Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;
изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39

Файлы: 1 файл

курсач по журналистике.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой житейской  истории является полнота, насыщенность, наглядность. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. Этот жанр намного чаще проявляется на страницах западной прессы, чем в России. В житейских историях обычно описываются случаи из жизни людей, различные ситуации, поступки, которые могут привлечь внимание читателя.

Строгая классификация  жанров существует только в теории, в то время как на практике им свойственно взаимопроникновение  и смешение. При написании материала журналист пользуется общепринятыми нормами в построении текста, но в то же время использует свои оригинальные приемы.

Границы системы жанров часто оказываются размытыми, причем «характерной особенностью данной системы  является то, что с одной стороны  – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью»12. Развитие жизни и общества диктует свои правила в написании материалов.

Таким образом, в настоящее время  в современной журналистике сложилась  развитая и гибкая система жанров, которая сохраняет преемственность, но отличается определенной подвижностью.

 

  1. Система жанров газеты «Технополис»

3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты

Для того чтобы выявить, все ли перечисленные выше жанры журналистики реализуют себя в современной студенческой прессе, необходимо проанализировать различные средства массовой информации. Чтобы глубже проникнуть в суть данной проблемы, мы изучили выпуски газеты «Технополис» с января по декабрь 2010 года.

Газета «Технополис» функционирует с 1956 года. В настоящее  время «Технополис» выходит на 12 полосах тиражом 3000 экземпляров. Газета частично имеет цветную печать и распространяется по всем подразделениям и филиалам вуза. Данное периодическое издание выполняет функцию главного печатного органа университета. Оно распространяется два раза в месяц, оперативно освещая вузовскую жизнь.

В создании газетных материалов принимают участие профессиональные журналисты, преподаватели университета, студенты факультета журналистики и  других специальностей. Юноши и девушки кафедры СМИ имеют возможность проходить в «Технополисе» производственную практику.

Тематика газеты является очень разнообразной. В ней освещаются вопросы учебы, спорта, науки, культуры, искусства. Как правило, материалы этого периодического издания относятся к информационным жанрам, реже – к аналитическим. Текстов художественно-публицистического жанра в изданиях 2010 года нам обнаружить не удалось. Однако это связано не столько с тематической направленностью газеты, сколько с общей тенденцией развития прессы в России.  В настоящее время художественно-публицистические жанры отошли на задний план. Их скромная роль на страницах газет обусловлена необходимостью в оперативности и повышенной актуальности информации. Эту тенденцию, вне всякого сомнения, можно отнести и к газете «Технополис».

    1. Анализ информационных жанров газеты «Технополис»

В настоящее время материалы  информационных жанров занимают основное место в газетном пространстве этого периодического издания. Чаще всего авторы пишут свои тексты в следующих жанрах: заметка, информационное интервью, информационный отчет, репортаж, блиц-опрос.

В нашем исследовании мы рассмотрели жанры репортажа, интервью и заметки.

 

3.2.1 Анализ  репортажа

Для подробного изучения репортажа была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Дмитрия Власова и Екатерины Мининой «История одного похода» (Технополис. – 2010. – №1 (1653). – С. 8).

  1. Тема и ее актуальность

Тема репортажа –  покорение вершины Таганая. Тема является актуальной, так как основная аудитория газеты – студенты. Часть  из них является спортсменами, туристами или активными людьми. Поэтому публикации о походах и спортивных событиях являются очень актуальными для газеты «Технополис».

  1. Проблема, к которой автор стремиться привлечь внимание читателя

В связи с тем, что  автор не знаком с ситуацией, с  которой ему придется столкнуться (ведь в проблеме априори есть полное или частичное незнание ситуации), он ставит различные проблемы текста. В данном материале они связаны с трудностями преодоления каких-либо препятствий на пути к цели:

    • подготовка к походу: «в три дня сформирован состав группы», «обсуждаем детали, раскладку продуктов, консультируемся, как лучше уложить рюкзаки и какую одежду взять с собой»;
    • восхождение: «нам пришлось рубить ступени, очищать камни от снега и страховать друг друга на подъемах», «надеяться можно лишь на крепость своих и дружеских рук», «каждый шаг делался с величайшей осторожностью, чтобы случайно не провалиться в скрытые расщелины между камнями», «шквальный ветер», «в том месте, где летом была тропа к приюту, дорога обрывается»;
    • приготовление пищи: «рис оказался просроченным», «тщетно пытались разжечь огонь», «вскипятить воду в котле так и не удалось»;
    • организация ночлега: «разжечь огонь в буржуйке с сырыми дровами не так-то просто», «под утро оказалось, что «служба обогрева населения» дала сбой».
  1. Цели, которых хотел достичь автор

Основная цель – рассказать о походе: «покорили зимний Таганай». Побочная цель – пропаганда здорового  образа жизни: «девиз автотракторного  факультета и лично мой «Будь  в движении!», «туризм, как и любой спорт, объединяет людей».

  1. Вид репортажа

Данный материал относится к событийному репортажу, так как он является оперативным и моментальным откликом на событие. В основе лежит актуальное событие, об основных моментах которого повествуется в хронологическом порядке. В репортаже не ставиться цель рассказать предысторию, рассмотреть гипотезы и прогнозы, узнать скрытую информацию. В данном материале автор хочет рассказать о произошедшем событии в деталях, поэтому материал является событийным репортажем.

  1. Особенности композиции

В данном тексте применяется сюжетный тип композиции. О событии повествуется в хронологическом порядке: от замысла («пошли в поход!») до возвращения из похода («еще три с половиной часа – и мы дома!»). В начале материала дается зарисовочная заставка: «в университете прошло много интересных мероприятий». Далее идет собственно репортажное описание. В качестве вывода можно рассматривать заключение текста: «С массой впечатлений и мыслями о следующем походе». Репортаж состоит из двух сюжетов: «домашнего» (т.е. описание событий, предшествующих походу) и описания восхождения. В текст повествования автор включает пейзажные зарисовки.

  1. Категории времени и пространства

В данном репортаже наши свое отражение все 3 вида времени: объективное, концептуальное и перцептуальное. Объективное время проявляется через повествование о событиях в хронологическом порядке:

«Подъем в 4:00. Сбор, плотный  завтрак и – в путь…

5:15 На вокзале замечаем, что не одни такие смелые, - у пригородных касс встретили  группу туристов, которые тоже отправлялись в Златоуст.

5:30. Покупаем билеты»

В данном отрывке имеет  место не только объективное, но и  перцептуальное время, так как журналист передает свои мысли и ощущения: «плотный завтрак», «не одни такие смелые». Благодаря этому автору удалось описать то, что он чувствует и думает, а не только то, что видит и слышит. Субъективное восприятие событий является основой всего репортажа, поэтому перцептуальное время проявляется в тексте неоднократно: «в декабре случилось одно незабываемое событие – незабываемое для группы отважных студентов, которые покорили зимний Таганай», «восхитил героизм участников группы, с которым они встречали все «подарки» уральской матушки-зимы». Концептуальное время предается через сведения, которые имеют не только отношение к событию, но и несут определенный смысл, который определяет движение самого события:

«Однажды в студеную зимнюю пору сижу дома, рассматриваю старые походные фотографии и думаю: «А почему бы и нет?!» Видимо, девиз автотракторного  факультета и лично мой «Будь в движении» сыграл свою роль – я не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома!

– Алло? – Это Юра, привет! Есть классная идея, соглашайся! – Ммм… – Пошли в поход!...

Уже на следующий день разработаны варианты маршрута»

Концептуальное время разворачивается по событийному сюжету. Завязка – появление идеи, развитие события – разработка маршрута и сам поход, далее следуют кульминация и развязка.

Данный репортаж включает в себя объективное и условное пространство.

Группировки объективного пространства:

  • пространственные границы: «Таганай», «горам», «Южного полюса», «уральской природы», «в Златоусте»;
  • ограниченное пространство: «в университете», «дома», «в «Космосе» (Центре детско-юношеского туризма)», «на вокзале», «в электричку»;
  • нахождение в пространстве: «садимся», «поставили», «бросил»;
  • локализация нахождения в пространстве: «в электричку», «у входа», «посреди леса», «у подножья», «в уголке»;
  • изменение положения: «идем», «вернулись»;
  • направление: «посмотрели»;
  • расстояние: «здесь», «сквозь», «вокруг», «вдоль»;
  • пространственные координаты: «назад».

