Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 20:06, курсовая работа
Становление музыкального телевещания началось с освоения уже существующих музыкальных жанров (выступление, концерт, музыкальный спектакль). История отечественного музыкального телевидения тесно связана с развитием телевидения вообще. С момента возникновения телевидения произошли глобальные изменения в общественно-политической жизни страны, в системе отечественных СМИ. Децентрализация и коммерциализация отечественного вещания, глобализация и появление новых технологий в сфере массовых телекоммуникаций— все эти факторы оказали непосредственное влияние на современное состояние музыкального телевидения, а последствия изменений до сих пор не изучены.
ВВЕДЕНИЕ
Основы программной политики на музыкальных телеканалах
Принципы формирования сетки вещания
Жанрово-тематическое наполнение эфира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Сетка вещания музыкального канала формируется из следующих элементов:
– выпусков новостей;
– музыки ( в форме музыкальных передач, видеоклипов и т.п.) ;
– рекламы;
– элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих программ и пр.
Существуют следующие подходы к размещению программ в эфире на музыкальных телеканалах:
Теперь рассмотрим особенности программирования на исследуемых нами телеканалах. RU TV не отличается обилием рубрик, циклов, программ. Устойчивое место в сетке вещания занимает, пожалуй, лишь утреннее 3-часовое шоу «Двое с приветом», состоящее из развлекательных новостей о событиях в мире шоу-бизнеса, зажигательного конферанса двух молодых ведущих и видеоклипов- иллюстраций к новостям. Остальные тематические передачи российского канала, такие как «Топ-лист», подборки видеоклипов, «Хип-хоп чарт», «Тема» ротируются в эфире в скользящем, или как его называют исследователи «плавающем» режиме3. Постоянное время в сетке вещания RU TV имеет рубрика «Стол заказов», программа в которую включаются музыкальные композиции по заявкам зрителей и программа «Супер 10» с Дмитрием Олениным, которая неизменно выходит в эфир в 21.004.
С ноября этого года на RU TV стала выходить новая программа «Пик популярности» с Леной Боска. Этим было положено начало авторским большим (более 30 мин.) передачам на данном специализированном музыкальном канале. “Пик популярности” – это новый цикл документальных передач об обратной стороне славы. О том, что красивая жизнь артиста, к которой мы так привыкли - на самом деле полна страданий, переживаний и боли. Малоизвестные факты биографии, редкие кадры, архивные хроники и откровенные признания звезд звучат теперь с экрана RU TV по четвергам, субботам и воскресеньям в рамках этой программы. Валерий Меладзе, Дима Билан, Натали5 уже стали героями этого очеркового цикла.
Примечательно, что новостные выпуски на российском телеканале носят тематический характер, все они - околомузыкальной тематики. Они идентифицированы с названием канала и преподносятся аудитории как «RU Новости». И ведущий у них бессменный – Слава Никитин. В новостной блок включаются и сообщения из жизни самого канала. Так, в выпуске от 16 декабря прошла информация о тренинге, проводимом Линой Арифуллиной с молодыми виджеями RU TV6. Следует заметить, что новостные блоки на российском музыкальном канале выходят 4 раза в день, с последующей ротацией ночью. Этот блочный принцип программирования, когда выпуски ротируются в разное время суток с целью «захватить» внимание как можно большего числа зрителей, на наш взгляд, оправдывает себя.
Важное значение придается на RU TV размещению рекламы. Особенность медиапланирования рекламной продукции на данном музыкальном канале заключается в том, что приоритет отдается рекламных роликом с музыкальным сопровождением. Так, и в рекламе сока «Я», и каши «Чудо», и в рекламе мюзикла «Русалочка» звучат либо полюбившиеся мелодии, либо вокальные рекламные слоганы7. Используются и простые информационные, и игровые, и имиджевые рекламные ролики.
Тщательно подходят на телеканале RU TV и к размещению музыкального материала в сетке вещания. Музыка на канале подбирается по принципу «свободного музыкального эфира». Неискушенному зрителю может показаться, что вся музыка, звучащая и на этом канале и на МузТВ, например, «на один лад». У него может создаться впечатление, что музыкальный стиль и вкус у этих каналов абсолютно одинаковый. Но это не так. Массив музыки, используемой в эфире, – общий для многих каналов. Разница заключается лишь в ограничениях на ту или иную музыкальную продукцию, обусловленных форматом. МузТВ использует главным образом музыку западного образца. RU TV выпускает в эфир композиции исключительно на русском языке.
Этим же обстоятельством руководствуется и узбекистанский канал «Наво». Запущенный в тестовом режиме 14 ноября 2013 года он знакомит зрителей с произведениями классической, народной, современной и эстрадной музыки, в том числе зарубежной. Но приоритет в вещательной политике этого совсем молодого канала отдается национальной музыке. В отличие от российского RU TV «Наво» пока не пестрит всевозможными анонсами, промо-заставками, и это вполне объяснимо. Канал только набирает обороты и поэтому основу программирования его вещания составляют, главным образом, музыкальные произведения, видеоклипы, концертные номера, фрагменты трансляций. Новости не входят в сетку вещания канала. Как представляется, это вопрос времени, кадрового и финансового менеджмента.
Музыкальные произведения соседствуют с такими уже раскрученными на «Ёшлар» программами, как «Рузгор мактаби» («Школа хозяйствования»), ток-шоу «Бахт формуласи» («Формула счастья»), «Олтин микрофон» ( «Золотой микрофон») и другими. Но несмотря на «ранний возраст» узбекистанский телеканал уже вводит в сетку вещания новые самостоятельные рубрики. Так, ежедневно выходит в эфир цикловая программа «Ёшлар куйлайди» («Поют молодые»). Это коммерческая передача, состоящая из видеоклипов начинающих и уже известных молодых исполнителей8.
