Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа
Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;
изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39
Для подробного изучения заметки была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Юлии Васильевой и Валерия Истомина «Закатаем рукава, уважаемые!» (Технополис. – 2010. – №6 (1658). – С. 1).
Тема заметки – субботник, проведенный студентами ЮУрГУ. Материалы на подобные темы являются очень актуальными весной, когда встает вопрос об уборке городских территорий.
Заметка посвящена рассмотрению одной основной проблемы: загрязнения пляжей, парков, природных территорий и общественных мест: «объемы вывозимого мусора не порадовали».
Основная цель – рассказать о субботнике, в котором участвовали студенты ЮУрГУ. Побочная цель – пропаганда проведения субботников, активной жизненной позиции: «проведение субботников – очень важное мероприятие», «выйти на субботник – сделать приятное в первую очередь себе».
Этот материал является событийной заметкой, так как предметом отображения является общественно значимое событие.
Заметка содержит следующие типы информации:
Заметка строится по принципу перевернутой пирамиды, так как материал излагается от более значимых аспектов к менее значимым:
Виды текстового времени:
В этой заметке представлено только объективное пространство: «в Челябинске», «городской пляж Шершневского водохранилища», «пляжей», «улиц».
Для подробного изучения интервью была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Анны Иванцовой «Дебаты и Догматы» (Технополис. – 2010. – №6 (1668). – С. 8).
Этот материал является информационным интервью, так как он нацелен на сбор новостной информации, имеет небольшой объем и содержит ответы на ключевые вопросы:
Журналист беседует с Айратом Каюмовым, президентом Уральской федерации дебатов. Тема интервью – ролевая игра «Дебаты». Собеседник интересен для аудитории, так как он проводит игры в ЮУрГУ, и каждый читатель газеты «Технополис» имеет возможность на нее прийти. Герой интервью является близким для аудитории, потому что он тоже обучается в ЮУрГУ.
В процессе беседы журналист придерживается партнерского стиля поведения. Сбор информации происходит в условиях диалога, равноправного общения. Журналист придерживается принципов открытости, толерантности, уважения к собеседнику.
По структуре вопросы являются прямыми, так как относятся непосредственно к теме интервью. По строению – открытые, так как требуют развернутого ответа.
Вопросы для интервью составлены грамотно, они освещают тему со всех сторон. Вопросы не являются банальными, журналист задает их вежливо, корректно, не пытаясь спровоцировать собеседника. Однако распространенной ошибкой журналиста являются вопросы два в одном или даже три в одном: «Кто первым придумал дебаты? Есть ли аналоги вашему клубу?»
Один из вопросов содержит «недиалогический» элемент, т.е. авторский комментарий, мнение журналиста по данному вопросу: «Вы не думаете, что умение человека доказать любую точку зрения, преподнести черное как белое может быть вредным для общества? Заплатят такому мастеру слова определенную сумму – и он продвинет негативную идею?»
Лидер-абзац является прямым. Интервью имеет свободную композицию, так как новые вопросы журналиста не связаны с предыдущими ответами. Вопросы можно легко переставлять местами или убирать. Заключение содержит итоговое суждение журналиста, приглашение к участию в играх: «Ждем вас в дебат-клубе ЮУрГУ»
Наименее распространенными в газете являются аналитические жанры. Из них самыми популярными оказались рецензия, аналитическое интервью, обзор, анкета.
В нашем исследовании мы рассматриваем жанр рецензии. Для подробного анализа была разработана система критериев. На основе данных критериев анализа рецензии была составлена таблица.
