Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа
Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;
изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский Факультет журналистики Кафедра средств массовой информации |
ЖАНРОВОЕ СВОЕБРАЗИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ ЮУРГУ «ТЕХНОПОЛИС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Руководитель работы,
__________________к.п.н., доцент Н.К. Поляева
«___»_____________2011 г.
Автор работы
Студент группы ФЖ-205
__________________А.А. Сажина
«___»_____________2011 г.
Челябинск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра……………………………………………
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………..
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ВЫДЕРЖКИ
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»…………………….………………………
Актуальность темы. Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы. В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный1 и М.Н. Ким2 рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст»3. В связи с этим исследование журналистских жанров на практике вызывает затруднение. Это усугубляется тем, что исследователи создают различные классификации, и очень часто один жанр относится одновременно к нескольким группам. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким относят рецензию к аналитическим жанрам, а Л.Е. Кройчик к оперативно-новостным. Помимо этого, в современных СМИ наблюдается смешение и взаимопроникновение жанров, что также затрудняет их исследование.
Поэтому жанровое своеобразие современной российской прессы, и, в частности, газеты «Технополис», является очень актуальным вопросом.
Объект исследования журналистские тексты.
Предмет исследования. Жанры журналистики, используемые в издании.
Гипотеза. Возможно, газета «Технополис» как средство массовой информации будет более популярной при большом жанровом своеобразии ее материалов.
Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
Новизна исследования. Впервые сделана попытка проанализировать материалы газеты «Технополис» и выявить структуру жанров газеты.
Методы исследования: анализ научной литературы и газеты «Технополис» за 2010 год (январь-декабрь).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении объясняется актуальность, а также научная новизна и практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, а также методы исследования.
Первая глава «Студенческая пресса» посвящена рассмотрению истории создания и становления студенческой прессы в России, а также типология современной студенческой прессы.
Во второй главе «Газетные жанры» раскрывается понятие жанра журналистики, рассматривается история формирования жанров и их классификация. Параграф «Система жанров газетной журналистики» включает в себя рассмотрение информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.
В третьей главе «Система жанров газеты «Технополис» рассматривается тематическая и жанровая направленность газеты, а так же анализируются информационные и аналитические жанры.
В заключении подводится итог работы: определяются выполненные задачи, цели и формулируется вывод.
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История
создания и становления
Для рассмотрения студенческой прессы необходимо определиться с понятиями «пресса» и «студенческая пресса».
Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов)4.
Студенческая пресса – периодические издания, главным автором,
читателем и героем которых является студент.
Следует обратить особое внимание на это понятие, так как оно включает в себя три компонента современных студенческих изданий. Редакторами, техническими сотрудниками могут быть взрослые люди, но авторами и носителями идей обязательно должны быть студенты. Поэтому авторство является важнейшем критерием, в соответствии с которым можно относить издание к студенческой прессе.
Процесс развития студенческой прессы имеет глубокую историю. Периодика в России всегда была так или иначе связана со студенчеством. Выпуск первой русской газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах» в 1703г. состоялся благодаря идеям просвещения и образования. Через четверть века газета была передана главному научно-образовательному центру страны – Академии наук. Стоит отметить, что не только «Примечания к Ведомостям», но и последующие издания были связаны со студенчеством.
Силами воспитанников петербургского Шляхетного кадетского корпуса стал издаваться литературный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Благодаря М.В. Ломоносову появилось на свет еще одно периодическое издание. Газета «Московские ведомости» издавалась при Московском университете, который добился привилегии держать типографию и выпускать собственную газету.
Конечно, эти издания нельзя назвать студенческими – они были предназначены для взрослых образованных людей того времени. Однако студенчество составляло большую часть от постоянной читательской аудитории. Из-за тесной связи с образовательными учреждениями «Ведомости» много внимания уделяли студенческой жизни, автором значительной части материалов были студенты. Первые сто лет российской журналистики большинство газет и журналов создавалось именно при университетах и Академии наук.
Внимание студентов к прессе не могло не привести к появлению студенческих журналов, альманахов, литературных сборников. Они создавались студентами и были направлены на студенческую аудиторию. Среди них были журналы «Смесь» и «Северное созвездие» Казанского университета, «Слухи» Петербургского педагогического университета, сборник «Светоч» Петербургского университета. Большинство из них выходило нерегулярно, сверхмалым тиражом и в рукописном виде, что не позволяет их рассматривать как полноценные СМИ.
Прослеживая историю развития студенческой прессы, невозможно не заметить, что особое значение неформальная пресса получала в периоды ужесточения цензуры. Учащиеся активно откликались на общественные процессы путем выпуска «полуподпольных» изданий.
Первый всплеск активности таких газет приходится на 1820-1850 гг. Это было время усиления реакции после восстания декабристов и ужесточения правительственных мер к выпуску печатной периодики. Первым периодическим изданием, которое самим названием претендовало на статус студенческого, стала газета «Студенческий мир». Именно эту газету можно считать первым студенческим периодическим изданием России.
В 1884 г. в России был введен новый университетский устав, упразднявший автономию университетов и запрещавший любые студенческие объединения. Это послужило толчком к развитию нелегальной студенческой периодики.
В предреволюционные годы студенческая пресса получила особое значение, активно участвуя в жизни страны. В советские годы рукописные газеты и журналы были одним из главных источников свободомыслия. На 1920-е гг. приходится расцвет официальной вузовской прессы. Это было связано с политикой советского государства, усилением роли партийно-государственной пропаганды в обществе. С 1924 г. начал выпускаться наиболее известный журнал студенческого СМИ «Студенческий меридиан».
Таким образом, история студенческих периодических изданий уходит своими корнями в четыре смежные области. Первые проявления студенческой прессы можно увидеть:
В начале 1990-х гг. в
России появились идеологические и
технические предпосылки
В настоящее время студенческая пресса переживает бурный расцвет. По всей стране появляется все больше газет и журналов. Предпосылками для распространения студенческой прессы стали распространение компьютерных технологий, улучшение экономической ситуации в стране. Студенческая периодика впервые в истории почувствовала необходимость в объединении и совместном решении проблем. С этой целью проводятся конференции, встречи, создаются общества, движения.
1.2 Типология современной студенческой прессы России
По охвату аудитории и методам работы студенческую прессу современной России можно распределить на 6 групп.
1. Факультетские студенческие газеты. Эти газеты близки читателю и имеют очень ограниченную целевую аудиторию. Такие издания похожи на районные газеты: в них содержится информация о местных событиях, героями чаще становятся студенты и преподаватели факультета, хорошо развита рубрика поздравлений.
2.Вузовские студенческие газеты. Материалы таких изданий охватывают события всего вуза. Чаще такая пресса выходит параллельно с официальным печатным изданием вуза.
3.Межвузовские студенческие газеты. Такие издания распространяются сразу в нескольких вузах. Эти газеты публикуют материалы на более обширные темы. Как правило, уже в такой прессе проявляется стремление вырваться за рамки вузовской тематики, журналисты стараются освещать и городские события.
4. Городские студенческие газеты. Городские газеты распространяются в местах скопления молодежи. В них появляются новые рубрики, иногда не связанные с жизнью вузов. В таких изданиях хорошо организована рекламная служба.
5.Республиканские, областные,
6.Общероссийские студенческие газеты. Эти издания распространяются по территории всей страны. Освещаются темы, которые затрагивают интересы всех студентов России.
Таким образом, к настоящему времени российская студенческая пресса сложилась как отдельный тип периодики, преодолев начальный этап формирования, и прочно закрепилась в системе современных средств массовой информации России.
2.1 Понятие жанра
Понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей показывает разноплановость и многофункциональность данного термина. В различных видах искусства, литературоведении и журналистике существуют различные подходы в определении этого термина. Происходит это по причине многозначности данного понятия, так как в каждом виде искусства или науки существует собственный «набор» жанров. Новый энциклопедический словарь дает толкование этого понятие в широком смысле: «исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще»5.
Информация о работе Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»