, она функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Процесс управления редакцией происходит в соответствии с определенными правилами и с использованием различных методов управления. В совокупности они представляют систему управления редакционным коллективом.

    Кроме того, управление есть само особая вид  деятельности, осуществляемый в организации. Поскольку усложняется сама система  общественных отношений, усложняется  и управленческая система. Проблема управления активно изучается сегодня практиками и учеными, поскольку сама управленческая деятельность рассматривается как одна из составляющих технологии успешного развития любой организации.

    Основные  направления изучения функционирования редакционных коллективов с этой позиции связаны как с анализом формы и структурного построения, экономики эффективной редакции, так и с изучением проблемы реализации профессиональных особенностей журналистского труда в условиях современного менеджмента.

    Так, в работе Гуревича С. М. «Газета: вчера, сегодня, завтра» [6] выделены такие аспекты работы редакционного коллектива как структура редакции, особенности организации основных направлений деятельности редакционного коллектива, формы и методы работы с читателями, активом. Автор на конкретных примерах анализирует приемы и принципы управления редакцией, приводит примеры эффективных управленческих решений на основе анализа работы, редакционных коллективов ряда современных популярных изданий. Все чаще возникают вопросы, связанные не только с изучением структуры и технологии выработки управленческих решений, но и вопросы, касающиеся человеческого фактора, профессионально-культурной составляющей, как характеризуют эту сторону управления Базарова Т. Ю. и Еремин Б. Л. («Управление персоналом». М., 2002) [1]. Авторы этого учебного пособия выделяют в качестве ведущей проблемы управления организацией, что справедливо и в отношении редакционного коллектива, проблему конфликта между человеком и организацией. Выводы относительно неформальных методов регуляции поведения работника, рекомендации по технологии работы с персоналом, позволяют совершенствовать профессиональную культуру менеджера. Значительное внимание уделяется изучению экономической стороны управления – Киверин В. И. «Экономика редакции газеты» проводит анализ экономических целей редакции. Гуревич С. М. «Экономика отечественных СМИ» [7] характеризует информационный рынок и основы редакционного менеджмента с точки зрения экономической эффективности.

    Таким образом, процесс управление редакцией, подчиняясь общим закономерностям, имеет свою специфику, которая нашла свое отражение в научной литературе. Авторы современных работ обращают особое внимание на технологичность менеджмента в редакционной сфере, профессионально-культурный уровень управленца, человеческий, личностный фактор.

    Цель  нашей работы – выделить общие принципы управления редакцией, специфику управления в журналистской среде.

    Задачи:

    1. Сформулировать основополагающие принципы работы управленца в сфере редакционной деятельности.

    2. Характеризовать особенности управления труда журналиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Принципы работы руководителя и особенности редакционной деятельности 

    1. Руководство и управление редакцией
 

    Все проблемы, возникающие в системе управления любыми объектами, решаются людьми. Особые задачи при этом решает руководитель. Он является главным менеджером. В качестве основного субъекта управления, он должен выполнять такие функции как анализ ситуации, прогноз стратегии развития коллективной деятельности и организация оперативного управления по ее реализации. Не менее значимы функции исполнителя. Важно учитывать сами особенности труда в редакции. Это сочетание разных видов деятельности – публицистической, организаторской, переход от литературной работы к другим обязанностям. Иными словами, многофункциональность является важной чертой работы редакции. Руководитель в данной ситуации должен учитывать определенные правила и различные методы управления. В совокупности они представляют систему управления редакционным коллективом.

    Главным условием, определяющим степень достижения целей управления, является профессионализм, организованность самого руководителя. И чем выше уровень иерархии управления, тем выше уровень сложности проблемы и ответственности за ее решение. При управлении редакционным коллективом приходится решать проблемы разных сфер – техники, технологии, собственно организации редакционного производства, экономики, психологии. Поэтому принципы управленческой работы должны учитывать данную многоаспектность редакционной работы. Процесс управления редакцией носит циклический характер. Совокупность этапов этого процесса называется управленческим циклом. В редакции управленческий цикл разделяется на два взаимосвязанных этапа. Первый из них – этап руководства, второй – этап собственно управления. Они различаются не только временной характеристикой, охватом сторон редакционной деятельности, характером входящих в них операций и значением в организации работы коллектива, но и методами управления, которыми пользуются руководители редакции.

    Этап  руководства редакцией включает определение стратегии редакционной деятельности, выработку и выбор  решений, организацию их выполнения, общий контроль и подведение итогов. Конкретно это означает: сбор информации, необходимой для определения целей и задач работы редакции на длительный период, перспективное планирование и моделирование редакционной деятельности, выработка и принятие решений – коллективно или единолично – руководителем редакции, организация их выполнения – информирование коллектива о перспективах его работы и постановка перед руководителями его подразделений главных задач на длительный период. К нему относятся также регулярный контроль и проверка выполнения планов и решений, периодическое подведение итогов работы коллектива и его важнейших звеньев за относительно большие отрезки времени, сбор информации, требующейся для начала нового этапа руководства редакцией. Этот этап определяет стратегию деятельности редакции. Ее разработкой занимаются под руководством главного редактора газеты его заместители и редакционная коллегия.

    Эта стратегия конкретизируется и реализуется  на втором этапе управления редакцией. Этот этап определяет повседневную, конкретную работу коллектива и включает: уяснение задач, стоящих перед редакцией на ближайшее время. Так же: оперативное планирование подготовки и выпуска номеров издания, принятие решений, получающих форму заданий отделам – их руководителям и журналистам, координирование и регулирование их действий, повседневный и периодический контроль исполнения решений, подведение итогов работы и получение новой информации на ближайшее время. Этот этап определяет тактику деятельности коллектива. На нем важнейшую роль играют секретариат редакции и руководители ее подразделений. При необходимости главный редактор и редколлегия включаются в процесс повседневного управления подготовкой номеров издания – давая конкретное задание, внося изменения в материалы, меняя местами публикации и т. п. В небольшой редакции местной – городской или районной газеты – деятельность главного редактора приобретает предметный характер. Однако редактор крупной ежедневной газеты не имеет возможности входить в детали процесса подготовки и выпуска ее номеров, это остается заботой ответственного секретаря. И методы управления редакцией, которые они используют, различаются своими особенностями

    При формировании структуры и содержания принципов управления персоналом необходимо, иначе говоря, учитывать следующее:

    1) комплексный охват главных принципов  деятельности организации по основным направлениям;

    2) ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии  управления;

    3) дифференциация числа применяемых принципов работы в зависимости от сложности, стоимости решения управленческой задачи.

    Важно иметь в виду, что принципы работы руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления те же, что и у руководителя высшего звена. Различия только в глубине проработки ситуации в прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже решение проблемы, тем детальнее она должна быть проработана и больше должно быть применено принципов.

    В качестве принципов работы руководителя можно выделить ряд общих управленческих – это например, приоритет стратегических вопросов перед тактическими, построение системы менеджмента социально-экономических и производственных вопросов, применение к управлению (менеджменту) научных подходов.

    Важен учет психологического облика коллектива – учет способностей работников, темперамента, волевых качества, способности к групповому взаимодействию. Необходимо продумать систему стимулирования труда, соблюдая, например такие условия – поощрять открыто, наказывать конфиденциально; поощрять перспективные решения, а не сиюминутные; поощрять творческую работу, а не слепое подчинение; поощрять за результат работы, а не за объем. У каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Все это позволяет повысить эффективность работы.

    Правила управления редакцией сформулированы в ее уставе. Этот документ определяет все важнейшие характеристики редакции – ее отношения с учредителем периодического издания, их взаимные права и обязанности, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции. Устав содержит положения, определяющие правовые основания передачи и (или) сохранения права на название издания, а также юридические последствия смены учредителя, основания и порядок прекращения деятельности СМИ, реорганизации или ликвидации редакции, изменения её организационно-правовой формы. Если редакция действует как предприятие, то ее устав может одновременно являться уставом этого предприятия и должен соответствовать законам о предприятиях и предпринимательской деятельности (Приложение 1).

    В целях оптимизации управления редакцией могут разрабатываться на основе ее устава и другие документы, уточняющие структуру коллектива, функции и обязанности его звеньев и каждого сотрудника (Приложение 2). Редакционная практика показала пользу подготовки подобных положений и памяток, направленных на обеспечение нормальных деловых взаимоотношений руководителей коллектива и остальных сотрудников. 

Информация о работе УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИЕЙ