Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель контрольной работы: рассмотреть методику расследования преступлений совершенных несовершеннолетними.
Задачи:
1.Дать криминалистическую характеристику преступлений, совершенных несовершеннолетними;
2. Выявить особенности возбуждения и расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними;
3. Раскрыть тактику отдельных следственных действий.
ВВЕДЕНИЕ
1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
1.1 Обстановка совершения преступлений несовершеннолетними
1.2 Характеристика личности несовершеннолетних обвиняемых
1.3 Личность потерпевших
1.4 Способы совершения преступлений несовершеннолетних
2. Особенности возбуждения уголовного дела и планирование расследования
3. Тактика отдельных следственных действий
3.1 Осмотр места происшествия
3.2 Тактика допроса при расследовании преступлений несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-проверить алиби подозреваемого;
-разработать план по установлению соучастников, их розыску и
-задержанию;
-ориентировать личный состав органов внутренних дел (патруль
-но-постовую службу, участковых инспекторов, оперуполномоченных, инспекторов отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних
и т. д.) на розыск и задержание скрывшихся преступников.
3.Когда задержан один из подростков, принимавших участие в групповом преступлении, а остальным удалось скрыться, но их личности известны:
-допросить подозреваемого; выяснить, где могут находиться со
участники;
-произвести обыски по месту жительства подозреваемого и
скрывшихся соучастников с целью
обнаружения предметов
-разработать план по установлению родственников, друзей и знакомых несовершеннолетних преступников;
-организовать розыск скрывшихся соучастников в местах обычного пребывания подростков (в частности, по признакам словесного портрета и кличкам);
-принять меры по задержанию соучастников.10
4.Все несовершеннолетние участники преступления задержаны, но их роли в совершенном противоправном деянии не ясны:
- собрать характеризующие данные о личности каждого из задержанных и сопоставить с уже известными действиями каждого из них в ходе преступления;
-произвести обыски по месту жительства задержанных подозреваемых с целью обнаружения предметов посягательства, орудий преступления, документов, предметов одежды и т. д.;
-пользуясь схемой места происшествия, разработать тактику допросов задержанных подростков и их очередность;
-доказать конкретную роль каждого участника группы;
-провести опознание;
-направить отдельные поручения органам дознания на выявление
-возможных взрослых подстрекателей, пособников и соисполнителей;
-установить свидетелей среди товарищей правонарушителей.
Первый алгоритм характеризуется тем, что неотложные следственные действия могут начинаться с допросов заявителя, потерпевшего, свидетелей-очевидцев или осмотра места происшествия. Выявленные свидетели должны быть незамедлительно допрошены. Неотложность такого следственного действия, как допрос свидетелей-очевидцев, диктуется необходимостью получения сведений для установления, обнаружения и задержания несовершеннолетних преступников с учетом того, что в памяти еще свежи обстоятельства и детали происшедшего. В случае совершения несовершеннолетними насильственных преступлений на первоначальном этапе расследования производится также осмотр одежды потерпевшего и задержанного и их освидетельствование, Эти следственные действия целесообразно проводить одновременно, что позволит обнаружить не только следы преступления, но и иные следы, имеющие отношения к делу.
Рассмотрев положения, относящиеся к организации раскрытия и расследования преступлений несовершеннолетних, следственных ситуаций на первоначальном этапе расследования, планированию расследования, можно перейти к обоснованию рекомендаций по проведению отдельных следственных действий - важному элементу частной методики расследования преступлений.
3.1 Осмотр места происшествия
Характерной особенностью осмотра места происшествия преступлений несовершеннолетних является получение информации путем восприятия конкретной обстановки места происшествия с одновременным и последующим анализом результатов восприятия. Для успешного осмотра места происшествия лицу, производящему расследование, рекомендуется решить следующие три задачи в изложенной ниже последовательности.
Задача первая заключается в сборе и учете всей информации, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом первом осмотре места проишествия не следует ограничивать сбор информации под углом зрения какой-либо одной версии. Так, анализ похищенного (конфеты, дорогостоящие игровые компьютерные приставки, спиртные напитки, видео- и аудио аппаратура) дает основание для предположения о возможном совершении Преступления подростками.
Задача вторая состоит в анализе всей собранной информации и создании на базе анализа и синтеза определенных предположений, версий, которые бы объяснили происшедшее событие.
Третьей задачей является сопоставление каждой выдвинутой версии с помощью воображения и аналитического мышления (например, с фактами, подтверждающими совершение преступления подростками способы проникновения в помещение, оброненные предметы, которые обычно бывают в карманах подростков и т.д.).
При этом, применяя аналогию, важно учитывать условия, влияющие на степень вероятности выводов, сделанных таким образом. Сравнивая при осмотре места происшествия две конкретные следственные ситуации (непосредственно изучаемую и известную из опыта), прежде чем сделать вывод о возможности совершения преступления лицами одного и того же возраста, необходимо подвергнуть анализу наиболее существенные признаки, характеризующие обстоятельства совершения преступления (способ совершения и сокрытие преступления).
Данные, полученные в ходе осмотра места происшествия, в своей совокупности составят отдельные элементы происшедшего события преступления и в последствии помогут лицу, производящему расследование, собрать необходимую информацию о субъекте преступного посягательства, выделив из окружающей действительности информацию, свидетельствующую об участии в преступлении несовершеннолетних.
Анализ практики свидетельствует,
что подростки чаще всего посягают
на следующие предметы, которые можно
считать криминалистическими
-продукты, которые могут стать объектом непосредственного потребления (сладости, спиртные и прохладительные напитки и др.);
-предметы, особо значимые для несовершеннолетнего, связанные
с интересом к спорту, моделированию, популярной музыке и т. д. (боксерские перчатки, лыжи, фото-, радио- и видеоаппаратура, часы и пр.);
-предметы популярной молодежной моды (в связи с желанием
-выглядеть «стильно»);
-деньги и предметы женской бижутерии (зачастую по незнанию
принимаются за драгоценности).
Знание таких элементов
Не исключено, что у лица, производящего расследование, в зависимости от информации о субъекте преступного посягательства к началу осмотра места происшествия сложатся следующие следственные ситуации.
Следователь, приступая к
осмотру места происшествия, при
отсутствии информации о субъекте преступного
посягательства осуществляет его с
учетом разработанных
Подросток, подозреваемый
в совершении преступления, может
быть выявлен органами дознания до
начала осмотра места происшествия
и может быть получена информация
о его индивидуальных качествах
и признаках (физической силе, возрасте,
телосложении, дефектах походки, других
признаках внешности). В этом случае
следователь, специализирующийся на расследовании
дел о преступлениях
Результаты осмотра места происшествия могут использоваться для организации и проведения, параллельно выполняемых действий и мероприятий, а также для определения задач расследования, средств их решения, направлений расследования после осмотра места происшествия, составления плана как первоначальных, так и последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем расследовании результаты осмотра используются для проверки показаний обвиняемых и свидетелей.
3.2 Тактика допроса
при расследовании
По делам о преступлениях несовершеннолетних чаще, чем при расследовании преступлений, совершаемых взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков. Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего. В среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку обычно не умеют хранить тайну и испытывают непреодолимую потребность рассказать о взволновавших их событиях.
Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем.
Подготовка к допросу во многом определяет его успешность по любому делу, но особенно тщательной она должна быть в тех случаях, когда предстоит допрос несовершеннолетнего. В этой ситуации возникает необходимость в решении целого ряда специфических вопросов: как создать обстановку, которая бы менее травмировала допрашиваемого; кого пригласить для участия в допросе; с чего начинать выяснение тех или иных вопросов и как их сформулировать, чтобы они были понятны и вместе с тем не являлись бы наводящими.12
Допрос несовершеннолетнего является сложным в тактическом отношении следственным действием, требующим от следователя высокого профессионализма: серьезных юридических знаний, высокой культуры, знаний криминалистической тактики, психологии, логики, педагогики. Квалифицированное производство допроса требует не только знания закона и творческого его применения, но и житейского опыта, умения интерпретировать и варьировать различные меры воздействия на личность с учетом ее индивидуально-возрастных особенностей. Допрос - это искусство, требующее высокого мастерства и способностей.
Тактика допроса зависит
от многих особенностей, в частности,
от личности допрашиваемого (его возраста,
пола, образования, психических качеств,
темперамента и т. д.). При разработке
тактики допроса лиц, проходящих
по уголовному делу о преступлениях
несовершеннолетних, важное место занимает
оценка позиции допрашиваемого, его
отношение к расследуемому
К допросу каждого лица
следователь должен подходить индивидуально,
т. е. искать необходимый индивидуально-
В связи с изложенным возникает
потребность следователя в
Нужно помнить, что примитивизм и консервативность в отношении с несовершеннолетним может привести к отчуждению и непониманию, что влечет трудности и даже невозможность в установлении психологического контакта.
При проведении допроса по
делам о преступлениях
-характер ситуации допроса (конфликтная, бесконфликтная, смешанная);
-очередность допроса (первичный или повторный);
-стадия допроса (подготовительная, свободный рассказ, вопросно-ответная);
-процессуальное положение допрашиваемого (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый);
-особенности личности допрашиваемого, его психологическое состояние при допросе и др.
Подготовка к допросу определена особым процессуальным режимом ст. 424 УПК РФ. Ст. 425 УПК РФ детализирует предмет доказывания по делам несовершеннолетних и уголовно-процессуальные средства его установления. По каждому делу о преступлении несовершеннолетнего Должны быть допрошены оба родителя, его учителя, воспитатели, близкие друзья и другие лица, могущие дать нужные сведения. Изучение следственной практики свидетельствует, что показаниям родителей как важнейшему источнику информации о несовершеннолетнем, его поведении, связях причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, следователи не придают должного значения. Некоторые следователи ограничиваются допросом классного руководителя. Между тем известно, что у подростков, склонных к правонарушениям, по-разному складываются отношения с учителями, в связи, с чем целесообразно допросить и других педагогов, особенно тех, с кем у несовершеннолетнего сложились хорошие отношения, кто сможет дать о нем объективные показания. Если несовершеннолетний работал, то следует допросить его непосредственного руководителя, товарищей по работе.13
Информация о работе Методы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними