Методы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы: рассмотреть методику расследования преступлений совершенных несовершеннолетними.
Задачи:
1.Дать криминалистическую характеристику преступлений, совершенных несовершеннолетними;
2. Выявить особенности возбуждения и расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними;
3. Раскрыть тактику отдельных следственных действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
1.1 Обстановка совершения преступлений несовершеннолетними
1.2 Характеристика личности несовершеннолетних обвиняемых
1.3 Личность потерпевших
1.4 Способы совершения преступлений несовершеннолетних
2. Особенности возбуждения уголовного дела и планирование расследования
3. Тактика отдельных следственных действий
3.1 Осмотр места происшествия
3.2 Тактика допроса при расследовании преступлений несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

В результате преступлений, в основном насильственных (убийств, изнасилований, истязаний, похищения  людей и др.), последствия бывают более страшными, чем сами преступления. Известны случаи психических расстройств  и суицида потерпевших от преступлений. Статистический учет жертв преступлений несовершеннолетних не ведется, поэтому  невозможно иметь полную картину  последствий этих деяний.

 

1.4 Способы совершения  преступлений несовершеннолетних

 

Способ совершения преступления является предметом исследования многих правовых наук. Каждая из них изучает  это понятие не только для того, чтобы дать свое особое определение, но и, опираясь на уголовно-правовую характеристику, раскрыть его содержание и использовать для решения определенных задач.

Способ совершения преступления понимается как гибкая система, зависящая  от конкретной ситуации. Ее содержание составляют действия преступников, функционально  и структурно расчлененные на три  подсистемы: подготовка, непосредственное совершение и сокрытие. Каждая из них  может занимать определенное место  в системе; при этом две из них (по подготовке и сокрытию), характерные  для такого вида, как преступления несовершеннолетних, могут отсутствовать, так как несовершеннолетние не всегда подготавливают преступление и почти  никогда не скрывают следов.5

При совершении преступления в группе объективно возрастает возможность  применения различных способов, которые  не могут быть использованы преступниками-одиночками. При исследовании криминалистических аспектов способов совершения и сокрытия группового преступления несовершеннолетними  усматривается, что эти способы  внешне не отличаются от соответствующих  действий взрослых, но по существу имеют  некоторые особенности, влияющие на методику расследования этих преступлений.

Применяемые несовершеннолетними  способы иногда нерациональны с  точки зрения взрослого преступника, и опасность их далеко не всегда соответствует поставленным преступным целям. Подростки иногда используют способы, которые, с учетом обстановки совершенного преступления, не обеспечивают достижения поставленной преступной цели.

Чтобы понять механизм совершения преступлений несовершеннолетних, необходимо прежде всего принять во внимание действенный характер: в результате совершения преступлений причиняются вредные последствия двух видов - фактический вред конкретному лицу или объекту и в целом общественным отношениям.

Во всяком преступлении несовершеннолетних можно выделить несколько этапов: предметы, которые нередко носят  подростки (самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения  и т. п.); следы и надписи на вертикальных поверхностях; следы зубов на продуктах  питания, на выплюнутой жевательной  резинке и т. п.

Проявление в способах совершения изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства, особой жестокости, цинизма, дерзости, садизма может указывать  на то, что преступления совершены  несовершеннолетними.

При угоне автотранспорта остаются следы на замках автомобиля, на сигнализации, на руле и других деталях  управления машиной, в салоне на сиденьях, ковриках и других частях. Способ отпирания  замков, нейтрализации сигнализации дают возможность получить представление  о личности угонщика.

Мысленно представляя  себе способ совершения преступления, можно предположить, где и какие  следы нужно искать.

 

2. Особенности возбуждения уголовного  дела и планирование расследования

 

Качество и эффективность  расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависят от безотлагательного  возбуждения уголовного дела, т. к. это  не только пресекает противоправное поведение подростка, обеспечивает неотвратимость наказания за общественно  опасные действия, но и, что особенно важно, своевременно оказывает нравственно-психологическое  воздействие на подростка-правонарушителя. Чем раньше будет выявлен несовершеннолетний правонарушитель, тем полнее будут  изучены его поведение, склонности, возрастные особенности, тем больше возможностей для исправления и  перевоспитания подростка. При этом очень важно, чтобы не укрепилось представление о безнаказанности  в среде близкого окружения несовершеннолетнего  правонарушителя. Наиболее раннее выявление  правонарушения способствует прекращению  воздействия на подростка со стороны  взрослых организаторов и подстрекателей с целью сокрытия следов преступления.

В первичных материалах могут  быть следующие данные, свидетельствующие  о совершении преступления подростками:

-несовершеннолетний подозреваемый задержан во время совершения преступления, после его совершения или явился с повинной;

-потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают,

-что по внешнему виду и поведению они были, видимо, несовершеннолетними;

-несовершеннолетние или свидетели знают возраст преступников;

- обстановка места происшествия, следы и иные вещественные  доказательства свидетельствуют  о совершении преступления несовершеннолетними.

Своевременное возбуждение  уголовного дела по делам несовершеннолетних чрезвычайно важно. Сроки проверки первичных материалов (трое суток  и в исключительных случаях, ввиду  сложности и значительного объема проверки по ходатайству следователя  и дознавателя руководитель следственного  органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до десяти суток, а при необходимости  проведения документальных проверок или  ревизий руководитель следственного  органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток), установленные  в ст. 144 УПК РФ, должны быть соблюдены  неукоснительно.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), так и его детализация, предусмотренная ст. 421 УПК РФ, ст. 20 УК РФ, по признакам которой расследуется дело, спецификой и особенностями личности несовершеннолетних и обстоятельствами конкретного преступления.

Их можно подразделить на шесть  групп:

1.Событие преступления (время, место).

2.Способ и другие обстоятельства совершения преступления.

3.Виновность несовершеннолетнего обвиняемого.

4.Особенности субъекта преступления (возраст, число, месяц и

год рождения; условия жизни  и воспитания, влияние на несовершенно

летнего старших по возрасту лиц), отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

5.Характер и размер вреда, причиненного преступлением.

6.Установление причин преступления и условий, способствовавших его совершению.

Применительно к первоначальному  этапу расследования преступлений несовершеннолетних имеется несколько элементов, предопределяющих особенности складывающихся по делу следственных ситуаций и влияющих на расследование:

1.Элементы исходной следственной ситуации, связанные с содержанием преступных действий несовершеннолетних и данными о лицах, их совершивших:

-элементы, связанные с событием преступления, совершенного

-несовершеннолетними (время, место, способ и т. д.);

-последствия физического, морального и материального характера;

-количество лиц, причастных к совершению преступных действий

- (установленных и неустановленных, задержанных и не задержанных);

-установлены или не установлены несовершеннолетние, совершившие преступные действия;

-задержаны или не задержаны несовершеннолетние преступники.

2.Элементы, связанные с информацией о преступлении, совершенном несовершеннолетними:

-содержание первичной информации о событии преступления;

- источник первичной информации  о событии преступления;

-время, прошедшее с момента совершения преступных действий

-несовершеннолетними до появления информации;

-полнота, достоверность и относимость первичной информации о

-событии совершенного несовершеннолетними преступления.

3.Элементы следственной ситуации, связанные с результатами первичной работы следователя по делам данной категории:

-содержание и результаты проверки первичной информации о со

-вершенном несовершеннолетними преступлении;

-обстоятельства, доказанные на данный момент по уголовному

-делу о преступлении, совершенном несовершеннолетними или с их участием;

-содержание и количество выдвинутых следственных версий.

  1. Элементы следственной ситуации, связанные с личностью следователя, специализирующегося на расследовании преступлений несовершеннолетних, его квалификация, опыт работы и физическое и морально-психологическое состояние.
  2. Элементы, связанные с условиями работы следователя:

-уровень организации деятельности следственного аппарата в

-данном подразделении;

-техническая обеспеченность;

-наличие уголовных дел в производстве у одного следователя (загруженность);

-общественная работа следователя.6

Вследствие того, что чаще всего несовершеннолетние совершают  преступления в группе, применительно  к первоначальному этапу расследования  данной категории дел могут быть выделены следующие типичные ситуации:

1.По результату осмотра места происшествия, показаниям потерпевших и свидетелей установлены факты-признаки, указывающие на совершение преступления несовершеннолетними, но ни один из подростков не установлен и не задержан.

В данной ситуации расследование  будет направлено прежде всего на выявление данных о преступниках, подготовку информационных субъективных портретов и ориентировки для  розыскных действий, допросы потерпевшего и очевидцев события, если таковые  имеются, с целью сбора информации о преступниках. В случае установления хотя бы одного из подростков, необходимо организовать его розыск, задержание, допрос, обыск и т. д.

2.Задержан один из подростков, принимавших участие в совершении группового преступления, а остальным удалось скрыться, и личности их не установлены.7

В этом случае расследование  направлено на исследование обстоятельств  события совершенного преступления, установление причастности к нему заподозренного и задержанного лица. Далее работа по уголовному делу связана с исследованием  собранных доказательств в целях  изобличения виновного лица, разработкой  плана по установлению личности соучастников, их розыску и задержанию.

3.Третья ситуация аналогична предыдущей, но личности скрывшихся преступников известны.

4. Все несовершеннолетние  участники преступления задержаны,  но их роли в совершенном противоправном деянии не ясны. В данной ситуации возникает необходимость срочного сбора характеризующих данных о личности каждого из задержанных подростков, их Сопоставление с уже известными действиями каждого из несовершеннолетних в ходе преступления. С учетом результатов анализа данных о личности каждого и возможных действий каждого тщательно продумывается тактика допросов и их очередность для установления конкретной роли каждого участника преступного деяния.8

Кроме допросов планируются  и назначаются криминалистические экспертизы для исследования следов, обнаруженных на месте происшествия, проводятся очные ставки, предъявления для опознания, обыски у задержанных, допросы их родителей.

Успех первоначального этапа  расследования во всех ситуациях  обеспечивается быстротой неотложных следственных действий, направленных на сбор фактических данных о преступлении и преступниках, их непрерывностью и целесообразной последовательностью, выявлением очевидцев, обнаружением и фиксацией доказательств преступного деяния с помощью следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Анализ следственных ситуаций и основные направления работы в каждой ситуации позволяют перейти к программам работы в различных следственных ситуациях.

Эффективность расследования  данной категории дел во многом зависит  от результативности именно первоначального  этапа работы по уголовному делу с  обязательным составлением подробного плана расследования.

1. В случае, когда по  результату осмотра места происшествия, показаниям потерпевших и свидетелей  установлены факты-признаки, указывающие  на совершение преступления несовершеннолетними,  но ни один из подростков не установлен и не задержан, необходимо провести следующие действия:

- допросить потерпевшего (обязательно  уточнить, не остались ли на виновном, его одежде какие-либо следы, повреждения);

-организовать преследование «по горячим следам» и поиск несовершеннолетних в местах возможного их пребывания;

-выявить и допросить свидетелей-очевидцев;

-с целью сбора информации необходимо подготовить субъективный портрет преступника и ориентировки;

-отдельное поручение сотрудникам уголовного розыска по территориальности совершенного преступления с целью обнаружения подозреваемых в местах обычного пребывания подростков или мест реализации предметов посягательства;

-организовать выезд с потерпевшим на место происшествия и   произвести осмотр.9

2.Задержан один из подростков, принимавших участие в совершении группового преступления, а остальным удалось скрыться, и личности их не установлены:

-произвести осмотр места происшествия;

-допросить потерпевшего;

-допросить свидетелей;

-допросить подозреваемого по обстоятельствам дела и о соучастниках;

-произвести опознание подозреваемого потерпевшим и свидетелями;

-произвести у подозреваемого обыск;

-при возникновении существенных противоречий в показаниях

-задержанного подозреваемого и потерпевшего необходимо провести очную ставку;

Информация о работе Методы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними