Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
- способности осуществлять нравственный самоконтроль;
- самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять, необходимо знать, что нарушено. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Да и требуется ли ее исправление? Ряд базовых психических качеств личности преступника следует не исправлять, а заново формировать. Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.
Введение
1. Предмет, задачи, методы и история создания исправительной (пенитенциарной) психологи.
2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.
Заключение
Список литературы
- объективное и включенное наблюдение
- получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности
- особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые места» психики, зоны повышенной чувствительности.
- изучающая беседа (метод опроса)
- получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности.
- общаясь с осужденным, воспитатель должен знать, где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;
- наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства;
- в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление и т.д.
- Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования - ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.
- Анализ данных о психических особенностях личности - интеллектуальных особенностях (уровень интеллектуальных возможностей, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (особенности принятия решений, их транзитивность или нетранзитивность, самостоятельность и настойчивость реализации, сфера импульсивных проявлений, преобладающие эмоциональные состояния, склонность к аффективному поведению).
- Анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).
Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентаций и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.
Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и, по существу, делает человека неспособным к последующей жизни на свободе. В этих условиях возникает почти необратимый процесс регресса личности.
Опасно длительное содержание человека в условиях толпы - социально неорганизованной общности. В таких условиях формируется и прочно закрепляется анемический, нигилистический тип поведения - укрепляется социальная отчужденность, поведение переходит на эмоционально-импульсивный уровень регуляции. Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как такую его организацию, при которой наказание не вытравляло бы в наказуемом его человеческие качества, не подавляло бы в нем веру и надежду в возможность быть полноценным членом общества.
Опыт некоторых ИУ показывает,
что даже при существующей правовой
регламентации режима возможны некоторые
его улучшения: оборудование локальных
зон и изолированных участков
для небольших групп
Общество не должно уповать лишь на жесткие условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Не менее важна его попечительская деятельность. Добро и милосердие всегда берут верх над мстительностью и жестокостью. Нельзя злом победить зло. Воссоздать в человеке человеческое можно лишь человеческими способами. Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных жизненных условиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения - ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.
Наибольшая вероятность
«срыва» - совершение повторного преступления
- приходится на первый год после
освобождения. Этот год должен быть
годом социальной реабилитаций освобожденного
с соответствующим социально-
2.Психологические аспекты
проблемы наказания и
В правовой доктрине наказанием считается особая мера государственного принуждения, сопровождающаяся лишением осужденного определенных благ, за совершенное преступление (Юридический энциклопедический словарь, М., 1984, С. 181). Кара считается синонимом наказания (Там же, С. 135). На такой «теоретической» основе строится процесс перевоспитания преступников. Между тем понятия наказания, кары, раскаяния - фундаментальные психолого-этические проблемы, глубокая ориентация в которых необходима каждому юристу.
Наказание - отрицательная
социальная санкция, возникающая как
следствие допущенной индивидом
или социальной группой провинности,
правового нарушения и
«Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым» (Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома, Сп.б., 1894., С. 16). Поведение человека определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствам. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств, тем меньше он просчитывает вредные последствия выгодного ему (с его точки зрения) деяния. Награды и кары управляют поведением человека, считает известный социолог Питирим Сорокин (Сорокин П. Человек, цивилизация, общество, М., 1992).
Одно и то же наказание,
одна и та же награда по-разному
действуют на разных людей. Различные
награды и наказания имеют
различное мотивационное
«Стрелять их надо! Тогда будет порядок» - нередко слышим мы из уст даже почтенных ученых мужей - такова школа социалистического воспитания. Чем в тюрьме им хуже, тем обществу лучше - такова распространенная обывательская мудрость. И тюрьма старается... Она прикладывает максимум малограмотных усилий, чтобы убить в осужденном остатки его человеческой сущности. Лавинообразный рост преступности окончательно заглушает даже робкие призывы к милосердию и гуманности в отношении преступников. Окончательно предается забвению вековая мудрость: воссоздать в человеке человеческое можно только человеческими способами. Звериное же воздействие формирует в человеке зверя. Нравственно лишь то наказание, которое направлено на предотвращение совершения преступником новых преступлений (и с этой целью он ограничивается в свободе) и создает условия для исправления виновного. Ограничение в свободе - это не мера исправления. Это время отставки преступника от его возможной преступной деятельности, в течение которого должны быть изысканы средства, созданы условия для его исправления. (Поскольку преступника нельзя исправить его смертью, то и смертную казнь нельзя рассматривать как наказание.)
На вопрос: что такое
исправление - словари не дают ответа.
На наш взгляд, исправить преступника
- это значит видоизменить те его
психические качества, которые детерминировали
его преступное поведение. И эта
сложнейшая задача требует
Раскаяние - искреннее самоосуждение, провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое самопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, - а не чистосердечного раскаяния не бывает - обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление. Раскаяние - психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
Ш способности осуществлять нравственный самоконтроль;
Ш самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять,
необходимо знать, что нарушено. Без
квалифицированной
Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.
Пенитенциарная парадигма (основоположение) состоит в исправлении преступника путем побуждения его к самоанализу и самоосуждению, к наложению им наказания на самого себя с последующим катарсисом (очищением). Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения - лишь повод, условие для принятия ею своих решений.
Преступность нельзя искоренить лишь массовыми облавами и захватами. Но ее можно значительно уменьшить изменением условий ее порождающих, и изменением всей структуры и методики работы исправительных учреждений.
Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной. Невозможно поэтому осуществить классификацию кар по степени их жестокости.
Самая действенная кара - глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности. В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения - преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался». Барьер нравственного самоанализа преступника - это основной барьер на пути его ресоциализации. Практике же ИТУ понятия личной перестройки, а тем более понятие покаяния малознакомо.
Покаяние, понимаемое как
обретение личностью
Информация о работе Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников