Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 14:09, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы мы постараемся раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.
Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных задач при раскрытии преступления.
Содержание
Введение 2
1 Криминалистическое исследование письма и письменной речи. 4
1.1 Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи 4
1.2 Криминалистическое почерковедение и автороведение 11
2 Современные диагностические методики исследования в судебном почерковедении 17
2.1 Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи 17
2.2 Психодиагностика почерка подозреваемых 25
Заключение 28
Библиографический список 30
Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными. К средним относят те, при которых между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).
Выделение слов их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.
Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.5
Положение нумерации страниц текста слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.
Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.
Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, это:
Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.
Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных прописей.
Средневыработанный
почерк имеет обычный темп письма
и такую же координацию движений.
Наблюдается недостаточная
Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, а с другой стороны однотипное выполнение разных букв.
Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя на двух последующих листах; слабая только на оборотной стороне листа.
Общие
признаки имеют групповое значение.
Они определяют сходство или различие
почерка в исследуемом
Частные признаки почерка это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.
Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:
Исследование документов – один из важнейших разделов криминалистики. Документы применяются в различных сферах деятельности человека и общественная опасность их подделки весьма велика. Поддельные документы применяются при совершении самых различных преступлений: в целях сокрытия мошеннических действий, убийств, хищений и др. Одним из примеров подделки документов в период перестройки явились подложные авизо, по которым преступники получали крупные суммы денег с банковских счетов.
Прежде чем определить предмет криминалистического исследования документов, необходимо уяснить, что понимается под документом, как трактуется этот термин.
Термин "документ" происходит от латинского "dokumentum", означавшего в древнем Риме "все, что может служить свидетельством, уроком, примером". В современном языке он употребляется в узком смысле как:
,
неодушевленный предмет,
общественное выражение человеческой мысли и деятельности;
письменный акт.
Юридическое
толкование понятия "документ" шире.
Здесь на первый план выступают признаки,
характеризующие целевое
По мере развития человеческой деятельности, когда сообщения стали передаваться не только знаками и символами (телеграфными, на схемах и чертежах, научными символами), силу документов стали придавать носителям информации, выраженной и другими способаиш.
С процессуальной точки зрения все документы могут быть разделены на три группы: документы – вещественные доказательства, документы т– письменные доказательства и документы – образцы для сравнительного исследования. Криминалистическому исследованию в рамках уголовного процесса подвергаются в основном документы – вещественные доказательства. Эта группа в отличие от двух других содержит в себе материальные признаки преступления и потому незаменима по делу.
Почерковедение
и автороведение осуществляются
для решения задач
Идентификационные задачи почерковедения состоят в установлении факта выполнения конкретным лицом данного текста или различных текстов либо фрагментов текста, исполнителя подписи. Целями диагностических исследований рукописей являются: установление факта письма в необычных условиях и при необычном состоянии писавшего; установление одновременности выполнения фрагментов текста; определение давности исполнения рукописи; определение пола, возраста и других сведений об исполнителе текста.
Задача автороведения заключается в установлении автора рукописного или машинописного текста.
К
технико-криминалистическому
Отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и становления специфических особенностей письменной речи и почерка, определяющих индивидуальность последнего, а также следов как результатов изготовления и изменения документов, разрабатывающая на этой основе средства, «приемы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных следов и признаков, именуется криминалистическим исследованием документов6.
Судебное автороведение содержит концептуальные основы установления автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека.
Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных о личности автора при исследовании текста документа и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследования и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и проявляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки – лексико-фразеологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Частные – устойчивые нарушения речи, использование определенных языковых средств и др.
Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный перечень этих признаков.
1. Семантические признаки:
а) тема документа;
б) лейтмотив – основная мысль, выраженная в документе;
в) фактический материал документа – факты, знанием которых характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;
г) архитектоника – построение документа (вступление, разделы, их расположение, заключение и т. п.).
2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):
а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например "тянуть канитель");
б) лексические: архаизмы – устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.); неологизмы – новые слойа, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);
варваризмы
– иностранные слова или
вульгаризмы – грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке; употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).
3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.
4.
Топографические признаки (размещение
текста и его частей на бумаге)
поля – расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);
абзацы – наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;
строки – конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направление, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков между строками;
наличие переносов слов, промежутки между словами;
особенности окончания строк;
обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);
подпись, дата – положение относительно текста.
Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от качества и объема сравнительного материала – свободных, экспёриментальных и условно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, автором которых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в качестве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значительного объема и определенной направленности.
Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлежности к определенному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речевого обращения; д) по состоянию автора.
Экспертное автороведческое исследование складывается из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное; сравнительное; оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуществляется знакомство эксперта с материалами, устанавливается их достаточность.
Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста исследуемого документа и текстов – образцов для сравнения, выявляются общие и частные признаки, устанавливаются уровень развития и особенности навыков: стилистических, синтаксических, лексико-фразеологические свойства и т. п.
На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и частных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпадение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, восклицательных предложений и т. п.) или различие.
Информация о работе Криминалистическое исследование письма и письменной речи