Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью работы является определение зависимости между эффективностью радиоспота и использованием выразительных средств данного коммуникационного канала при его подготовке.
К задачам исследования относятся:
• характеристика радио как коммуникационного канала;
• характеристика процесса развития радио;
• выявление особенностей радиорекламы
• характеристика выразительных средств радио;
• определение факторов эффективности радиоспота.
Реклама - это объект данного исследования. В частности реклама на коммерческих радиостанциях, таких, как «Европа +», «Русское радио», «Хат-ФМ», «Шансон». Исследовалась реклама за период с 20 по 23 мая 2005 года. Предмет исследования – влияние выразительных средств радио на эффективность радиорекламы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………4
§ 1 Специфика коммуникационного канала...................................................4
§ 2 История радиорекламы в России...............................................................5
2.1 Радиореклама в советский период.......................................................5
2.2 Радиореклама в условиях радиорынка................................................6
§ 3 Особенности радиорекламы.......................................................................7
3.1 Аудиоспот в сравнении с телероликом..............................................7
3.2 Психологические и физиологические особенности восприятия радиорекламы........................................................................................................8
Глава 2....................................................................................................................9
§ 1 Выразительные средства радио как элементы радиорекламы...............9
1.1 Эффективность радиорекламы...........................................................9
1.2 Звучащее слово.....................................................................................9
1.3 Музыка................................................................................................11
1.4 Шумы..................................................................................................12
§ 2 Факторы эффективности аудиоспота....................................................12
2.1 Общая характеристика......................................................................12
2.2 Структура спота.................................................................................13
2.3 Текст радиорекламы..........................................................................14
Глава 3..................................................................................................................16
§ 1 Эксперимент…………………………………………………………….17
§ 2 Анализ первого блока рекламы………………………………………..17
§ 3 Анализ второго блока рекламы………………………………………..20
§ 4 Анализ третьего блока рекламы……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………….26
Как можно заметить, на втором этапе рекламное сообщение обрело глобальное распространение, но по-прежнему обезличенно обращено ко всем. В этот период появляются ЭВМ, и рекламисты получают возможность изучать аудиторию, составлять базы данных, обрабатывать результаты социологических и рейтинговых исследований. Также становится характерной специализация СМИ. Появляются издания, телепрограммы, радиостанции, нацеленные на определенную аудиторию.
На третьем этапе возникают и получают широкое распространение интерактивные системы. «Глобальный характер рекламного сообщения сочетается сего персонифицированной направленностью»[11, с.16]. Развитие интерактивных систем дало возможность потребителю иметь в своем распоряжении двойную связь с источником информации, что позволяет не только воспринимать, но и некоторой степени управлять информационными потоками.
Становление
российских радиокоммуникаций как сферы
экономики находится в неразрывной связи
с общим развитием рынка, начавшимся в
конце 80-х годов XX века. Частные фирмы были
заинтересованы в рекламе своих товаров
и услуг. В это время львиная доля рекламных
объявлений приходилось на прессу. А сама
реклама сводилась к простейшим операциям:
созданию фирменной марки и размещению
объявлений в прессе.
§ 3 Особенности радиорекламы
3.1
Аудиоспот в сравнении
с телероликом
Радиореклама по запоминаемости ненамного отстает от телевизионной. Следующая таблица [1 из дополнительной литературы] наглядно подтверждает это утверждение:
Запомнили
и
смогли воспроизвести |
Способ
воспроизведения |
Звуковой |
Изобразительный |
Аудиовизуальный
сразу |
70% |
72% |
86% |
% через 3 дня | 10% | 20% | 60% |
«Эффективность минутного радиоспота составляет примерно 78% эффективности стандартного 30-секундного телеролика. Притом, что цена радиорекламы в 5-6 раз ниже цены на рекламу на телевидении»[1 из дополнительной литературы].
Современное радио адресуется слушателям в основном занятым другими видами деятельности. Оно претендует на остаток внимания активного человека, образуя фон его работы или отдыха. Именно потому, что оно рассчитано на невнимательного человека, фигурирующие в нем сообщения должны быть интереснее, изобретательнее, изощреннее, чем прежде, в «золотой век» радио.
«Исследователями выделяются следующие преимущества радиорекламы:
3.2
Психологические и физиологические
особенности восприятия
радиорекламы
Люди
лучше запоминают список слов, предъявленный
им на слух, прочитанный или записанный
на пленку и воспроизведенный, чем
тот, который они видят в
Людей легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он и нравится больше, и они больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения сопровождаются картинками. Из этого можно сделать вывод, что ничем другим не подкрепленное словесное сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство к товару.
Этот
эффект обусловливается
Мы не только слышим быстрее, чем видим; наше слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ – картинка или печатные слова – затухает более, чем за 1 секунду, если наш мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше. Из вышесказанного следует, что слушать сообщение более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением.
К
недостаткам радиорекламы можно
отнести ограниченность элементов
воздействия на слушателя и, самое
главное, невозможность показать товар
и повторить услышанное. Радиореклама
воздействует только на слух и создает
свой «театр воображения», оперируя всего
тремя элементами: словом, шумовыми эффектами,
музыкой.
