Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:11, контрольная работа
1. Особенности возбуждения уголовного дела и планирования первоначального этапа расследования взяточничества.
2. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.
3. Особенности тактики следственных действий по делам о мошенничестве.
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра юридических дисциплин
Дисциплина «Криминалистика»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
Тема__________________________
______________________________
______________________________
Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения
Юридического факультета
Язмухамедов Р.Ф.
Проверил: преподаватель
Бадма-Халгаев Д.В.
Астрахань 2012г.
Контрольная работа № 1
Вариант № 10.
Введение
Взяточничество - одно из древнейших преступлений, известных человечеству. Цицерон называл взяточничество явлением самым преступным и наиболее постыдным.В.А. Бабанин, Б.К. Сбоев Ответственность за взяточничество //Законодательство и экономика, N 3, март 2004 г.
Современный взгляд на вечную
проблему весьма противоречив. Пресса,
радио и телевидение все чаще
внушают населению, что взяточничество
обыденное явление повседневной
жизни, ее необходимый элемент, а
потому бороться с этим злом бессмысленно.
Тем временем взяточничество становится
все более изощренным, приобретает
беспрецедентные масштабы, наносит
колоссальный урон обществу и государству.
Опасность совершения рассматриваемых
посягательств состоит в том,
что они наносят огромный вред
обществу: ведут к разложению государственного
аппарата, способствуют его коррумпированию,
лоббированию принятия антиконституционных
законов. Взяточничество является причиной
политической нестабильности, деформации
установленного порядка функционирования
государственных и
В 2000 году было зарегистрировано
7047 преступлений, предусмотренных ст.
290, 291 УК РФ; в 2001 г. - 7909; в 2002 г. - 7311; в 2003
г. - 7346; в 2004 г. - 8928; в 2005 г. - 9821. При этом
в 2001 г. было осуждено 2084 лица; в 2003, 2004,
2005, 2006 гг. соответственно - 2035, 2232, 2930, 3609.33
Статистика о взяточничестве в России
приводится по данным ГИАЦ МВД РФ. См.:
Преступность и правонарушения (2001-2005)
// Статистический сборник. М., 2006г. Следует
иметь в виду, что взяточничество
характеризуется высокой
Сопоставление статистических
данных показывает, сколь неэффективны
применяемые государством и обществом
меры противодействия
Необходимо подчеркнуть,
что борьба с взяточничеством
ведется, как правило, на уровне низового
звена Российского государства.
К тому же при отсутствии фактического
равенства граждан перед
Зачастую взяточничество связано с совершением других преступлений: организованными хищениями имущества, контрабандой, легализацией денежных средств, приобретенных незаконным путем, мошенничеством и т.д., что значительно повышает силу его разрушительного воздействия на основы жизнедеятельности государства и представляет угрозу национальной безопасности.
Анализ следственной и
судебной практики свидетельствует
о том, что расследование
Особенности возбуждения уголовного дела
Своевременное и обоснованное возбуждение уголовных дел о взяточничестве является одним из важнейших условий успешного их расследования.
Наиболее часто дела о взяточничестве возбуждаются по заявлениям граждан и по заявлениям взяткодателей.
На практике неоправданно редко встречаются дела о взяточничестве, поводом к возбуждению которых было бы сообщение должностных лиц или непосредственное усмотрение прокурора и работников следственных органов.
Органы прокуратуры и суда не полностью используют имеющиеся возможности, чтобы им, своевременно становилось известно о каждом случае взяточничества.
В сообщениях и заявлениях
о взяточничестве могут отсутствовать
достаточные основания к
В подобных случаях для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужна предварительная прокурорская проверка, направленная на то, чтобы выяснить, совершались ли в действительности те факты, которые стали известными из сообщения или заявления. При проведении проверки необходимо выбирать такие способы, которые не могли бы в дальнейшем затруднить расследование по делу.
Прокурорская проверка ни в какой мере не должна подменять собою следствия. Производство следствия под видом так называемой доследственной прокурорской проверки до возбуждения уголовного дела является нарушением законности и вредит успешной борьбе с преступностью.
