Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
- способности осуществлять нравственный самоконтроль;
- самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять, необходимо знать, что нарушено. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Да и требуется ли ее исправление? Ряд базовых психических качеств личности преступника следует не исправлять, а заново формировать. Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.
Введение
1. Предмет, задачи, методы и история создания исправительной (пенитенциарной) психологи.
2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Предмет, задачи, методы
и история создания
2. Психологические аспекты
проблемы наказания и
Заключение
Список литературы
Введение
Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных. Взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
- способности осуществлять нравственный самоконтроль;
- самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять,
необходимо знать, что нарушено. Без
квалифицированной
1.Предмет, задачи, методы и история создания исправительной (пенитенциарной) психологии
Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных. Взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius -- покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.
Предмет изучения пенитенциарной
психологии составляют факты, закономерности
и механизмы проявлений психики
у отдельных осужденных, социально-психологические
явления в их среде, а также
эффективность средств
Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др).
Одной из первых отечественных работ, в которых глубоко раскрыты проблемы пенитенциарной психологии, является книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925). Автор образно раскрывает предмет своего исследования: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта, интересует автора настоящих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней». Свою задачу он видел в изучении влияния лишения свободы на психику и поведение осужденных.
В современной пенитенциарной
науке феномен наказания в
виде лишения свободы
Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и ТА.
Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности. Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях. Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных. При этом актуальность применения именно психолого-педагогических методов в воспитательной работе впервые определена в новом (1996 г.) Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В периодических изданиях и в научных публикациях порой ставится под сомнение правомочность отнесения законодателем (ст. 9 УИК РФ) режима к одному из основных средств исправления осужденных (наряду с трудом, воспитательной работой, обучением и общественным воздействием). Но опыт и исследования показывают, что режим является таким средством, когда все его функции согласованы между собой и проявляются в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных. Если же между функциями имеются противоречия или дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функции над воспитательной и как результат -- применение преимущественно одного вида санкций -- водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личность последнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее, к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основу нового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения (ст. 8 УИК РФ). Объяснить подобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарных учреждений профессиональной деформации личности («репрессивный уклон») либо отсутствием у них должной психологической компетентности.
Дифференциация и
В связи с изучением
зарубежного пенитенциарного
-психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;
-разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;
-осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными акцентуациями;
-разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;
-всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.
Меры превенции, реализуемые
в местах лишения свободы, базируются
на создании в процессе исполнения
наказаний таких условий и
такого «психологического климата»,
которые должны исключать или
в значительной мере затруднять совершение
осужденными новых
1)что непосредственно
воздействуют на осужденных (воспитательный
процесс и его методы, личность
воспитателя и организация
2)факторами факультативного
характера (поддержание тесной
связи с семьей, увлечение самодеятельным
творчеством и
Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.
Методы пенитенциарной психологии. Деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач - исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного - формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.
Основная особенность воспитательной деятельности ИУ - трудновоспитуемость осужденных. Сам факт определения индивида в ИУ свидетельствует о наличии у него глубоких социально-психологических дефектов, личностных аномалий. Для ресоциализации личности сотрудники ИУ должны знать личностные особенности каждого осужденного. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.
Без индивидуально направленной
системы воспитательных воздействий
ИУ не могут решать поставленных перед
ними задач. Успех индивидуально-
Источники получения информации о личности и методы ее изучения:
- изучение материалов личного дела осужденного и иных документов;
- ознакомление с автобиографией и характеристикой, данной различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела;
- выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведение в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей;
Информация о работе Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников