Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:36, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие теоретических и проблемных моментов науки и практики, касательно комплексных исследований в судебной экспертизе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать понятие и правовую основу комплексной судебной экспертизы
Обозначить положение комплексных исследований в общей классификации судебных экспертиз
Выделить предметы объекты и методы комплексной судебной экспертизы
Изучить правовые и организационные основы назначения и проведения комплексной судебной экспертизы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития криминалистики одним
из важнейших условий совершенствования
практики расследования уголовн
Концентрация внимания и творческих
усилий ученых и практиков на проблеме
комплексных экспертиз вызвана двумя важнейшими причинами.
Первая из них состоит в том, что разработка
проблемы комплексности облегчает всестороннее
использование возможностей судебной эксперти
Объектом исследования являются правовые, методологические и организационные вопросы, возникающие при назначении, производстве и оценке результатов комплексных судебных экспертиз следователем и судом, а также нормативные акты, регулирующие назначение и производство комплексных судебных экспертиз, положения уголовного процесса и криминалистики, посвященные анализу данного вопроса, а также следственная и экспертная практика в аспекте использования комплексных судебных экспертиз как средства доказывания по уголовным делам.
Целью данной работы является раскрытие теоретических и проблемных моментов науки и практики, касательно комплексных исследований в судебной экспертизе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Методы, используемые в дипломной работе:
Кроме того в работе использовались такие общенаучные методы, как синтез, анализ, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование и конкретизация.
Теоретическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть направлены на совершенствование законодательной базы в сфере судебной экспертизы, а так же на восполнение существующих пробелов в законодательстве.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные в дипломной работе проблемы реализации норм, регулирующих судебную экспертизу, рекомендации по их устранению и предложения, касающиеся дефиниций рассматриваемого института, могут быть использованы на практике.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, указываются объект, предмет, цели, задачи, методологическая база, использованная при написании работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы комплексной судебной экспертизы и ее роль в расследовании преступлений.
Во второй главе проведен анализ положений касающихся назначения и проведения комплексной судебной экспертизы в стадии предварительного расследования.
В третей главе проанализирована акруальная проблематика науки о судебной экспертизе, и экспертной практики.
В заключении подведены итоги
исследования, имеющие практическую
и теоретическую значимость для
правоприменения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы комплексной судебной экспертизы и ее роль в расследовании преступлений
1.1 Понятие и правовая основа комплексной судебной экспертизы
Во время
расследования и раскрытия
Р.С. Белкин дает
определение понятия специальные знания:
Специальными являются знания, выходящие
за рамки общеобразовательной подготовки
и простого житейского опыта, приобретаемые
в процессе профессиональной деятельности
в той или иной области науки, техники,
искусства, ремесел, основанные на теоретических,
базовых положениях соответствующих областей
знаний и подкрепленные полученными в
ходе специального обучения или первичной
деятельности навыками. 1
Стоит отметить,
что специальными, также являются познания,
которыми располагают сотрудники следственных
органов, прокуратуры, судов, поскольку
приобретаются по мере обучения в юридических
учебных заведениях и практической юридической
деятельности. Однако, в контексте рассматриваемых
проблем, специальными знаниями будут
именоваться такие, которыми не располагают
лица юридических специальностей, в рамках
своей профессиональной подготовки. Лица,
обладающие специальными познаниями,
называются сведущими лицами и могут выполнять
в судопроизводстве функции специалиста
или эксперта. Термин "сведущие люди"
фигурировал в Российском уставе уголовного
судопроизводства 1864 г. (врачи, техники,
художники, ремесленники и др. лица, имеющие
опыт в какой-либо области).2
Следует отметить,
что специальные познания могут использоваться
в процессуальной и не процессуальной
формах. Рассмотрим каждую из них:
В процессуальной
форме специальные познания используются
путем:
Следователь
приобретает специальные
К процессуальной
форме использования
Вопрос о необходимости
назначения экспертизы решается по усмотрению
следователя, сотрудника органа дознания,
или судьи. В соответствии со ст. 195 УПК
РФ экспертиза назначается в случаях,
когда при производстве дознания, предварительного
следствия и при судебном разбирательстве
необходимы специальные познания в науке,
технике, искусстве или ремесле.
Проанализировав
статью 196 УПК «Обязательное проведение
экспертизы» можно выделить следующие
случаи назначения судебной экспертизы:
Рассмотрев
статью 57 УПК, отметим, что экспертиза
проводится экспертами соответствующих
учреждений (в Российской Федерации функционирует
система экспертных учреждений) либо иными
специалистами, назначенными лицом, производящим
дознание, следователем, прокурором и
судом. В качестве эксперта может быть
вызвано любое лицо, обладающее необходимыми
познаниями для дачи заключения. Требование
лица, производящего дознание, следователя,
прокурора или суда о вызове эксперта
обязательно для руководителя предприятия,
учреждения или организации, где работает
эксперт. Вопросы, поставленные перед
экспертом, и его заключение не могут выходить
за пределы специальных познаний эксперта.
