Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.
Цель предусматривает решение задач.
- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.
Введение
Оперативно-розыскная деятельность
Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий
Использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела
Порядок передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в суд.
Заключение
Список литературы
Проведенные оперативно-розыскные мероприятия с нарушением установленных Законом об оперативно-розыскной деятельности порядка, условий и оснований их проведения не являются легитимными и в правовом смысле оперативно-розыскной деятельности не образуют, а следовательно, и данные, полученные при их проведении, не могут официально рассматриваться как результаты оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем проведение таких оперативно-розыскных мероприятий не накладывает отпечатка на достоверность данных, полученных с нарушением закона как субъектами оперативно-розыскной деятельности, так и иными лицами. Поэтому если такие данные, в том числе ограничивающие конституционные права граждан, получены не субъектами оперативно-розыскной деятельности, но в дальнейшем обнаружены органами, уполномоченными на осуществление этой деятельности, то эти данные могут быть официально использованы в уголовном процессе и нелегитимность их происхождения не может подвергать сомнению легитимность их получения. Что касается результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных с нарушением Закона об оперативно-розыскной деятельности самими субъектами этой деятельности, то они, тем не менее, могут использоваться как вспомогательные средства для подготовки и проведения следственных действий. Это связано с тем, что результаты оперативно-розыскной деятельности не являются доказательствами, а следовательно, не нарушают конституционного положения о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
2.2 Результаты
оперативно-розыскной
Результаты оперативно-
Отдельные следственные действия могут быть проведены лишь при наличии определенных условий. Так, допрос возможен только при установлении лица, подлежащего допросу, его вызове (доставлении) к следователю, дознавателю, прокурору. Здесь проведение оперативно-розыскного мероприятия может играть ключевую роль в установлении таких лиц, обеспечении условий для их допроса. Выемка может быть произведена, если точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию предметы и документы, имеющие значение для дела (ст. 183 УПК РФ); осведомленность может быть обеспечена и оперативным путем. Обыск проводится при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ст. 182 УПК РФ). Условием принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, формирующих предположение о нахождении имеющих значение для дела объектов в определенном месте. Такое предположение может основываться не только на данных, содержащихся в процессуальных источниках (документах), но и на информации, которую органы - субъекты оперативно-розыскной деятельности получили в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с межведомственной Инструкцией (Утверждена Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России, от 17 апреля 2010 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».) о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - межведомственная Инструкция) результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
Под следственными действиями понимаются осуществляемые в установленном законом порядке следователем, органом дознания, прокурором или судом действия по собиранию, исследованию, проверке, оценке и использованию доказательств. К следственным действиям относятся осмотр, эксгумация, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования. По смыслу Закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления не только следственных, но и иных процессуальных действий, не отнесенных законодателем к числу следственных, таких как, например, наложение ареста на имущество, производство экспертизы и др.
Так, для обеспечения
Следовательно, результаты оперативно-розыскной деятельности могут являться предпосылкой проведения процессуальных действий, быть использованы для их обоснования, выступать условиями их проведения. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут выступать в качестве повода к возбуждению уголовного дела, а также являться основанием для такого процессуального решения при наличии заявления о преступлении или явки с повинной, когда имеющаяся в них информация требует оперативной проверки, добывания фактических данных, подтверждающих содержание сделанного заявления.
Под поводами к возбуждению уголовного дела рассматриваются поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники первичных сведений о признаках совершения или подготовки к совершению преступления, в том числе фактические данные, полученные оперативными подразделениями (результаты оперативно-розыскной деятельности). Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные данные в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее подразумевает их. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении и явкой с повинной. Такими источниками могут служить сообщения конфидентов, выявление признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении оперативно-розыскных мероприятий, результаты сопоставления (анализа) информации, указывающие на признаки преступления. В этой связи документальным поводом (наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).
В качестве сообщения здесь может рассматриваться как письменная, так и устно сообщенная информация, а также результат непосредственного обнаружения признаков преступления, причем рапорт о получении такой информации может составляться должностным лицом правоохранительного органа - субъекта оперативно-розыскной деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Рапорт должностного лица как участника оперативно-розыскного мероприятия, непосредственно обнаружившего признаки преступления, здесь может выступать в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в связи с чем орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела.
При получении
информации о совершенном или
готовящемся преступлении из заявления,
сообщения или иных источников так
или иначе возникает
Результаты оперативно-
Для возбуждения уголовного дела необходимо основание, которым являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления ( ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Только их наличие позволяет принять решение (вынести постановление) о возбуждении уголовного дела, положить начало уголовно-процессуальной деятельности, предварительному расследованию.
Основанием к возбуждению уголовного дела является такая совокупность и качество фактических данных, которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления, о наличии события и его противоправности.
Такое предположение
можно сделать путем
Указанная межведомственная Инструкция (п. 19) предписывает, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления:
- события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
- виновности лица в совершении преступления, форм его вины и мотивов;
- обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого;
- характера и размера вреда, причиненного преступлением;
-обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, смягчающих и отягчающих наказание;
- обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 73 и 85 УПК).
Установление такой совокупности фактов и обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела при помощи доказательств, часто невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность в соответствии с ее целями и задачами содержит функцию познания, которая, имея отличия от познания уголовно-процессуального, назначение которого определено в ст. 6 УПК РФ, взаимосвязана с ним. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать предпосылки и условия для их установления.
Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы как результаты оперативно-розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Собранные оперативно-розыскным путем фактические данные сами по себе, без их получения и подтверждения в уголовно-процессуальном порядке доказательствами не являются. Поэтому, закон об оперативно-розыскной деятельности устанавливает возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а УПК РФ (ст. 89) закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.
Таким образом, и Закон об оперативно-розыскной деятельности, и УПК РФ допускают возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, но и ограничивают их использование в качестве доказательств.
Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе