Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.
Цель предусматривает решение задач.
- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.

Содержание работы

Введение
Оперативно-розыскная деятельность
Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий
Использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела
Порядок передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в суд.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртского государственного университета»

Филиал ГОУ ВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Криминалистика

Тема: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

 

К.ю.н., доцент

Камашев Г.М.

 

 

 

Кудымкар, 2013

Содержание

 

 

Введение

3

1

Оперативно-розыскная  деятельность

5

1.1

Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД

5

1.2

Виды оперативно-розыскных мероприятий

8

2

Использование (реализация) результатов  ОРД в уголовном процессе 

 

10

2.1

Результаты оперативно-розыскной деятельности

10

2.2

Результаты оперативно-розыскной  деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела

15

2.3

Порядок передачи результатов  оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в  суд.

17

2.4

 

22

 

Заключение

27

 

Список литературы

28


 

 

Введение

 

  В статье 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Результаты оперативно-розыскной  деятельности (далее ОРД), могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех  фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.

Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.

Цель предусматривает решение задач.

- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографии.

В первой главе курсовой работы освещаются вопросы понятия, задачи, принципы, правовая основа ОРД, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении  ОРД, виды оперативно-розыскных мероприятий.

Во второй главе работы исследуется использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе.

В ходе написания работы использованы труды отечественных  юристов, а так же законодательные акты РФ, учебная литература, материалы оперативно-розыскной деятельности, судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оперативно-розыскная  деятельность.

1.1 Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД

 

В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность - это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

  Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Задачами оперативно-розыскной  деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление  лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска  лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся  от уголовного наказания, а  также розыска без вести пропавших;

- добывание информации  о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества,  подлежащего конфискации.

Принципы оперативно-розыскной  деятельности:

Оперативно-розыскная  деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Правовая основа оперативно-розыскной  деятельности:

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативные  акты, регламентирующие организацию  и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Соблюдение прав и  свобод человека и гражданина при  осуществлении оперативно-розыскной  деятельности:

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, при проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление  оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Органам (должностным  лицам), осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, запрещается:

- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

- фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

 

 

 

1. 2 Виды оперативно-розыскных мероприятий

 

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для  сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов  и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений,  зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств.

9. Контроль почтовых  отправлений, телеграфных и иных  сообщений.

10. Прослушивание телефонных  переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных  мероприятий может быть изменен  или дополнен только федеральным  законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

 

1.3 Основания  для проведения оперативно-розыскных  мероприятий

 

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий  являются:

1. Наличие возбужденного уголовного  дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, а также  о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,  если нет достаточных данных  для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся  от органов дознания, следствия  и суда или уклоняющихся от  уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных  трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе