УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации являются особым социальным институтом. Это означает особый характер деятельности и особые способы организации этой деятельности. Каждая подсистема этого большого и сложного организма – телевидение, радио, печать – имеет свои специфические, определяемые формой существования, особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы работы руководителя и особенности редакционной деятельности 6
1.1.Руководство и управление редакцией 6
1.2. Методы управления редакцией 9
Глава 2. Журналистское творчество как объект управления в
редакции 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложения 24

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Методы управления редакцией 

    В распоряжении руководителей редакции имеются различные методы управления ее коллективом. Под методом мы понимаем в данном случае способ воздействия на коллектив и его членов с целью достижения определенных целей. В практике социального управления применяют множество различных методов, классифицируемых по разным основаниям: политические, экономические, правовые, психологические и др. Для нас представляют интерес четыре вида методов управления: правовые, экономические, психологические и организационные (их называют также административными).

    Основой правовых методов управления редакцией  являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы. Все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 года (ред. от 11.07.2011) [8]. В соответствии с этими документами руководители редакции контролируют деятельность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания. Эти нормы являются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.

    Правовые  методы управления органично связаны  с политическими методами. Политика, проводимая государством, его властными структурами на всех уровнях, приводит к принятию решений, формулируемых в законах, указах и других документах, регулирующих процессы, происходящие в различных областях жизни общества. В том числе в законах и подзаконных актах, относящихся к СМИ. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использование главным редактором политических методов управления коллективом – утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам решений, обязательным для всех работников редакции.

    С вхождением наших средств массовой информации в информационный рынок  все большее значение в управлении редакцией периодического издания  получают экономические методы. В  руках руководителя они оказались мощным рычагом воздействия на работу каждого сотрудника редакции и всего коллектива в целом. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на выше оплачиваемую должность. Еще больший эффект дает регулирование размеров гонорара, который можно изменять в зависимости от качества материала, написанного журналистом, и трудоемкости процесса его подготовки. В соответствии с работой журналиста – его инициативностью, мастерством, эффективностью выступлений и т. д. – можно изменять частоту его публикаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стимулируя лучшую организацию его труда. Экономические методы управления редакцией связаны с использованием и других форм материального и финансового поощрения сотрудников.

    Эффективность руководства редакцией в немалой  степени зависит и от использования  психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно в коллективе объединяются люди разного возраста, жизненного и профессионального опыта, разных способностей, возможностей, знаний и интересов. Общим для них является стремление к творческому труду и к поддержанию известности и авторитета издания, в редакции которого они работают. Важно найти каждому свое место – должность, на которой работник мог бы полностью раскрыть свои способности, получить от работы наибольшее удовлетворение. Помочь ему найти это место – одна из целей руководителя редакции. Ему приходится быть психологом, стремясь оптимизировать структуру и состав коллектива, он учитывает особенности характера, возможности каждого сотрудника.

    Важнейшее значение для обеспечения оптимальной  организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование,

    Принципы  работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по числу применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческих решений, он может только участвовать в их формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность, прежде всего исполнитель.

    Руководитель  как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию  реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. Редакция отличается тем, что имеет особые цели – удовлетворение информационных потребностей читателей. Это не только производственный коллектив, но прежде всего, творческий. Особенность редакции и в том, что деятельность её носит системный характер – успех общий зависит от каждого. В этих условиях особую роль приобретает такой метод как планирование. 
Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. 
Возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования.

    Выдвижение  на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий сформирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования в нашей газете остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.

    Происходит  переосмысление основ планирований редакционной деятельности. При составлении плана как конкретной программы деятельности редакции учитываются три критерия: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер. План определяют сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией. Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.

    Другим эффективным методом управления редакцией является моделирование. Однако опыт, накопленный в ходе его применения, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей.

    Слишком жесткая модель издания – сетевой график, покрывающий полностью всю площадь номера, иногда неожиданно приводит к снижению уровня творческой деятельности журналистов. Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60–70 % площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации, неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов. Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным. На этой основе создают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты, выходящих в разные дни недели или разные месяцы. Модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы (Приложение 3). 
 

 

Глава 2. Журналистское творчество

как объект управления в редакции 

    Редакция  – определенная организационная  форма, то есть некая система, содержание деятельности которой, требует соблюдения особых принципов. Важно учитывать, что речь идет не только о производственной, экономической стороне дела, речь идет и о специфике работы редакционного коллектива.

    Редакционный  менеджер должен быстро и эффективно реагировать на любые изменения на современном рынке информационных услуг. А для этого нужно учитывать и всю специфику деятельности коллектива как субъекта экономической и творческой работы. Какова цель, аудитория, приемы сбора и подачи материала, даже то, каков потенциал сотрудников и характер отношений между ними – все это те стороны деятельности редакции, которые необходимо учитывать при организации управления.

    Выбор журналиста определяется несколькими  стимулами. Речь идет прежде всего о возможности творческой и личной реализации. Нередко экономический стимул определяет решение журналиста стать сотрудником того или иного издания. Успех журналиста во многом зависит от его штатной должности. Она сразу очертит круг его задач и обязанностей. Если он станет корреспондентом одного из отделов редакции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материалов для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность заведующего отделом, будет заниматься организационными обязанностями – планированием работы отдела, распределением заданий среди его корреспондентов, организацией контроля за их выполнением. Став ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время должен уделять вопросам, связанным с управлением коллективом и выпуском номеров.

    Необходимость подготовки коллективного произведения – номера газеты или телепрограммы  – придает особый характер всей его деятельности. С самого начала, когда он своей заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публикации. Журналист учитывает опыт своих предшественников в разработке той же темы, направление и цели деятельности других сотрудников редакции. Взаимозависимость – одна из важнейших особенностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и технических работников – творческое объединение или группа – создает цельную программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста отличает его от деятельности представителей других видов творческой деятельности.

    В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой направлениях. Одно из них – обязанности по отделу или другому творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его репортажах, статьях, заметках и других материалах для издания. Он работает с авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и проводит встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он выступает в роли публициста, редактора и организатора. Комплексный, многофункциональный характер его труда, требующий разносторонних знаний, умений и способностей, определяет его сложность и привлекательность.

    Другое  направление – обязанности журналиста по редакции. Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя, дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. У каждого журналиста свой участок работы, свои, известные ему и его руководителям задачи. Он ведет в своем отделе несколько тематических рубрик, отвечает за освещение событий в каком-то регионе и в то же время готов выехать в любой момент в командировку в роли специального корреспондента. Разделение труда в редакции и в отделе дает ему возможности для специализации на каком-то тематическом направлении, в каком-то жанре публицистики. И в то же время он должен быть способен заменить своего коллегу по отделу, уехавшего в командировку или в отпуск, – вести его рубрики, встречаться с его авторами и информаторами.

    Таким образом, нагрузка журналиста всегда велика и многообразна. Справиться с ней  может лишь специалист-профессионал, обладающий способностями к нестандартной творческой деятельности, разносторонними знаниями и умениями. Но в связи с вхождением нашей прессы в рынок величина этой нагрузки и характер связанных с нею обязанностей существенно изменяются.

    Сегодня можно говорить о развитии редакционного  коллектива в двух направлениях.

    Во-первых, журналист работает в условиях рынка, а это означает, что возрастает его свобода выбора. В несравненно большей степени, чем раньше, он волен выбирать ту газету или другое издание, в котором хотел бы работать, позиция которого соответствовала бы его взглядам. Расширяются творческие возможности журналиста. Исчез цензурный пресс. На место партийной и государственной цензуры встает само-цензура, но формы и последствия ее выявления теперь зависят уже от самого журналиста, от его профессионализма, его нравственных норм. Кроме того, реализация его желания зависит от работодателя – редактора газеты или директора компании, к которому он обращается или который приглашает его на работу. Одним из главных его приобретений стала возможность лично влиять результатами своего труда на популярность издания, в котором он выступает, на укрепление его экономической базы и улучшение своего материального положения. Иначе говоря, журналист входит в процесс редакционного менеджмента и поддерживает его. Работники экономически крепкой редакции чувствуют себя в таком коллективе защищенными от социальных бурь, у них возникает чувство уверенности в завтрашнем дне. Это их важнейшее приобретение. Руководители такого коллектива могут рассчитывать на полную творческую отдачу своих работников.

Информация о работе УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИЕЙ