Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:19, контрольная работа
Значительное развитие теоретические исследования личности преступника в нашей стране получили, начиная с 60-х годов. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. Немало сделано в познании психологии преступника, обозначены важные системные подходы в ее изучении и объяснении в совокупности с преступным поведением. Личность преступника является носителем причин совершения преступления, поэтому успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано именно на личности преступника.
Основные подходы к
Значительное развитие теоретические исследования личности преступника в нашей стране получили, начиная с 60-х годов. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. Немало сделано в познании психологии преступника, обозначены важные системные подходы в ее изучении и объяснении в совокупности с преступным поведением.
Личность преступника является носителем причин совершения преступления, поэтому успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано именно на личности преступника. Личность преступника является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.
В такой сфере, как преступление, человек в первую очередь выступает в качестве общественного существа, поэтому является носителем различных форм общественной психологии, приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. В целом личность преступника представляет собой источник преступного поведения, его субъективную причину, предопределяет необходимость изучения всей совокупности социологических, психологических, правовых, медицинских (психиатрических) и других аспектов личности преступника.
Таким образом, личность преступника - это совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.
Для определения понятия личности преступника необходимо решить ряд специальных вопросов, в частности: охватывает ли это понятие всех лиц, совершивших преступления, или только часть из них; какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать. Понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших преступления.. Но у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников.
В общем, можно определить личность преступника как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Данное определение достаточно полно, так как охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно, и тех, кто виновен в преступной неосторожности.
Исследование проблем личности преступника, которая, как и любая личность, постоянно изменяется и развивается, можно условно разделить на три этапа:1) формирование личности преступника, личность в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления; 2) личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением; 3) личность преступника в период отбывания наказания.
Период адаптации к новым условиям освобожденных от наказания интересен в связи с возможностью совершения нового преступления, поэтому он может быть включен в первый этап.
Кроме этого возможна и такая классификация основных аспектов личности преступника, каждый из которых изучается обязательно с привлечением достижений и методов соответствующих наук. Основными аспектами являются: философский, социологический, психологический, этический, экономический, демографический, правовой и психиатрический. Так, при изучении личности преступника могут быть использованы методики и достижения разных наук.
Методические аспекты
преступника
Методика построения психологического портрета основана на поведенческом анализе следов преступления, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.
Данная
методика создавалась как одно из
средств борьбы с серийными убийцами.
В отечественных архивах
Как и в других странах, в России пришли к выводу, что некоторых лиц невозможно установить и уличить в совершенном преступлении обычными способами, при помощи оперативно-розыскных мероприятий, или при проведении следственных действий, или даже при использовании полиграфа.
Одним из основоположников метода составления психопрофиля неизвестного преступника был специальный агент ФБР Джон Дуглас. Именно благодаря успешной работе Д. Дугласа и ряду других специальных агентов ФБР (Р. Расслера, Р. Хэйзелвуда) метод психопрофилирования стал официально использоваться в ФБР и в 1984 году были созданы Центр психологии поведения (отдел бихевиористики) и единая национальная база данных – VICAP. 2
В
нашей стране также осознавался
тот факта, что, например, «серийных»
преступников, можно поймать, только
проанализировав место
Построение психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам. К примеру согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника:
1. Оценка самого преступления;
2.
Подробная оценка
3. Подробный анализ жертвы (жертв);
4.
Рассмотрение подробных
5.
Изучение протокола судебно-
6.
Разработка профиля с
7.
Предложения по следственной
стратегии на основании
Выделено несколько подходов
к составлению
Сравнительный или «статистический» подход к составлению психологического портрета по следам на месте преступления основывается на использовании материалов по ранее расследованным преступлениям, аналогичным раскрываемому, которые способствовали задержанию, осуждению преступников и составлению на них статистически достоверных портретов. Этот же портрет ложится в основу рабочей версии о личности преступника и по аналогии используется в его розыске. Такой же метод активно применяется в практике розыскной и следственной деятельности полиции США, Англии, Голландии и некоторых других зарубежных стран. Применяется он и у нас.
Аналитико-психологический
подход разрабатывается в нашей
стране. Он ориентируется на вскрытие
аргументированной связи
Алгоритм разработки психологического портрета преступника, предложенный А. И. Анфиногеновым, включает три последовательных этапа:
- криминалистическая
- психологическое выявление «
- психологическая интерпретация «индивидуального действия».
Таким образом, установление психологического (субъективного) содержания действий преступника, а также прояснение лежащих за ними побуждений позволяют аргументированно выдвинуть версию о признаках лица, совершившего преступление. В то же время необходимо признать, что существует риск получения искаженных результатов при анализе деликта методом «портретирования».
Комплексный личностно-
Во-первых, с психологических позиций
обнаружение трудно
Психологам известно, что общая
внутренняя установка («ищи
Во-вторых, нужно руководствоваться программой поиска следов. В основе программы - психологический портрет преступника, состоящий из характеристик, которые в принципе, по опыту и по научным данным могут быть получены на основании следов на месте преступления. Исходя из отечественного и зарубежного опыта, существующих рекомендаций Генеральной прокуратуры и МВД России комплекс искомых следов включает;
1) следы, характеризующие общие признаки личности:
• рост, телосложение, вес;
• физическая сила и ловкость;
• возраст;
2) следы, характеризующие
• пол;
• возраст;
• образованность;
• национальность;
• район жительства;
• род занятий, профессия,
• семейное положение, наличие детей;
• опыт армейской службы;
• опыт занятий спортом;
• наличие криминального
3) следы собственно
• целей, мотивов, желаний, потребностей;
• морально-психологического
• волевых особенностей: целеустремленности, настойчивости, упорства, самообладания, выдержки, смелости, дерзости;
• психических состояний, их характера и силы, степени напряженности, тревожности, страха, аффективности;
• интеллекта и его свойств,
умышленности и продуманности
действий, расчетливости,
• внимательности, наблюдательности, осмотрительности, бдительности;
• психофизиологических
• характера и степени
• опыта военной службы;
• опыта занятий спортом;
• индивидуальных привычек;
• криминальных знаний, навыков, умений, опыта;
• знакомства с местом
• знакомства с потерпевшим
и их взаимоотношений. В
В-третьих, эту типовую
Задание 1
Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически.
а) понятность для «среднестатистического» гражданина,
б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное),
в) степень реального
2) что бы Вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?
Для выполнения этого задания рассмотрим положения Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся возможности взыскания денежной компенсации за причинённый моральный вред [2], так как обеспечение справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещение причинённого вреда является очень важным и затрагивает достаточно широкий круг граждан нашей страны. В частности статьи 151 и 1099 ГКРФ устанавливают, что моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Информация о работе Основные подходы к определению понятия личности преступника