Автору текста удалось  полно, наглядно описать все пространство, которое находилось перед его  глазами, и благодаря этому репортер устанавливает пространственные отношения  между объектами материального мира.

Меньше внимания автор  уделяет условному пространству. В концептуальном плане пространство проявляет себя в словосочетании «Долина Сказок», так как это  оно вызывает не только ассоциации, но и имеет особый смысл. Социальное и психологическое пространства в данном тексте отсутствуют.

 

 

  1.  Типы речи

Этот признак является одной из особенностей репортажа. Данный текст сочетает в себе несколько  функционально-смысловых типов речи. Преобладающим является повествование, так как основная цель автора –  рассказать о восхождении на Таганай. Материал включает в себя несколько эпизодов, события излагаются последовательно. Причем изложение событий сопровождает присутствие автора. Меньшим по объему, но не менее значимым является описание природы: «мостик, снеговик, шишка на дереве», «черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг». Описание позволяет сделать читателя «очевидцем» события. Этот тип речи сопровождает большое количество деталей, назначение которых – показать реальную обстановку. Это становится возможным благодаря введению микротекстов – пейзажных зарисовок: «А на улице тишина. Громады сосен вокруг поляны, на которой мирно дремлют домики приюта. Уханье птицы вдалеке. И черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг. А в уголке, наблюдая за всем этим великолепием, стережет ночной покой молодой пастушок-месяц». Функции описание в данном репортаже – дать детальную характеристику места события («у входа в национальный парк Таганай») и времени события («снеговик», «стережет ночной покой молодой пастушок-месяц»).  Именно переход от одного типа речи к другому создает динамику повествования.

  1. Динамичность повестовования

Динамичность достигается  за счет:

  • частого употребления глаголов: «случилось», «посмотрели», «начинаем», «дремлют» и т.д.;
  • быстрой смены событий: «4:00. Сбор, плотный завтрак и – в путь… 5:15. На вокзале…»;
  • описания собственных переживаний: «восхитил героизм участников группы», «радостно обсуждаем»;

 

  • включения диалога:

-Алло?

-Это Юра, привет!

  1. Создание эффекта присутствия

Создается за счет употребления глаголов в форме настоящего времени: «начинаем», «дремлют», «отправляемся». Этому способствует и указание времени: «4:00», «5:30». Автор подробно описывает  все, что встречается на пути туристов, уделяет внимание каждой детали: «Пришлось вновь кипятить воду и делать макароны на сгущенном молоке», «сижу дома, рассматриваю старые фотографии».

  1. Наличие авторского «я»

Повествование идет от первого  лица. Авторское «я» создается за счет употребления глаголов в форме 1 лица единственного числа: «сижу», «рассматриваю», «думаю». За счет субъективного восприятия создается определенный эмоциональный настрой: «радостно обсуждаем», «дружной колонной», «с массой впечатлений». Текст отличается эмоциональностью, о чем свидетельствует большое количество восклицательных знаков

Участие автора в повествовании  движет сюжет: «видимо, девиз автотракторного  факультета и лично мой «Будь  в движении» сыграл свою роль - я  не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома»; эмоционально окрашивает изложение: «с массой впечатлений и мыслями о следующем походе». В данном материале автор является не только очевидцем события, но и его участником. Присутствие авторского «я» обуславливает основные черты репортажной речи – гибкость, подвижность и многообразие. Благодаря наличию авторского «Я» в репортаж вводится чужая речь, которая создает особую атмосферу и динамичность повествования,  усиливает достоверность происходящего. В данном материале диалог выполняет чисто информативную функцию и не является характерологическим средством. Прямая речь сохраняет черты разговорного стиля, что делает текст более экспрессивным, оживляет повествование.

В материале есть эмоциональное  лирическое отступление от основной линии событий, зарисовка, которая  тоже является доказательством наличия  авторского мнения в тексте, его  сопереживания: «А на улице тишина. Громады сосен вокруг поляны, на которой мирно дремлют домики приюта. Уханье птицы вдалеке. И черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг. А в уголке, наблюдая за всем этим великолепием, стережет ночной покой молодой пастушок-месяц».

Информация о работе Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»