Поводом для возбуждения уголовного дела о взяточничестве являются поступающие в органы предварительного следствия и дознания письменные и устные сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, явка с повинной, статьи, заметки, письма, сообщение в средствах массовой информации, данные, непосредственно обнаруженные оперативно-следственными органами или судом.
В заявлениях граждан либо описываются обстоятельства конкретных эпизодов взяточничества с указанием участников, либо указывается, что определенные субъекты получают взятки или приобрели какие-то блага за взятки.
В первой из названных ситуаций выдвигаются версии о том, что взяточничество имело место при обстоятельствах, указанных в заявлении, или что преступления не совершалось, а заявитель добросовестно заблуждается либо умышленно оговаривает невиновных. Эти версии должны проверяться одновременно.
Сообщения о взяточничестве проверяются в порядке ст.108 УПК РФ с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о проверке и не уничтожили улики против себя, не склонили потенциальных свидетелей к даче ложных показаний. Методы проверки могут быть следующие:
изучение структуры
и условий работы организации,
в которой работает
ознакомление с кругом его обязанностей, чтобы знать, мог ли он совершить то или иное действие;
истребование и изучение
необходимых документов для
изучение материалов, находящихся в органах милиции, прокуратуре (например, заявления, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело);
проведение, по предложению
следователя, вышестоящими
получение консультаций у соответствующих специалистов (например, у ревизора-бухгалтера, инженера, технолога и т. д.);
использование оперативных
возможностей органов
В процессе расследования взяточничества устанавливаются и подлежат доказыванию обстоятельства:
имеет ли место факт
передачи должностному лицу
время, место, способ,
размер, характер и другие
содержание совершенного
должностным лицом за взятку
служебного действия или
обстоятельства, смягчающие
или отягчающие
условия, способствующие
совершению криминального
Проверка версий начинается с подробного опроса заявителя, у которого детально выясняется, откуда и как ему стало известно о преступлении, при каких обстоятельствах оно было совершено, где и когда передавалась взятка, кто был инициатором взяточничества, кто при этом присутствовал, что является предметом взятки. Заявителю обязательно задается вопрос о том, что побудило его к обращению в органы расследования. Объяснения заявителя должны проверяться прежде всего путем изучения документов, отражающих действия, за выполнение которых передавалась взятка. Проверка должна проводиться скрытно от предполагаемых субъектов деяния. В ряде ситуаций обращению в органы расследования предшествуют конфликты заявителя с лицами, которых он обвиняет. В этих случаях необходимо незамедлительно изымать документы, отражающие указанные операции, а также те, в которых фиксируются контакты предполагаемых взяткодателей и взяткополучателей: переписка, счета на телефонные переговоры, журналы регистрации посетителей и записи на прием и т.д. Конспиративное изучение документов может быть завуалировано (проведение бухгалтерской ревизии, имущественный спор в арбитраже или суде, банковская проверка счетов, претензии налоговой инспекции и т.д.).
Одновременно следователь,
производящий проверку материалов о
взяточничестве, должен ознакомиться
со структурой и условиями работы
в учреждениях, подразделениях, где
предположительно совершено преступление;
правилами выполнения операций, за
которые, возможно, вручена взятка;
правами и обязанностями
В некоторых заявлениях не
содержится конкретных сведений о личности
взяткодателей или
Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных или вневедомственных проверок, необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов. В большинстве случаев заключения проверяющих основываются на сообщениях граждан, объяснениях, собранных у работников организации; выявленных при этом нарушениях, допускаемых при выполнении отдельных действий.
Характер и размер ущерба,
причиненного преступлением, устанавливаются
в том случае, когда взятка давалась
за счет государственных или
Для выяснения обстоятельств, отягчающих вину участников преступления или освобождения от уголовной ответственности следует установить:
не занимает ли должностное лицо, получившее взятку, ответственное положение;
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Криминалистика"