Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа
Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;
изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39
Отличительной чертой житейской истории является полнота, насыщенность, наглядность. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. Этот жанр намного чаще проявляется на страницах западной прессы, чем в России. В житейских историях обычно описываются случаи из жизни людей, различные ситуации, поступки, которые могут привлечь внимание читателя.
Строгая классификация
жанров существует только в теории,
в то время как на практике им
свойственно
Границы системы жанров часто оказываются размытыми, причем «характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью»12. Развитие жизни и общества диктует свои правила в написании материалов.
Таким образом, в настоящее время
в современной журналистике сложилась
развитая и гибкая система жанров,
которая сохраняет
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты
Для того чтобы выявить, все ли перечисленные выше жанры журналистики реализуют себя в современной студенческой прессе, необходимо проанализировать различные средства массовой информации. Чтобы глубже проникнуть в суть данной проблемы, мы изучили выпуски газеты «Технополис» с января по декабрь 2010 года.
Газета «Технополис» функционирует с 1956 года. В настоящее время «Технополис» выходит на 12 полосах тиражом 3000 экземпляров. Газета частично имеет цветную печать и распространяется по всем подразделениям и филиалам вуза. Данное периодическое издание выполняет функцию главного печатного органа университета. Оно распространяется два раза в месяц, оперативно освещая вузовскую жизнь.
В создании газетных материалов
принимают участие
Тематика газеты является
очень разнообразной. В ней освещаются вопросы учебы, спорта,
науки, культуры, искусства. Как правило,
материалы этого периодического издания
относятся к информационным жанрам, реже
– к аналитическим. Текстов художественно-
В настоящее время материалы информационных жанров занимают основное место в газетном пространстве этого периодического издания. Чаще всего авторы пишут свои тексты в следующих жанрах: заметка, информационное интервью, информационный отчет, репортаж, блиц-опрос.
В нашем исследовании мы рассмотрели жанры репортажа, интервью и заметки.
3.2.1 Анализ репортажа
Для подробного изучения репортажа была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Дмитрия Власова и Екатерины Мининой «История одного похода» (Технополис. – 2010. – №1 (1653). – С. 8).
Тема репортажа – покорение вершины Таганая. Тема является актуальной, так как основная аудитория газеты – студенты. Часть из них является спортсменами, туристами или активными людьми. Поэтому публикации о походах и спортивных событиях являются очень актуальными для газеты «Технополис».
В связи с тем, что автор не знаком с ситуацией, с которой ему придется столкнуться (ведь в проблеме априори есть полное или частичное незнание ситуации), он ставит различные проблемы текста. В данном материале они связаны с трудностями преодоления каких-либо препятствий на пути к цели:
Основная цель – рассказать о походе: «покорили зимний Таганай». Побочная цель – пропаганда здорового образа жизни: «девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении!», «туризм, как и любой спорт, объединяет людей».
Данный материал относится к событийному репортажу, так как он является оперативным и моментальным откликом на событие. В основе лежит актуальное событие, об основных моментах которого повествуется в хронологическом порядке. В репортаже не ставиться цель рассказать предысторию, рассмотреть гипотезы и прогнозы, узнать скрытую информацию. В данном материале автор хочет рассказать о произошедшем событии в деталях, поэтому материал является событийным репортажем.
В данном тексте применяется сюжетный тип композиции. О событии повествуется в хронологическом порядке: от замысла («пошли в поход!») до возвращения из похода («еще три с половиной часа – и мы дома!»). В начале материала дается зарисовочная заставка: «в университете прошло много интересных мероприятий». Далее идет собственно репортажное описание. В качестве вывода можно рассматривать заключение текста: «С массой впечатлений и мыслями о следующем походе». Репортаж состоит из двух сюжетов: «домашнего» (т.е. описание событий, предшествующих походу) и описания восхождения. В текст повествования автор включает пейзажные зарисовки.
В данном репортаже наши свое отражение все 3 вида времени: объективное, концептуальное и перцептуальное. Объективное время проявляется через повествование о событиях в хронологическом порядке:
«Подъем в 4:00. Сбор, плотный завтрак и – в путь…
5:15 На вокзале замечаем, что не одни такие смелые, - у пригородных касс встретили группу туристов, которые тоже отправлялись в Златоуст.
5:30. Покупаем билеты»
В данном отрывке имеет место не только объективное, но и перцептуальное время, так как журналист передает свои мысли и ощущения: «плотный завтрак», «не одни такие смелые». Благодаря этому автору удалось описать то, что он чувствует и думает, а не только то, что видит и слышит. Субъективное восприятие событий является основой всего репортажа, поэтому перцептуальное время проявляется в тексте неоднократно: «в декабре случилось одно незабываемое событие – незабываемое для группы отважных студентов, которые покорили зимний Таганай», «восхитил героизм участников группы, с которым они встречали все «подарки» уральской матушки-зимы». Концептуальное время предается через сведения, которые имеют не только отношение к событию, но и несут определенный смысл, который определяет движение самого события:
«Однажды в студеную зимнюю пору сижу дома, рассматриваю старые походные фотографии и думаю: «А почему бы и нет?!» Видимо, девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении» сыграл свою роль – я не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома!
– Алло? – Это Юра, привет! Есть классная идея, соглашайся! – Ммм… – Пошли в поход!...
Уже на следующий день разработаны варианты маршрута»
Концептуальное время разворачивается по событийному сюжету. Завязка – появление идеи, развитие события – разработка маршрута и сам поход, далее следуют кульминация и развязка.
Данный репортаж включает в себя объективное и условное пространство.
Группировки объективного пространства:
Автору текста удалось полно, наглядно описать все пространство, которое находилось перед его глазами, и благодаря этому репортер устанавливает пространственные отношения между объектами материального мира.
Меньше внимания автор
уделяет условному
Этот признак является
одной из особенностей репортажа. Данный
текст сочетает в себе несколько
функционально-смысловых типов
Динамичность достигается за счет:
-Алло?
-Это Юра, привет!
Создается за счет употребления глаголов в форме настоящего времени: «начинаем», «дремлют», «отправляемся». Этому способствует и указание времени: «4:00», «5:30». Автор подробно описывает все, что встречается на пути туристов, уделяет внимание каждой детали: «Пришлось вновь кипятить воду и делать макароны на сгущенном молоке», «сижу дома, рассматриваю старые фотографии».
Повествование идет от первого лица. Авторское «я» создается за счет употребления глаголов в форме 1 лица единственного числа: «сижу», «рассматриваю», «думаю». За счет субъективного восприятия создается определенный эмоциональный настрой: «радостно обсуждаем», «дружной колонной», «с массой впечатлений». Текст отличается эмоциональностью, о чем свидетельствует большое количество восклицательных знаков
Участие автора в повествовании движет сюжет: «видимо, девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении» сыграл свою роль - я не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома»; эмоционально окрашивает изложение: «с массой впечатлений и мыслями о следующем походе». В данном материале автор является не только очевидцем события, но и его участником. Присутствие авторского «я» обуславливает основные черты репортажной речи – гибкость, подвижность и многообразие. Благодаря наличию авторского «Я» в репортаж вводится чужая речь, которая создает особую атмосферу и динамичность повествования, усиливает достоверность происходящего. В данном материале диалог выполняет чисто информативную функцию и не является характерологическим средством. Прямая речь сохраняет черты разговорного стиля, что делает текст более экспрессивным, оживляет повествование.
В материале есть эмоциональное лирическое отступление от основной линии событий, зарисовка, которая тоже является доказательством наличия авторского мнения в тексте, его сопереживания: «А на улице тишина. Громады сосен вокруг поляны, на которой мирно дремлют домики приюта. Уханье птицы вдалеке. И черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг. А в уголке, наблюдая за всем этим великолепием, стережет ночной покой молодой пастушок-месяц».
Информация о работе Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»