Анализируя деятельность
экспертов государственных экспертных
учреждений, необходимо рассмотреть Федеральный
Закон № 73 от 31 мая 2001 года "О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации", регламентирующий деятельность
судебных экспертов. Закон в ст. 4 провозглашает
следующие принципы государственной судебно-экспертной
деятельности: законность; соблюдение
прав и свобод человека и гражданина, прав
юридического лица; независимость эксперта;
объективность, всесторонность и полнота
исследований, которые необходимо проводить
с использованием современных достижений
науки и техники.
К этим принципам
следует отнести и соблюдение государственными
судебно-экспертными учреждениями одного
профиля единого научно-методического
подхода к экспертной практике, профессиональной
подготовке и специализации экспертов
(ст. 11).
Анализируя законодательство, отмечаем, что в законе подробно регламентированы обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (ст.ст. 14, 15). На него возложены, наряду с функциональными обязанностями по организации производства экспертиз, также обязанность контроля за полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая при этом принципа независимости эксперта.
Федеральный закон определяет статус судебного эксперта. Им является сотрудник соответствующего учреждения, производящий экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей4 (ст. 12).
Наряду с обязанностями, которые определены нормативными актами5 (ст. 57 УПК РФ и соответствующие положения ведомственных Приказов и Инструкций), Закон запрещает эксперту выполнять экспертизы вне рамок своих должностных обязанностей - "осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта (ст. 16)".
Также, следует отметить, что Закон в ст. 41 фактически регламентирует выполнение судебных экспертиз лицами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, но обладающих специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, Он распространяет на них действие тех статей закона, которые определяют принципы судебно-экспертной деятельности, права и обязанности эксперта.
Федеральный Закон определяет порядок осуществления комиссионной экспертизы6 (ст.ст. 21, 22), а также выделяет в качестве самостоятельной комплексную экспертизу7 (ст. 23), хотя и относит ее к разновидности комиссионной. УПК (ст. 200, 201) четко разграничивает эти два вида экспертиз.
Проанализировав законодательство,
закрепляющее правовой статус судебной
экспертизы в целом, перейдем к рассмотрению
положений относящихся к
Изучив труды ученых, в том числе, таких как Р.С. Белкин, Е.Р. Россинская, считаем необходимым выделить ряд аспектов комплексных исследований: методический, методологический, теоретический, правовой, организационно-структурный и управленческий. Для обозначения комплексного исследования, в научной литературе и экспертной практике употребляются различные термины (комплексирование, комплексность): комплексная экспертиза, комплексное экспертное исследование, наконец, комплекс экспертиз, проводимых в отношении одних и тех же вещественных доказательств по делу. В связи с этим, считаю нужным рассмотреть содержание терминов приведенных выше.
Необходимо четко
Известно, что комплексный
подход отражает взаимодействие наук.
Это можно объяснить, обратив
внимание на тенденции современной
науки в целом. Институт комплексной
экспертизы обусловлен расширением
возможностей судебной экспертизы, возможностью
более глубокого исследования информации,
содержащейся в вещественных доказательствах
и процессами интеграции научного знания.
Во-первых, нас стыке нескольких
наук удается открывать новые
возможности для практической реализации
научных разработок, как следствие
обнаружения новых
Во-вторых, опыт показывает,
что наиболее эффективным является
использование методов из разных
областей науки применительно к
одному исследованию. Формирующиеся
при этом новые области научного
знания, открывающие большие
В-третьих, реализация комплексности исследования не редко происходит в отношении одного и того же объекта. В таких случаях, при наличии некоторой общности целей, ученые решают специфические задачи, при этом действуя в интересах той науки, которую они представляют. Вместе с тем достигается наиболее полное видение объекта исследования и всесторонность его изучения.
Исходя из анализа научной литературы, необходимо сказать о негативных последствиях смешения понятий "комплексное экспертное исследование", "комплексная экспертиза", "комплекс экспертиз". Это стоит заметить потому, что в литературе, под комплексной экспертизой иногда подразумевается то, что в действительности образует комплекс разнородных или нескольких однородных экспертиз, проводящихся в отношении одних и тех же вещественных доказательств.
Проводя исследования по данной теме, можно заметить, что комплексные исследования в рамках моноэкспертизы часто отождествляют с комплексной экспертизой, поскольку и первая, и вторая выполняются комиссионно. С этим нельзя согласиться, так как, ни объектов экспертизы (изучаемых материалов), ни количество экспертов (даже если их специальности различаются), участвующих в экспертизе, не являются главными признаками комплексной экспертизы. Свидетельством неверного понимания сущности комплексного исследования, проводимого в рамках моноэкспертизы, является разделение исследования на части либо по результатам изучения различных свойств объекта, либо по результатам применения метода.
Информация о работе Компелксные исследования в судебной экспертизе