Воздействие Средств массовой информации на аудиторию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Аудитория сама испытывает необходимость в получении информации из СМИ-источников. Но неправильное потребление этой информации может привести к не желаемому исходу- непосредственному влиянию. Индивид, отталкиваясь от той информации которую получает создаёт своё мировоззрение. Возникает своя картина мира. Но, учитывая, что пресса преподносит своей аудитории лишь ту информацию, которую считает нужной, картина мира будет сильно далека от реальности. Чтобы быть убедительнее, средства массовой информации используют определённые методы подачи информации, такие как искажение информации, изоляция адресата, метод запугивания и т.д.

Содержание работы

Введение
Глава 1.теоретические основы воздействия СМИ на аудиторию
1.1.Потребность общества в информации
1.2.Картина мира, создаваемая СМИ
1.3.приёмы воздействия
1.4. информационное насилие
1.5 воздействие через страх
Глава 2 взаимодействие СМИ с аудиторией
2.1. особенности воздействия на детскую и подростковую аудитории
2.2. формирование новых ценностей для аудитории

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Воздействие Средств массовой информации на аудиторию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Содержание                    

Введение

Глава 1.теоретические  основы воздействия СМИ на аудиторию 

1.1.Потребность общества  в информации

1.2.Картина мира, создаваемая СМИ

1.3.приёмы воздействия  

1.4. информационное насилие 

1.5 воздействие через страх

Глава 2 взаимодействие СМИ  с аудиторией

2.1. особенности воздействия  на детскую и подростковую  аудитории

2.2.  формирование новых  ценностей для аудитории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Наряду с  всемирным прогрессом пришла эпоха  развития информационных технологий. СМИ и СМК стали главной  составляющий жизни каждого человека. Принято считать, что средства массовой информации лишь отображает поведение общественности, но это далеко не так. Масс медиа сообщает о том, что считает нужным. Безусловно, информирует общество о событиях, происходящих вокруг него. Но вопрос в том, как СМИ это делает. Оставляет ли это последствия? Влияет ли на аудиторию? В данной курсовой я отвечу на эти вопросы.

Если бы СМИ  не оказывало влияния, то не было бы ограничения свободы прессы со стороны  государства. Исторические свидетельства показывают, что сначала только правящая верхушка общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова. Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса. Такой страх перед влиятельностью масс-медиа все еще витает во многих тоталитарных обществах, где лидеры подавляют или контролируют деятельность СМИ, чтобы оставаться у власти.

Аудитория сама испытывает необходимость в получении  информации из СМИ-источников. Но неправильное потребление этой информации может привести к не желаемому исходу- непосредственному влиянию. Индивид, отталкиваясь от той информации которую получает создаёт своё мировоззрение. Возникает своя картина мира. Но, учитывая, что пресса преподносит своей аудитории лишь ту информацию, которую считает нужной, картина мира будет сильно далека от реальности.

Чтобы быть убедительнее, средства массовой информации используют определённые методы подачи информации, такие как искажение информации, изоляция адресата, метод запугивания и т.д.

 

Объект исследования -

Предмет исследования -

Цель исследования-

Задачи -

 

 

 

 

 

Глава 1.теоретические основы воздействия  СМИ на аудиторию

    1. Потребность общества в информации

В настоящее время общество испытывает сильную потребность в информации и непосредственной коммуникации. Человек, ежедневно обращается в СМИ. ему необходимо удовлетворить свою информационную потребность. Каждому необходимо получать нужное ему количество информации. Например, один потребитель информации считает, что ему необходимо быть в курсе всех новостей: от мировых до региональных, другому достаточно поверхностно знать о событиях, но, тем не менее, каждому нужно информация об окружающем его мире. Таким образом, можно отметить, что у индивида тем или иным образом возникает медиазависимость.

Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса. В критической ситуации люди обращаются к СМИ как источнику информации и даже психологического комфорта. Зависимость индивидуальных членов общества от масс-медиа в таких ситуациях возрастает. В современном мире человек ежедневно получает множество медиасообщений. Как видно далее, интерес к медиавоздействию, так же как и к свидетельствам этого воздействия, возник вместе с массовой коммуникацией. (Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ.)

Но также нельзя утверждать, что СМИ для всей аудитории является чуть ли не глотком воздуха. Влияние на индивида зависит от уровня мотивации; степени интереса; доступа к информации; включенность в те или иные организации. Кроме того, определяющим может быть уровень оценки индивидом значимости конкретного типа информации. Информационный разрыв оказывается меньше в случае сообщений о делах повседневных. То же происходит, если сообщение транслируется в обстановке социального конфликта.

Базовая посылка  подхода состоит в том, что  из всей совокупности материалов массовой коммуникации, аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной активности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям.

Следует заметить, что большинство моделей «полезности  и удовлетворения потребностей»  не включают в рассмотрение такую составляющую коммуникационного процесса как отправителя сообщения. Исходным моментом является анализ факторов, детерминирующих обращение аудитории к информационным материалам.

Подход «полезности  и удовлетворения потребностей»

Одними из важнейших  в этой связи являются индивидуальные потребности и мотивы. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека и становящихся формой проявления потребностей. В ходе исследований А.Х. Маслоу было предложено несколько типологий мотивов:

1. Информационная: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем.

2. Самоидентификации  (идентичности): поиск моделей поведения,  подкрепление индивидуальных ценностей.

3. Интеграции  и социального взаимодействия: выяснение  условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения.

4. Развлечения:  расслабления, отвлечения от повседневных  проблем, заполнение свободного  времени, удовлетворения сексуальных  потребностей.

Удовлетворение  потребностей предполагает потребление сообщений. При ответе на вопрос какое содержание будет удовлетворять потребности индивида используется, среди прочих, теория известных социальных психологов Фишбейна и Айзенка. Здесь предполагается, что установки и поведение является функцией двух факторов — ожидания и оценки.

Ожидание связано  с представлением о том, что его  объекту присущи определенные свойства или поведение будет иметь  определенные последствия. Человек, получающий, например, газету так или иначе  задается вопросом о полезности прочтения материала. Оценка состоит в приписывании положительного или отрицательного отношения ожидаемым свойствам или последствиям. Тот же человек задает себе вопрос и о важности быть хорошо информированным.

В подходе «полезности  и удовлетворения потребностей» основное внимание сосредоточено на аудитории, факторах определяющих отбор сообщений массовой коммуникации. Причем акцент делается на микроуровне анализа. Мало внимания уделяется макро-социальным характеристикам. Идеологические, социо-культурные, политические ориентации аудитории практически не изучаются в рамках подхода. Подход имеет функционалистский характер: потребление массовой коммуникации связано с рядом функций, реализация которых способствует поддержанию баланса потребностей. Важно учитывать, что предположение об активности аудитории не всегда получает эмпирическую поддержку.

Феномен разрыва  в информации рассматривается как  некоторый процесс. Поэтому корреляция между большими возможностями в  обладании информацией и уровнем  образования относятся прежде всего к тем событиям, которые широко освещаются средствами массовой коммуникации. Одна из причин существования разрывов в информации связана также с разными типами использования каналов массовой коммуникации. Лица с более высоким уровнем образования и социально-экономическим статусом обычно используют более информационно насыщенные средства, например, печать.

    1. Картина мира, создаваемая СМИ

Люди часто  считают, что СМИ служат тому, чтобы  отражать окружающий нас мир. В информационных сообщениях говорится о том, что случилось в мире сегодня. Присутствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. С этой точки зрения масс-медиа – это своего рода окно, через которое аудитория смотрит на реальный мир.

Однако существуют и иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно некоторые события и вопросы считаются важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Телевизионные мелодрамы затрагивают вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает мысль, что мир – жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят аудиторией, которая зачастую не подозревает о подобных скрытых процессах, считая, что её всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.

СМИ в значительной мере отражают то, что происходит вокруг. Однако они проявляют избирательность  в отношении того, что рассказать о происходящих в мире событиях (навязывание повестки дня), а аудитория затем принимает эту интерпретацию, которая становится частью их представлений и опыта. В центре этого когнитивного подхода находится ментальное конструирование реальности, формируемой в ходе контактов с печатными и телерадиовещательными СМИ. Сконструированная человеком реальность часто существенно отличается от объективной реальности в аспектах, о которых он не всегда сознает.

Основным фактором в воспринимаемой реальности является фактичность, или волшебное окно, т. е. вера в буквальную реальность сообщений  СМИ. Эта реальность может быть передана на уровне стиля или содержания. Например, стиль подачи новостей предполагает большее подчеркивание фактической точности сообщения, чем стиль развлекательной программы.

Людям не обязательно  верить в буквальную реальность СМИ, чтобы она стала для них «реальной». Вторым компонентом воспринимаемой реальности является социальный реализм, связанный с тем, насколько схожим или полезным кажется человеку изображение в СМИ его собственной жизни, пусть даже он признает вымышленный характер этого изображения. Например, зритель, твердо верящий, что в «мыльных операх» показаны реальные жизненные ситуации, будет видеть в них большую связь с собственной жизнью, чем зритель, считающий, что содержание «мыльных опер» совершенно нереалистично. Степень социального реализма возрастает, если зритель полагает, что персонаж играет активную роль в его собственной жизни.

«Реальность нельзя упаковать в сюжеты продолжительностью в две или три минуты, подлинная  история состоит из противоречий, острых краев и пороков. Телевидение  выступает в роли рассказчика, который в своем стремлении пощадить чувства слушателей приукрашивает истинное положение дел. В результате любое событие реального мира, каким бы необычным или отталкивающим оно ни было, оказывается втиснутым в заранее приготовленные формы. Целью такого подхода является искреннее желание рассказчика понравиться своей аудитории».

Хотя исходной целью средств массовой информации является как можно более объективный  анализ происходящих событий, иногда стремление угодить вкусам публики перевешивает все другие соображения. К каким подчас трагикомичным результатам это может привести.

По всей видимости, из всех средств массовой коммуникации телевидение в наибольшей степени способствует минимизации информационных разрывов. Это может быть связано с тем, что телевидение является наиболее гомогенным источником. В то же время пресса в большей мере дифференцирована.

Приведу типичный пример интерпретации в рамках подхода «полезности и удовлетворения потребностей». Человек имеет потребности в социальном общении. Из своего опыта ему известно, что потребление определенных материалов массовой коммуникации приведет к удовлетворению этой потребности. Поэтому он обращается к программам телевидения, чтению газет и т.д. В итоге происходит удовлетворение потребности. Одновременно это выражается в зависимости от массовой коммуникации и изменении привычек людей. В данном примере массовая коммуникация представляет собой некую функциональную альтернативу реальному общению.

    1. Приёмы воздействия

Важной составляющей концепции являются средства массовой коммуникации. Именно они определяют господствующую «на сегодня» точку зрения. Другой «движущей силой» процесса является окружение индивида. Если человек не выражает своего мнения, то скорее всего также поступает его ближайшее окружение. Это в свою очередь способствует доминированию роли массовой информации и нарастанию «спирали молчания».

Концепция «спирали молчания» была предложена известным  немецким социологом Э. Ноэль-Нойман в  связи с проблемой формирования общественного мнения. Здесь предполагается анализ взаимосвязей между массовой коммуникацией, межличностной коммуникацией и тем, как индивид соотносит свое мнение с мнением других. В значительной степени идеи автора опираются на более ранние разработки социальной психологии, в которых утверждается зависимость индивидуальных мнений и установок от того, как индивид оценивает мнения других людей.

Информация о работе Воздействие Средств массовой информации на аудиторию