Основные подходы к определению понятия личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Значительное развитие теоретические исследования личности преступника в нашей стране получили, начиная с 60-х годов. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. Немало сделано в познании психологии преступника, обозначены важные системные подходы в ее изучении и объяснении в совокупности с преступным поведением. Личность преступника является носителем причин совершения преступления, поэтому успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано именно на личности преступника.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основные подходы к определению  понятия личности преступника

Значительное  развитие теоретические исследования личности преступника в нашей стране получили, начиная с 60-х годов. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. Немало сделано в познании психологии преступника, обозначены важные системные подходы в ее изучении и объяснении в совокупности с преступным поведением.

Личность  преступника является носителем  причин совершения преступления, поэтому успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано именно на личности преступника. Личность преступника является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.

В такой сфере, как преступление, человек  в первую очередь выступает в  качестве общественного существа, поэтому  является  носителем различных  форм общественной психологии, приобретенных  нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. В целом личность преступника представляет собой источник преступного поведения, его субъективную причину, предопределяет необходимость изучения всей совокупности социологических, психологических, правовых, медицинских (психиатрических) и других аспектов личности преступника.

Таким образом, личность преступника - это  совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.

Для определения понятия личности преступника  необходимо решить ряд специальных  вопросов, в частности: охватывает ли это понятие всех лиц, совершивших преступления, или только часть из них; какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать. Понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших  преступления.. Но у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников.

В общем, можно определить личность преступника как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Данное определение достаточно полно, так как охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно, и тех, кто виновен в преступной неосторожности.

Исследование проблем личности преступника, которая, как и любая личность, постоянно изменяется и развивается, можно условно разделить на три этапа:1) формирование личности преступника, личность в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления; 2) личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением; 3) личность преступника в период отбывания наказания.

Период  адаптации к новым условиям освобожденных  от наказания интересен в связи с возможностью совершения нового преступления, поэтому он может быть включен в первый этап.

Кроме этого возможна и такая классификация основных аспектов личности преступника, каждый из которых изучается обязательно с привлечением достижений и методов соответствующих наук. Основными аспектами являются: философский, социологический, психологический,  этический, экономический, демографический, правовой и психиатрический. Так, при изучении личности преступника могут быть использованы методики и достижения разных наук.

 

Методические аспекты составления  психологического портрета

преступника

Методика  построения психологического портрета основана на поведенческом анализе следов преступления, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.

Данная  методика создавалась как одно из средств борьбы с серийными убийцами. В отечественных архивах находятся  уголовные дела серийных убийц,  действия которых характеризуются  чрезвычайной опасностью: А. Чикатило убил 52 человека, А. Онуприенко - 52, Г. Михасевич – 36 и пр.

Как и в других странах, в России пришли к выводу, что некоторых лиц  невозможно установить и  уличить  в совершенном преступлении обычными способами, при помощи  оперативно-розыскных  мероприятий, или при проведении  следственных действий, или даже при использовании полиграфа.

Одним из основоположников метода составления  психопрофиля неизвестного преступника был специальный агент ФБР Джон Дуглас. Именно благодаря успешной работе Д. Дугласа и ряду других специальных агентов ФБР  (Р. Расслера, Р. Хэйзелвуда) метод психопрофилирования стал официально использоваться в ФБР и в 1984 году были созданы Центр психологии поведения (отдел бихевиористики) и единая национальная база данных – VICAP. 2

В нашей стране также осознавался  тот факта, что, например, «серийных» преступников, можно поймать, только  проанализировав место происшествия. Всем известный Чикатило А.Р. был  пойман в том числе с применением  метода составления психологического портрета преступника. В 1992 г. в МВД  России была принята программа проведения научно-практической разработки поисковых психологических портретов неизвестных преступников, совершающих серийные преступления против личности. В НИИ МВД РФ создали отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, основным объектом работы которого являются преступления, содержащие признаки серийности. Из работников ряда подразделений МВД, сотрудников Генеральной прокуратуры РФ и научно-исследовательских учреждений Минздрава была сформирована постоянно действующая рабочая группа. В ее состав наряду с работниками отдела НИИ вошли группы из отдела судебно-психиатрических экспертиз Федерального центра им. Сербского и лечебно-реабилитационного центра "Феникс" из Ростова-на-Дону. Программистами НИИ МВД разработана автоматизированная информационно-поисковая система (ЛИСП "Монстр"), предназначенная для анализа информации о серийных убийствах и использования при построении поисковых портретов неизвестных преступников. В 1994 г. введены в эксплуатацию созданные в ГИЦ ГУУР и НИИ МВД автоматизированные системы "Насилие" и "Досье" Федерального банка криминальной информации, предназначенные для сбора и первичного анализа необходимых поисковых сведений.

Построение  психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально  производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам. К примеру согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника:

1. Оценка самого преступления;

2. Подробная оценка специфических  особенностей места (мест) происшествия;

3. Подробный анализ жертвы (жертв);

4. Рассмотрение подробных отчетов  полиции;

5. Изучение протокола судебно-медицинского  вскрытия;

6. Разработка профиля с критическими  характеристиками подозреваемого  лица (лиц);

7. Предложения по следственной  стратегии на основании построенного  профиля личности.

  Выделено несколько подходов  к составлению психологического  портрета преступника.

Сравнительный или «статистический» подход к составлению  психологического портрета по следам на месте преступления основывается на использовании материалов по ранее расследованным преступлениям, аналогичным раскрываемому, которые способствовали задержанию, осуждению преступников и составлению на них статистически достоверных портретов. Этот же портрет ложится в основу рабочей версии о личности преступника и по аналогии используется в его розыске. Такой же метод активно применяется в практике розыскной и следственной деятельности полиции США, Англии, Голландии и некоторых других зарубежных стран. Применяется он и у нас.

Аналитико-психологический  подход разрабатывается в нашей  стране. Он ориентируется на вскрытие аргументированной связи признаков  личности преступника с признаками его поведения при совершении преступления. А. И. Анфиногенов рассматривает преступление как проявление целостной личности, а преступное событие - как психолого-криминалистическую систему, включающую в себя его элементы (время, место, орудие, жертву и др.) по признаку отношения преступника к каждому из них и их совокупности, предопределяющим сделанный преступником выбор. Личностно окрашенное отношение внешне проявляется в «индивидуальном действии», которое трактуется как действие, детерминированное уникальностью личности.

Алгоритм  разработки психологического портрета преступника, предложенный А. И. Анфиногеновым, включает три последовательных этапа:

  - криминалистическая реконструкция  механизма преступления;

  - психологическое выявление «индивидуального  действия»;

  - психологическая интерпретация  «индивидуального действия».

Таким образом, установление психологического (субъективного) содержания действий преступника, а также прояснение лежащих за ними побуждений позволяют аргументированно выдвинуть версию о признаках лица, совершившего преступление. В то же время необходимо признать, что существует риск получения искаженных результатов при анализе деликта методом «портретирования».

  Комплексный личностно-психологический  подход к составлению психологического портрета преступника. Суть его заключается не в противопоставлении двум описанным подходам, а в возможно более полном объединении их достоинств и устранении присущих им слабостей при большем акценте на психологические аспекты.

  Во-первых, с психологических позиций  обнаружение трудно обнаруживаемого всегда требует высокой концентрации и интенсивности внимания, нацеленности на поиск определенных объектов и признаков, при одновременном отключении от всего другого. Состояние и деятельность психики, обеспечивающие это, называются психологической установкой. Не имея внутренней установки на поиск психологических следов или занимаясь этим походя, следователь и его помощники не обнаруживают их. Не случайно в материалах уголовных дел и протоколах осмотров очень редко можно встретить что-то, что можно отнести к этим следам.

  Психологам известно, что общая  внутренняя установка («ищи лучше», «ищи внимательно», «старайся найти», «сделай все, но найди») намного  уступает конкретной («ищи это»). Поэтому юристу, решающему задачу поиска следов на месте преступления, для составления психологического портрета нужна конкретная внутренняя установка на поиск определенных психологических следов. Она может быть сформированной, если он специально ищет только их, не отвлекаясь на другое, и если ему известно, что искать.

  Во-вторых, нужно руководствоваться  программой поиска следов. В основе программы - психологический портрет преступника, состоящий из характеристик, которые в принципе, по опыту и по научным данным могут быть получены на основании следов на месте преступления. Исходя из отечественного и зарубежного опыта, существующих рекомендаций Генеральной прокуратуры и МВД России комплекс искомых следов включает;

  1) следы, характеризующие общие  признаки личности:

  • рост, телосложение, вес;

  • физическая сила и ловкость;

  • возраст;

  2) следы, характеризующие социально-демографический  облик:

  • пол;

  • возраст;

  • образованность;

  • национальность;

  • район жительства;

  • род занятий, профессия, уровень  квалификации;

  • семейное положение, наличие  детей;

  • опыт армейской службы;

  • опыт занятий спортом;

  • наличие криминального прошлого;

  3) следы собственно психологических  проявлений:

  • целей, мотивов, желаний,  потребностей;

  • морально-психологического облика: моральных качеств, ценностных  ориентаций, отношения к жизненными  материальным ценностям, к людям,  женщинам, детям;

  • волевых особенностей: целеустремленности, настойчивости, упорства, самообладания,  выдержки, смелости, дерзости;

  • психических состояний, их  характера и силы, степени напряженности,  тревожности, страха, аффективности;

  • интеллекта и его свойств,  умышленности и продуманности  действий, расчетливости, сообразительности,  хитрости, находчивости;

  • внимательности, наблюдательности, осмотрительности, бдительности;

  • психофизиологических качеств:  чувствительности, устойчивости к  риску, работоспособности, уравновешенности, скорости реакций;

  • характера и степени совершенства  общих знаний, навыков и умений;

  • опыта военной службы;

  • опыта занятий спортом;

  • индивидуальных привычек;

  • криминальных знаний, навыков,  умений, опыта;

  • знакомства с местом преступления  и его особенностями;

  • знакомства с потерпевшим  и их взаимоотношений. В соответствии  с индивидуальным опытом и  обоснованными соображениям юриста  возможно дополнение этой программы  другими позициями.

  В-третьих, эту типовую программу  поиска целесообразно конкретизировать, исходя из особенностей расследуемого преступления и типовых особенностей личности преступников, совершающих подобные преступления (насильников, убийц, воров, грабителей и др.), т. е. воспользоваться опытом «статистического подхода». Делается это на основе известных в криминологии и юридической психологии типовых данных о личности преступников. Это можно сделать, дополнив программу или выделив в ней то, что в первую очередь надо искать.

 

Задание 1

Возьмите любой из законодательных  актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически.

  1. последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического»  гражданина,

б) оценка и отношение к отдельным  положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное),

в) степень реального мотивирующего  и регулирующего влияния (будет  выполняться, не будет, трудно сказать).

2) что бы Вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?

Для выполнения этого задания рассмотрим положения Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся возможности взыскания денежной компенсации за причинённый моральный вред [2], так как обеспечение справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещение причинённого вреда является очень важным и затрагивает достаточно широкий круг граждан нашей страны.  В частности статьи 151 и 1099 ГКРФ устанавливают, что моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Информация о работе Основные подходы к определению понятия личности преступника