Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.
Цель предусматривает решение задач.
- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.

Содержание работы

Введение
Оперативно-розыскная деятельность
Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий
Использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела
Порядок передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в суд.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федеральных  законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Запросы других органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о  применении мер безопасности  в отношении защищаемых лиц,  осуществляемых уполномоченными  на то государственными органами  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям,  составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам,  связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность  для жизни и здоровья людей,  а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию  в оперативно-розыскной деятельности  или о доступе к материалам, полученным в результате ее  осуществления.

4. Об установлении  или о поддержании с лицом  отношений сотрудничества при  подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий.

5. По обеспечению безопасности  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

6. О предоставлении  либо об аннулировании лицензии  на осуществление частной детективной  или охранной деятельности, о  переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности  и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей  Российской Федерации, если федеральными  конституционными законами или  федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей  субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав  муниципальных образований, муниципальных  должностей, замещаемых на постоянной  основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной  гражданской службы субъектов  Российской Федерации;

6) должностей муниципальной  службы;

7) должностей в государственной  корпорации, Пенсионном фонде Российской  Федерации, Фонде социального  страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового  договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности  и полноте сведений, представляемых  лицами, замещающими должности, указанные  в пункте 1 настоящей части, если  федеральными конституционными  законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими  должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений  и запретов, которые установлены  Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте  сведений, представляемых гражданином,  претендующим на замещение должности  судьи.

(часть третья введена  Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование  (реализация) результатов  ОРД  в уголовном процессе.

2.1 Результаты оперативно-розыскной деятельности.

 

При решении  вопросов, связанных с представлением результатов оперативно-розыскной деятельности  органу дознания, следователю, в суд, необходимо руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, устанавливающими поводы и основание к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, доказательства, виды доказательств, порядок их собирания и проверки.

С точки зрения уголовного процесса результаты оперативно-розыскной  деятельности - это полученные в  соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Приведенное определение  результатов оперативно-розыскной  деятельности  имеет узкое  уголовно-процессуальное значение. Наряду с этим результаты оперативно-розыскной деятельности, имеют и оперативно-розыскное значение. Соответственно результаты оперативно-розыскной деятельности, следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия.

В широком смысле под результатами оперативно-розыскной деятельности следует понимать - сведения, полученные в ходе ее осуществления, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, необходимые для принятия решений о допуске к видам деятельности, указанным в части второй ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также фактическое использование таких сведений для решения задач оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса.

  Результаты оперативно-розыскной деятельности в процессуальном их значении представляют собой информацию, основанную, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь как материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей, так и характер вербальной информации, не имеющей документального закрепления.

  В оперативно - розыскном значении результатами оперативно - розыскной деятельности  могут быть и конкретные события, действия и их последствия в виде предупреждения, пресечения конкретного преступления, разобщения преступной группы, ликвидации условий для совершения преступления, дезинформации преступников и др. Такого рода результаты оперативно - розыскной деятельности в реальной практике далеко не всегда ориентированы на уголовный процесс и не являются собственно информационным продуктом, а скорее результатом, следствием практического использования информации.

            Результаты оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности  в целом отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, справках-меморандумах, сводках, отчетах, актах оперативного сотрудника, сообщениях конфидентов, объяснениях участников оперативно-розыскных мероприятий или заявлениях граждан, актах или иных документах того или иного ведомства и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно - розыскных мероприятий.

В случае проведения в рамках оперативно-розыскной деятельности  оперативно-технических мероприятий (ОТМ) либо использования при проведении оперативно - розыскных мероприятиях технических средств результаты оперативно-розыскной деятельности  могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.). Даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояко - как фактические данные или как сведения о фактах.

Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами оперативно-розыскной деятельности, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом оперативно- розыскного мероприятия, и фиксируют итог его действий. Следовательно, результатами оперативно-розыскной деятельности являются сведения, которые отражены в оперативных документах, но не сами эти документальные источники. Иначе говоря, результаты оперативно-розыскной деятельности - это не фактические данные, а сведения о фактах.

При представлении и использовании  результатов оперативно-розыскной  деятельности в уголовном процессе речь идет не столько о документальных носителях информации, сколько об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. Оперативно-служебная документация является средством фиксации информации, которое призвано облегчить собирание и проверку доказательств, зафиксировать сведения о признаках общественно опасного деяния и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

       Осуществление оперативно-розыскной  деятельности наряду с добыванием информации предполагает ее использование и принятие решений процессуального характера. Например, результаты проверочной закупки могут служить основанием для принятия процессуальных решений (возбуждения уголовного дела) и (или) проведения следственных действий (обыск, выемка, осмотр места происшествия). Здесь результат оперативно-розыскной деятельности, по существу, отождествляется с результатом проведения отдельного оперативно-розыскного мероприятия, а не процессуальное получение информации служит основой для ее последующего использования в рамках уголовного процесса.

В оперативно-розыскной  деятельности решение конкретной задачи, например, выявление признаков преступления, может достигаться при проведении одного оперативно-розыскного мероприятия. Здесь результатом служит наличие конкретной и достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности, хотя такая информация не обязательно должна быть использована в уголовно-процессуальном порядке либо используется не сразу. Так, принятие процессуальных решений, основанных на результатах оперативно-розыскной деятельности, либо проведение следственных действий может осуществляться лишь после проведения ряда (совокупности) оперативно-розыскных мероприятий, например наблюдения, оперативного внедрения, проверочной закупки, прослушивания телефонных переговоров, контролируемой поставки, даже если результаты любого из них уже сами по себе могли служить основанием для процессуальных решений и действий. Здесь результаты оперативно-розыскной деятельности могут рассматриваться как система проверенных и оцененных оперативных данных либо сведений о фактах.

Как уже отмечено, результаты оперативно-розыскной деятельности в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном процессе. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть реализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с необходимостью соблюдения принципа конспирации, преимущественно негласных начал оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что если речь идет о фактических данных, то они должны соответствовать объективной действительности и не могут вызывать сомнения с точки зрения их достоверности. Однако не все результаты оперативно-розыскной деятельности можно признавать в качестве достоверных, так как их необходимо проверить при помощи других данных и только по их совокупности можно с достаточной долей вероятности утверждать, что эти данные являются объективными и достоверными.

В Определении Конституционного Суда РФ также отмечается, что результаты оперативно-розыскной деятельности являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об оперативно-розыскной деятельности, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и ст. 50 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Соответственно, в процессуальном смысле о результатах оперативно-розыскной деятельности, как о фактических данных говорить преждевременно, здесь это лишь сведения о фактах, которые предстоит установить.

          Одного лишь отражения информации (сведений), даже если она и  обладает высокой степенью достоверности,  как, например, видеозапись, которая  может фиксировать время, место,  обстановку, участников события,  представляется недостаточным для признания таких фактических данных результатами оперативно-розыскной деятельности. Такая информация может рассматриваться в качестве результата оперативно-розыскной деятельности лишь во взаимосвязи с оперативно-розыскными мероприятиями, при проведении которых она (информация) была получена и (или) зафиксирована, либо обнаружен ее материальный носитель. Данное обстоятельство представляется чрезвычайно важным с точки зрения последующего официального ее использования в уголовном процессе.

В частности, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечается, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, только когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе