Криминалистическое исследование письма и письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В рамках данной курсовой работы мы постараемся раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.
Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных задач при раскрытии преступления.

Содержание работы

Содержание

Введение 2
1 Криминалистическое исследование письма и письменной речи. 4
1.1 Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи 4
1.2 Криминалистическое почерковедение и автороведение 11
2 Современные диагностические методики исследования в судебном почерковедении 17
2.1 Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи 17
2.2 Психодиагностика почерка подозреваемых 25
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Криминалистическое исследование письма.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

     В рамках данной курсовой работы мы постараемся раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.

     Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных задач при раскрытии преступления.

     Развитие новейших методик криминалистики, в частности криминалистического документоведения, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать авторство исполнителя того либо иного документа.

     Подобные  методики позволяют определить национальность, регион проживания, регион приобретения письменных навыков, пол, возраст и даже судить о причастности лица к совершению преступления.

     Изложенное  позволяет сделать вывод о  том, что вопросы совершенствования диагностических методов в криминалистике вообще, и в судебном почерковедении в частности, сейчас являются актуальными и проблемными. Особую актуальность они приобрели на современном этапе реформы системы криминалистики.

     Вопросы диагностических методов в судебном почерковедении рассматривались многими криминалистами.1 В частности, соответствующие исследования изложены в научных работах  и других ученых2. Вместе с тем, существует немало нерешенных вопросов, спорных утверждений, недостаточно развитых положений. Авторы многих работ вырабатывают свои варианты определения понятия диагностических методов в судебном почерковедении. Различны взгляды авторов и на содержание диагностических методов в судебном почерковедении

     Объектом  научного анализа настоящей работы является совершенствование диагностических методов в судебном почерковедении.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

     Целью представленной работы выступает комплексный  теоретико-правовой анализ диагностических методов в судебном почерковедении, проведенный по следующим направления:

  • всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования диагностических методов в судебном почерковедении;
  • рассмотрение проблем применения современных диагностических методов в судебном почерковедении.

     В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

  • выявить тенденции развития диагностических методов в судебном почерковедении;
  • рассмотрение проблем реализации диагностических методов в судебном почерковедении в рамках действующего законодательства. 

1 Криминалистическое исследование письма и письменной речи.

1.1 Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи

 

 

    Освоение  письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

    При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного  текста, его смысловая и графическая  стороны, хотя по ним решаются различные  задачи: по письменной речи устанавливается  автор документа, а по почерку  его исполнитель.3

    Возможность установления автора и исполнителя  рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических  навыков. Их проявление в виде идентификационных  признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

    Формирование  письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается  человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.

    Сохранение  привычного стереотипа проявляется  и при попытках преднамеренного  искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

    Автоматизм  письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

    Индивидуальность  и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и  графических навыков позволяют  идентифицировать личности автора и  исполнителя документа.

    Под письменной речью понимается отражение  в рукописном изложении психофизических  и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и  уровень грамотности пишущего.

    Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

    У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

    В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием  анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.

    Содержание  документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

    какую цель преследовал автор при его  составлении;

    причину, побудившую к составлению анонимного документа;

    наличие в тексте сведений о малоизвестных  фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.

    Форма документа внешнее выражение  его содержания характеризуется  грамматическими, лексическими и стилистическими  признаками.

    Грамматические  признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

    Орфографические особенности письменной речи это  правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в  роде; падеже; склонениях и спряжениях.

    Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.

    Пунктуация  представляет собой устойчивые, привычные  для автора способы расстановки  знаков препинания, посредством которых  производится смысловое членение письменной речи.

    Авторы  документов, как правило, по-разному  пользуются знаками препинания одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.

    Привычный способ построения предложений, а также  стабильность грамматических ошибок или  отсутствие таковых все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.

    В зависимости от наличия в документе  грамматических ошибок общий уровень  грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.4

    Признаки  почерка как особенности письменно-двигательного  навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

    Устойчивость  почерка представляет собой относительное  постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

    Вариационность  почерка результат реакций организма  на изменяющиеся условия написания  документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные это  те, которые не зависят от воли и  сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого или маскировке собственного почерка.

    Неумышленные  изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, "красиво", в другом бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например, в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

    Вариационность  почерка не препятствует идентификации  исполнителя текста, когда она  учитывается как следователем при  подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

    Индивидуальность  почерка это неповторимая совокупность особенностей системы движений при  исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.

    2. Качественно-количественные характеристики  почерка делятся на топографические,  общие и частные.

    Топографические признаки почерка это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.

    К топографическим признакам относятся:

    Поля  отступы от четырех обрезов листа  бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

    Абзацы  части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

    Расположение  строк обычно бывает горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

    По  форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге над линиями, на линиях, без соблюдения линий.

    Перенос слов делают не все пишущие. При его  отсутствии исполнители документа  либо не дописывают строку и переходят  на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке посредине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

Информация о работе Криминалистическое исследование письма и письменной речи