Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа
Целью исследования являются: теоретико-правовой анализ проблем методики расследования присвоения и растраты, изучение важнейших аспектов расследования данного вида преступления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть понятия присвоения и растраты, определить их место среди экономических преступлений, Выявить особенности предварительной проверки первичных материалов изучаемых видов преступлений, Определить методику криминалистического расследования данных дел в частности
изучить особенности планирования расследования, установить особенности тактики производства отдельных следственных действий как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования.
Введение 3
1. Присвоение и растрата в криминалистике: теоретический аспект 5
1.1 Криминалистическая характеристика присвоения и растраты как разновидности экономических преступлений 5
1.2. Особенности предварительной проверки первичных материалов о присвоении и растрате при решении вопроса о возбуждении уголовных дел 10
2. Методика криминалистического расследования по делам о присвоении и растрате 15
2.1 Типичные ситуации и план расследования по делам о присвоении и растрате 15
2.2 Особенности тактики следственных действий, проводимых на последующем этапе расследования присвоения и растраты вверенного имущества 20
Заключение 26
Рассматривая особенности расследования уголовных дел о присвоении и растрате, нельзя не отметить, что своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела часто зависит от предварительной проверки материалов, которая предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.
В связи с тем, что содержание предмета предварительной проверки не закреплено в отдельной статье Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации10, его можно вычленить из ряда уголовно-процессуальных норм (ст. ст. 24, 140, 146, 148 УПК РФ) и определить как выяснение законности повода, достаточности основания к возбуждению уголовного дела и отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу11.
В целом ученые выделяют три группы способов проведения предварительной проверки первичных материалов о присвоении и растрате при решении вопроса о возбуждении уголовных дел: процессуальные действия; оперативно-розыскные мероприятия; действия, не предусмотренные УПК.
В ходе проверки или ревизии сотрудники органов внутренних дел вправе изымать документы либо их копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию, и составлять при этом опись изымаемых документов.
По результатам проверки или ревизии сотрудниками органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:
- о составлении рапорта
об обнаружении признаков
- о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ;
- о возбуждении дела
об административном
- о передаче материалов
по подведомственности, в том
числе для решения вопроса
о рассмотрении материалов в
рамках производства по делам
об административных
- о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
К проверочным действиям, не предусмотренным УПК РФ, можно отнести получение объяснений, ведомственную и служебную проверку и ведомственную экспертизу. В настоящее время не предусматривается получение объяснений от граждан и должностных лиц организаций в ходе проведения предварительной проверки материалов.
Ведомственная проверка может быть назначена и проводится организацией вышестоящей над проверяемой в случае, если в финансовой или хозяйственной деятельности последней будут выявлены какие-либо нарушения. Считается, что проведение ведомственной проверки вышестоящей организацией снижает заинтересованность и необъективность в исследовании события и при вынесении заключительного решения. Такая проверка может касаться финансовой и хозяйственно-распорядительной деятельности проверяемой организации. По окончании ведомственной проверки комиссия выносит заключение, которое вместе с объяснениями должностных лиц и другими материалами передается следователю.
Назначение и производство служебной проверки было рассмотрено в статье Н.И. Тимофеева и А.М Ильиной. Так, авторами отмечено, что служебная проверка проводится на предприятии перед принятием решения о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, а также при совершении работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации12, - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Для проведения служебной проверки на предприятии создается комиссия, по результатам составляется заключение, которое в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о совершенном преступлении, направляется вместе с материалами проверки в правоохранительный орган13.
Конечная цель проведения
предварительной проверки первичных
материалов о преступлении заключается
в выявлении фактических данных
о признаках преступления и возбуждении
уголовного дела на основании анализа
их достаточной совокупности. В самом
деле, следовая картина и преступный
результат служат отражением объективной
стороны состава преступления и
свидетельствуют о
В каждой конкретной ситуации
на основании анализа исходной информации,
которая содержится в первичных
материалах, следователь приходит к
определенному выводу о наличии
либо отсутствии признаков преступления,
достаточности фактических
Специфика целей предварительной
проверки первичных материалов по рассматриваемой
категории уголовных дел
Логичным
будет заметить, что при проведении
предварительной проверки первичных
материалов, как правило, имеются
достаточные данные о лице (или
круге лиц), совершившем преступление.
В них содержится информация о
предполагаемом преступнике как
о работнике организации, которому
было вверено в подотчет определенное
имущество, и руководством предприятия
или организации в
Таким образом, под достаточным основанием для возбуждения уголовного дела по делам о присвоении и растрате нужно понимать объем фактов, характеризующих отдельные элементы объективной стороны состава преступления, и не уделять в стадии предварительной проверки материалов излишнего внимания установлению субъекта преступления и субъективной стороны, что, по сути, превращает эту стадию в расследование и может привести к нарушению процессуальных сроков, установленных УПК РФ.
Характерными поводами возбуждения уголовных дел служат помимо задержания виновных с поличным ведомственные материалы, акты ревизии, инвентаризации, иных проверок, а также инициатива органов дознания, основывающаяся на результатах оперативно-розыскных мероприятий.
План расследования на первоначальном этапе должен быть сориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, собирание новых фактических данных и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления.
Следственные версии выдвигаются
с учетом имеющегося первичного материала
по поводу невыясненных обстоятельств,
о способах хищения, виновных лицах,
мотивах и целях их действий и
т.д. При этом по поводу обнаружения
недостачи имущества или
1) хищение совершено
2) хищение совершено материально
ответственным лицом (одним
3) хищение совершено другими
лицами (группой рядовых работников
данной организации с
4) недостача явилась результатом
халатного отношения
5) недостача возникла в
Естественно, нет надобности в каждом случае выдвигать и проверять все эти версии. Например, если отсутствуют данные о ненормальных условиях хранения товара и материально ответственное лицо не ссылается на них, нет данных о его халатном отношении к своим обязанностям и др., то не следует специально выдвигать соответствующие версии. Подлежат обязательному выдвижению и проверке такие версии, которые вытекают из объяснений лица, ответственного за недостающее имущество.
Иногда присвоение или растрата
маскируются инсценировкой
План расследования на первоначальном этапе должен обеспечить решение не только тактико-методических, но и организационных задач (особенно, если устанавливается, что хищение совершено организованной преступной группой). В последнем случае принимается решение о создании следственно-оперативной группы, налаживании необходимой системы взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями и т.д14.
План дальнейшего
Стержнем плана расследования по таким делам обычно бывают конкретные эпизоды хищений. Каждый из них должен иметь свой план расследования (за исключением решения общих вопросов), ибо по существу любой из них является законченным преступлением.
В плане расследования необходимо всегда предусматривать всестороннее и активное взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами. Особенно в тех случаях, когда не выявлен расхититель, не установлены существенные обстоятельства, выяснение которых затруднено без использования оперативных возможностей.
Последовательность проведения и содержание первоначальных следственных действий зависят главным образом от объема и качества имеющейся у следователя информации.
При содержании виновных с поличным первоначальными следственными действиями обычно являются:
Информация о работе Методика расследования присвоения и растраты