Глава 2
§ 1 Выразительные средства радио как элементы радиорекламы
1.1 Эффективность радиорекламы
Вопрос об эффективности – главный в рекламе. Каждый рекламодатель стремится получить максимальную отдачу от вложений в рекламу, что и означает получение максимальной эффективности.
Эффективность рекламы в значительной степени зависит от раскрутки фирмы и самой рекламы. Процесс создания аудиоспота определяется возможностями радиоэфира. Главными формообразующими и выразительными средствами в радиокоммуникации являются звучащее слово, музыка и шумы. Все они соподчинены решению задачи, которую ставит перед собой автор – сделать эффективную рекламу.
1.2
Звучащее слово
Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово играет ведущую роль. В основном музыка и шумы развивают, дополняют, оттеняют то, что выражено словом.
Слово – основной строительный материал аудиоспота. С его помощью описывается товар или услуга. Другая функция слова в радиорекламе – привлечь внимание, создавать и поддерживать интерес, стимулировать желательный отклик. Теплоты человеческого голоса часто вполне достаточно, чтобы эффективно донести до слушателя суть рекламного послания.
В рекламе и в радиорекламе, в частности, используются рекомендации психолингвистов по использованию определенных слов или по избеганию некоторых неблагозвучий и т.д.
Слово в радиокоммуникации представляет собой исходный материал и продукт целенаправленного речевого общения, подчиненного законам эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как одновременно являются формой проявления и мысли, и чувств.
Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. – демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на читателя, слушателя. «Живая речь, по мнению известного психолога С.А.Рубинштейна, «обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает» [21,с.13].
Характеризуя ее выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную роль. Это форма эмоционально-волевого отношения к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом коммуникации, целью, характером, особенностью речевого контакта и ситуацией общения.
К составляющим интонации относятся: мелодика речи, ритм, темп, интенсивность произношения, тембр голоса. В рекламных текстах мелодика является активным средством повышения информативности, выразительности речи. Это один из способов управления вниманием слушателя, возможность обратить его на самые важные фрагменты текста: свойства, качество товара, услуги, цифры, номер телефона, адрес.
Мелодика – это тон звучания. В интонации важны все ее составляющие: физические характеристики голоса, темп, ритм и т.д. В разных ситуациях возникают из разные комбинации, окрашенные индивидуальными характеристиками голоса и множеством разных вариаций этих звуковых компонентов. Они создают бесконечную интонационную палитру речевого общения.
Интенсивность речи – это сила или слабость произнесения, связанная с работой дыхания, с той направленностью речевого высказывания, которая определяется ситуацией общения.
Рекламное сообщение «хочет» быть услышанным. Поэтому нередко даже «спокойные» по своему лексическому наполнению тексты читаются громко и напористо, с большой интенсивностью. В блоках, которые состоят из подборок разных рекламных текстов, нередко сочетаются спокойная подача с интенсивной, используется прием контраста.
Ритм определяется чередованием ударных и безударных, долгих и коротких слогов – если речь идет о ритме фразы. Чередование фраз определяет ритмику высказывания.
Внешне
ритм придает чеканность, стройность
речи. Его психологическое
Тембр речи или точнее тембр голоса – это его звуковая «окраска». Она более, чем другие характеристики интонации связана с индивидуальными качествами голоса.
В понятие интонации входит и более общая характеристика: фразовое и логическое ударения. Они служат выделению отдельных речевых фрагментов или ключевых, наиболее значительных слов в этой фразе. В рекламных текстах такое ударение играет огромную роль. Оно акцентирует внимание на нужных словах, выделяя и подчеркивая их значение.
Темп речи характеризуется скоростью ее произнесения во времени. Если мелодика, темп, ритм влияют на силу звучания, эмоциональную окрашенность речи, с темпом связано само ее восприятие и понимание. Так, слишком быстрый темп произнесения влияет на разборчивость, запредельно высокий вообще лишает речь понимания. В рекламных текстах темп играет очень важную роль, так как он распределяет внимание слушателя между основной и второстепенной информацией.
Управление
вниманием слушателя, эффективное воздействие
на него зависит в основном от того, интересна,
полезна, нужна ли ему сообщаемая информация.
1.3 Музыка
Музыка – это вид искусства, передающийся звуками. Она так же, как и звучащее слово, в большой степени воздействует на эмоции слушателя.
Сочетание
музыки и слова носит сложный
характер. Этот синтез определяется
не только соподчиненностью, но и самостоятельностью
звучания в эфире, которое в конечном
счете образует единство, так как
выразительные и
«Если
сравнить эти функции музыки в
рекламе на радио со средствами других
каналов массовых коммуникаций, наружной
рекламы (панно, щиты, растяжки), то скорее
всего ее можно поставить в
один ряд с цветом (на ТВ) и размерами
изображения на щитовой рекламе. Именно
они «бросаются в глаза» в первую очередь.
Так же должна «бросаться в уши» музыка
в радиорекламе» [21, с.26].
1.4
Шумы
Под шумами в радиокоммуникации обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке, как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире.
Шумы
содержат и проявляют и выразительные,
и изобразительные оттенки. Считается,
что любой шум рождает в
воображении слушателя
§ 2 Факторы эффективности аудиоспота
2.1
общая характеристика
Кроме
слов, музыки и шумов, из которых
состоит радиореклама, свое влияние
на эффективность сообщения
Информация о работе Влияние выразительных средств радио на эффективность радиорекламы