Реклама на узбекистанском музыкальном телеканале ничем не отличается от рекламы на других отечественных каналах. Руководство «Наво» в целях получения прибыли, не особо озабочено форматными требованиями и особенностями целевой аудитории. В отличие от RU TV, на узбекском канале не прослеживается «музыкальность» рекламных вставок, большинство из них носят общий, не целевой характер: та же, что и на других каналах реклама препарата от простуды Амизон, маргарина Маселко и т.д.9
Специализированный музыкальный канал Узбекистана практикует в своей программной деятельности тематический принцип планирования. Ввиду того, что он находится в начале пути, в его сетке вещания больше трансляционных повторов, нежели показа оригинальных программ. Каналу «Наво» еще предстоит немало экспериментальных попыток на пути обретения своей самобытности и выработке специфики программной стратегии.
Жанровый диапозон телевизионного вещания – яркий показатель эффективности того или иного канала. Благодаря им, а также современным техническим устройствам, музыкальное телевидение способно развивать, а по мере необходимости, изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы, принципы человека. Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения, прежде всего, молодых, именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры.
Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем — эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Изменяются и музыкальные пристрастия. Телевидение всячески поощряет поиски этого пути.
Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п.
Примечательно, что отечественное телевидение вновь обратило свой взор к важному разделу музыкального вещания — музыкально-образовательным программам. И хотя они носят пока разовый, не цикличный характер, воздействие их на молодежь неоценимо. Взять к примеру, показанный по каналу «Ёшлар», а затем повторенный на канале «Наво» мастер класс Народной артистки Узбекистана Муножот Юлчиевой с молодыми исполнителями, студентами Ташкентской Консерватории10. Зрители смогли не только посмотреть процесс репетиции классической национальной песни, но и стали свидетелями истинного вдохновения мастера макома, ее преданности узбекскому народному искусству.
Популярны на музыкальных каналах и видеоклипы. Они несут в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры той или иной песни, атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков вокального произведения, помогают раскрыть социальную и национальную среду действия, передают индивидуальные особенности исполнителя.
Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам можно подразделить на четыре основных вида:
· постановочные
· концертно-постановочные
· концертные
· трансляционные
Особое место занимают на музыкальном телевидении концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино - и фотофрагментами). Чаще всего передачи данного вида используются в стиле ретро, когда к примеру передаются выступления мастеров прошлого. Но это большая редкость на современных музыкальных каналах.
Сценарные концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта:
· передачи, в основе которых лежат песенные программы (примером может быть программа, переданная по каналу RU TV и приуроченная ко дню рождения Наташи Королевой);
· передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах.
Практикуются на музыкальных каналах и музыкальные представления, которые, делятся на три вида:
· сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстером, исполнителями, коллективами;
· представление, не требующее постановки номеров или их нового решения;
· представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста11.
Достойное место в сетке вещания крупных музыкальных каналов занимают музыкальные трансляционные программы, которые подразделяются на два вида:
· трансляция спектакля, концерта, музыкального представления или события со специальной подготовкой и включением телевизионных сюжетов;
· трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов.
На анализируемых нами телеканалах RU TV и «Наво» чаще всего передается трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов. Достаточно привести в качестве примера фрагменты трансляции фестиваля «Шарк тароналари», где были исполнены музыкальные композиции узбекского композитора и исполнителя Султон Али «Дардим йиглайди» и «Самарканд»12
В музыкальном телевизионном вещании видное место занимают фестивали и конкурсы, которые также имеют свои жанровые особенности. Но они требуют крупных финансовых вложений, больших кадровых ресурсов и не все музыкальные каналы в силах такие масштабные проекты реализовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось исследование
особенностей программной политики музыкальных
телеканалов. Изучение стратегий, используемых
каналами RU TV и «Наво», жанровой наполненности
их эфира позволяет сделать нам следующие
выводы:
1. Программирование – это чрезвычайно
ответственная часть телевизионного менеджмента,
на которой замыкаются все управленческие
функции руководства телеканала. Именно
сетка вещания в целом является синтезом
всех творческих, организационных и финансовых
возможностей канала. Основу программной
политики канала составляет его творческая
и содержательная концепция. Хорошая сетка
вещания фактически всегда результат
согласования программной политики вещателя
с интересами аудитории. Таким образом,
грамотно выстроенная программная политика
опирается не только на собственное понимание
каналом своей миссии, но и на тщательное
изучение спроса аудитории на те или иные
виды программ. На формирование стратегии
программирования оказывают влияние:
тип вещательной модели, глобальные, экономические
и политические факторы, технический прогресс,
а так же национальные и социокультурные
особенности конкретной страны. Каждый
телеканал, независимо от принадлежности
к той или иной вещательной модели, имеет
собственную уникальную программную политику
– комплекс мер, направленных на успешную
реализацию целей и задач вещателя: эффективное
позиционирование канала на рынке, привлечение
аудитории как целевой, так и массовой.
При составлении сетки вещания телеканала
учитывается поведение зрителей в определенные
часы (тайм-слоты), определенные привычки
смотрения телевизора. Для наиболее эффективного
выполнения поставленных задач, при формировании
сетки вещания, программные менеджеры
пользуются определенными приемами и
стратегиями. В целом, тенденции в программной
политики исследованных нами телеканалов
RU TV и «Наво» можно охарактеризовать как
постоянный поиск новых форм, который
приводит к трансформации телевизионных
жанров, упор на предоставление зрителю
информации и развлечений.
Информация о работе Вещательные политика музыкальных телевизионых каналов