Сравнительный анализ рецензий
Название материала Критерий анализа |
Новый старый «Шерлок Холмс» (Технополис. – 2010. – №2 (1654). – С. 11) |
Крайне неоднозначный фильм (Технополис. – 2010. – №16 (1668). – С. 6) |
Информационное явление |
Фильм «Шерлок Холмс» режиссера Гая Риччи |
Фильм «Край» режиссера Алексея Учителя |
Цель |
Рассказать аудитории о том, что данный фильм не достоин ее внимания: «Почему же мне так не понравился «Шерлок Холмс» 2009 года? Поясню». |
Рассказать аудитории о фильме и своих впечатлениях: «в процессе просмотра фильма «Край» меня посетила целая гамма различный чувств» |
Тезис, раскрываемый в публикации |
«Да простят мне читатели мое чересчур критичное мнение, но «Шерлок Холмс» Гая Риччи – это невообразимая чушь». |
«И все же «Край» Алексею Учителю скорее удался, нежели провалился». |
Наличие структурно необходимых элементов композиции |
|
|
Образ автора и авторская оценка |
Образ автора в тексте ярко выражен, так как вместо местоимения «мы» и глаголов совместного действия он употребляет местоимение «я». Автор отрицательно относится к фильму: «невообразимая чушь», «исполнители главных ролей… даже рядом не стояли с Василием Ливановым и Юрием Соломиным», «очередной случай паразитизма на классике», «Конан Дойл наверняка не раз и не два в гробу перевернулся!». Характер оценки абсолютный так как речь идет об одном произведении. |
Вместо местоимения «мы» и глаголов совместного действия он употребляет местоимение «я». Авторская оценка неоднозначна: «с одной стороны, нравится, а с другой – нет». Несмотря на то, что большая часть статьи посвящена критике фильма, а меньшая – его положительным моментам, в последнем абзаце он пишет, что фильм «скорее удался, нежели провалился». Характер оценки абсолютный так как анализируется одно произведение. |
Образы персонажей |
|
|
Ведущая идея рецензии |
Классическое произведение сильно искажается, превращаясь в «синтетический блокбастер»: «в современной киноиндустрии произошел очередной случай паразитизма на классике». |
Это неидеальный, спорный, неоднозначный фильм. Режиссер включил в него много лишнего: «А.Учитель, похоже, и сам не до конца понял, каким должен быть фильм» |
Типологические характеристики |
По объему – минирецензия, так как занимает половину полосы, по числу анализируемых произведений – монорецензия, так как рассматривает одно произведение, по теме – кинорецензия, так как анализируется художественный фильм |
По объему – минирецензия, так как занимает примерно треть полосы, по числу анализируемых произведений – монорецензия, так как рассматривает одно произведение, по теме – кинорецензия, так как анализируется художественный фильм |
Аргументация, использование системы доказательств |
|
|
Лексико-стилистическая характеристика |
Рецензия написана на простом, понятном аудитории языке. Автор часто употребляет разговорные и просторечные конструкции: «начало фильма несколько ошарашивает», «извините, Гай Риччи, вы это всерьез?! Вы хоть один роман Конан Дойля читали?» Основным выразительным средством, которым пользуется журналист, является ирония: «Шерлок Холмс – этакий мачо 19 века – дерется как тигр, стреляет как ковбой», «он машет руками так, как не снилось, наверное, и Рембо». В тексте преобладает жесткая оценочная лексика. |
Это ясная по содержанию и форме рецензия, которая излагается доступным языком для категории читателей, которой она адресована. Эмоциональный тон повествования жесткий: «ну зачем режиссер включил так много лишнего?», «почему без них в фильме нельзя было обойтись – неизвестно». Преобладает оценочная лексика: «весьма и весьма неидеальный», «удачные персонажи», «без минусов… не обошлось» |
Актуальность |
Рецензия опубликована 12 февраля 2010 года. Премьера фильма состоялась 31 декабря 2009 года. В связи с этим рецензия потеряла свою актуальность из-за несвоевременного опубликования. |
Рецензия опубликована 11 октября 2010 года. Премьера фильма состоялась 23 сентября 2010 года. В связи с этим данный материал является актуальным информационным продуктом. |
Наличие четкого вывода |
Итог рассуждений автор |
Авторский вывод содержится в последнем абзаце текста: «получилось самое главное – фильм смог задеть за живое». |
По результатам анализа, проведенного на основе выпусков газеты «Технополис» 2010 года (январь – декабрь), можно сделать вывод, что в ней преобладают информационные жанры, меньший объем занимают аналитические, а художественно-публицистические отсутствуют. Авторы текстов, будь то профессиональные журналисты, студенты или работники вуза, соблюдают основные жанровые критерии при написании материалов.
Заключение
Наше исследование позволило выполнить следующие задачи: мы проанализировали научную литературу по проблеме жанровых классификаций. Благодаря этому, смогли сделать вывод о том, что в современной России и мире ведется работа по теоретической базы, разрабатываются новые классификации жанров журналистики. Мы изучили историю формирования и типологию студенческой прессы и на основе этого сделали вывод о ее месте в системе современных СМИ России. Мы проанализировали материалы газеты «Технополис» и сформировали представление о системе жанров этого СМИ.
В современных СМИ
наблюдается тенденция к увелич
Эта тенденция свойственна и газете «Технополис». Мы считаем, что для достижения наибольшей популярности газете необходимо включить в свое пространство художественно-публицистические жанры.
Таким образом, для успешной работы СМИ, в том числе и газеты «Технополис», нужно разработать единую классификацию жанров журналистики с учетом условий их взаимопроникновения и смешения, а также всех жанрообразующих факторов. Все это необходимо для того, чтобы цели журналистской работы воплощались в жизнь наиболее четко, грамотно и продуманно.
Библиографический список
А. Болкунов // Режим доступа: http://www.journ-lessons.com/
Изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 336 с.
М.Н. Ким // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/
Информация о работе Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»