Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.
Цель предусматривает решение задач.
- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.

Содержание работы

Введение
Оперативно-розыскная деятельность
Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий
Использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела
Порядок передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в суд.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Проведенные оперативно-розыскные мероприятия с нарушением установленных Законом об оперативно-розыскной деятельности порядка, условий и оснований их проведения не являются легитимными и в правовом смысле оперативно-розыскной деятельности не образуют, а следовательно, и данные, полученные при их проведении, не могут официально рассматриваться как результаты оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем проведение таких оперативно-розыскных мероприятий не накладывает отпечатка на достоверность данных, полученных с нарушением закона как субъектами оперативно-розыскной деятельности, так и иными лицами. Поэтому если такие данные, в том числе ограничивающие конституционные права граждан, получены не субъектами оперативно-розыскной деятельности, но в дальнейшем обнаружены органами, уполномоченными на осуществление этой деятельности, то эти данные могут быть официально использованы в уголовном процессе и нелегитимность их происхождения не может подвергать сомнению легитимность их получения. Что касается результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных с нарушением Закона об оперативно-розыскной деятельности самими субъектами этой деятельности, то они, тем не менее, могут использоваться как вспомогательные средства для подготовки и проведения следственных действий. Это связано с тем, что результаты оперативно-розыскной деятельности не являются доказательствами, а следовательно, не нарушают конституционного положения о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

 

2.2 Результаты  оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для  возбуждения уголовного дела.

 

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводами и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об оперативно-розыскной деятельности. Предварительно собранные оперативно-розыскные сведения могут использоваться для обоснования следственных действий, указывать на необходимость (целесообразность) проведения конкретного следственного действия, определять порядок, очередность действий, их тактику, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Отдельные следственные действия могут быть проведены лишь при  наличии определенных условий. Так, допрос возможен только при установлении лица, подлежащего допросу, его вызове (доставлении) к следователю, дознавателю, прокурору. Здесь проведение оперативно-розыскного мероприятия может играть ключевую роль в установлении таких лиц, обеспечении условий для их допроса. Выемка может быть произведена, если точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию предметы и документы, имеющие значение для дела (ст. 183 УПК РФ); осведомленность может быть обеспечена и оперативным путем. Обыск проводится при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ст. 182 УПК РФ). Условием принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, формирующих предположение о нахождении имеющих значение для дела объектов в определенном месте. Такое предположение может основываться не только на данных, содержащихся в процессуальных источниках (документах), но и на информации, которую органы - субъекты оперативно-розыскной деятельности получили в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    В соответствии с межведомственной Инструкцией (Утверждена Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России, от 17 апреля 2010 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».) о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - межведомственная Инструкция) результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

               Под следственными действиями понимаются осуществляемые в установленном законом порядке следователем, органом дознания, прокурором или судом действия по собиранию, исследованию, проверке, оценке и использованию доказательств. К следственным действиям относятся осмотр, эксгумация, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования. По смыслу Закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления не только следственных, но и иных процессуальных действий, не отнесенных законодателем к числу следственных, таких как, например, наложение ареста на имущество, производство экспертизы и др.

      Так, для обеспечения исполнения  приговора в части гражданского  иска, других имущественных взысканий  или возможной конфискации на  имущество подозреваемого, обвиняемого  или лиц, несущих по закону  материальную ответственность за их действия, по решению суда может налагаться арест. Арест может быть наложен и на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого (см. ч. 1 и ч. 3 ст. 115 УПК РФ). Значение результатов оперативно-розыскной деятельности, как раз и заключается в том, чтобы собрать либо дополнить основания процессуального действия до уровня их достаточности.

Следовательно, результаты оперативно-розыскной деятельности могут являться предпосылкой проведения процессуальных действий, быть использованы для их обоснования, выступать условиями их проведения. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут выступать в качестве повода к возбуждению уголовного дела, а также являться основанием для такого процессуального решения при наличии заявления о преступлении или явки с повинной, когда имеющаяся в них информация требует оперативной проверки, добывания фактических данных, подтверждающих содержание сделанного заявления.

Под поводами к возбуждению уголовного дела рассматриваются поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники первичных сведений о признаках совершения или подготовки к совершению преступления, в том числе фактические данные, полученные оперативными подразделениями (результаты оперативно-розыскной деятельности). Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные данные в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее подразумевает их. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении и явкой с повинной. Такими источниками могут служить сообщения конфидентов, выявление признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении оперативно-розыскных мероприятий, результаты сопоставления (анализа) информации, указывающие на признаки преступления. В этой связи документальным поводом (наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).

В качестве сообщения  здесь может рассматриваться  как письменная, так и устно  сообщенная информация, а также результат  непосредственного обнаружения признаков преступления, причем рапорт о получении такой информации может составляться должностным лицом правоохранительного органа - субъекта оперативно-розыскной деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Рапорт должностного лица как участника оперативно-розыскного мероприятия, непосредственно обнаружившего признаки преступления, здесь может выступать в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в связи с чем орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела.

При получении  информации о совершенном или  готовящемся преступлении из заявления, сообщения или иных источников так  или иначе возникает необходимость  в подтверждении ее соответствующими фактическими данными. Если соответствующее должностное лицо придет к выводу, что для констатации наличия признаков преступления необходимо провести дополнительную проверку, она может осуществляться в рамках оперативно-розыскной деятельности, а не уголовно-процессуальной.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, в качестве повода к возбуждению уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом оперативно-розыскной деятельности данных в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий по проверке заявлений или оперативной информации из конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных действий по находящемуся в производстве делу о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое составляет предмет данного производства.

        Для возбуждения уголовного дела необходимо основание, которым являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления ( ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Только их наличие позволяет принять решение (вынести постановление) о возбуждении уголовного дела, положить начало уголовно-процессуальной деятельности, предварительному расследованию.

Основанием  к возбуждению уголовного дела является такая совокупность и качество фактических данных, которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления, о наличии события и его противоправности.

Такое предположение  можно сделать путем сопоставления  обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с признаками состава преступления, предусмотренного диспозициями одной или нескольких статей Уголовного кодекса, предусматривающими ответственность за действия (бездействие), сходные с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.

Указанная межведомственная Инструкция (п. 19) предписывает, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

             Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления:

- события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

- виновности лица в совершении преступления, форм его вины и мотивов;

- обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого;

- характера и размера вреда, причиненного преступлением;

-обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, смягчающих и отягчающих наказание;

- обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 73 и 85 УПК).

Установление  такой совокупности фактов и обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела при помощи доказательств, часто невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная  деятельность в соответствии с ее целями и задачами содержит функцию  познания, которая, имея отличия от познания уголовно-процессуального, назначение которого определено в ст. 6 УПК РФ, взаимосвязана с ним. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать предпосылки и условия для их установления.

       Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы как результаты оперативно-розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Собранные оперативно-розыскным  путем фактические данные сами по себе, без их получения и подтверждения  в уголовно-процессуальном порядке  доказательствами не являются. Поэтому, закон об оперативно-розыскной деятельности устанавливает возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а УПК РФ (ст. 89) закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.

Таким образом, и Закон об оперативно-розыскной деятельности, и УПК РФ допускают возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, но и ограничивают их использование в качестве доказательств.

Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе