Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
- способности осуществлять нравственный самоконтроль;
- самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять, необходимо знать, что нарушено. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Да и требуется ли ее исправление? Ряд базовых психических качеств личности преступника следует не исправлять, а заново формировать. Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.
Введение
1. Предмет, задачи, методы и история создания исправительной (пенитенциарной) психологи.
2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.
Заключение
Список литературы
Кризис нравственного
самоанализа - это не только индивидуальный
порок. Эта психическая
Стратегическая задача ИТУ - оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга, ничем не искорени-мое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению, подчинению «закону». Тюремные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. Тюрьма (читатель понимает, что под этим собирательным понятием мы подразумеваем все места лишения свободы, в том числе и те, которые фарисейски называются лагерями) переполнена теми униженными «опущенными», которые наказаны так неизмеримо жестоко, что худшей кары вообразить невозможно.
Эта иерархия тюремного сообщества,
конечно, известна администрации. Нередко
она используется для «эффективности»
управления. Отсюда нежелание администрации
к дифференцированному
Назначая наказание, суд
не интересуется тем, где и как
оно будет исполняться. Между
тем лишение свободы в наших
условиях стало лишением человека последней
возможности его
И для того чтобы современные ИТУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходима принципиальная их реорганизация, переподчинение их более гуманитарно компетентным органам, насыщение их психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключен здесь ритуал и церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий).
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИТУ можно указать следующие:
Ш психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
Ш разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
Ш осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психологической защиты;
Ш разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
Ш всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положи тельной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации.
Заключение
Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.
Между тем понятия наказания,
кары, раскаяния - фундаментальные психолого-
Наказание - отрицательная
социальная санкция, возникающая как
следствие допущенной индивидом
или социальной группой провинности,
правового нарушения и
Искупление - психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью.)
Раскаяние - искреннее самоосуждение, провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое самопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, - а не чистосердечного раскаяния не бывает - обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление. Раскаяние - психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.
В настоящее время в связи со вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология - наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности.
Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентаций и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.
Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации.
Список литературы
1.Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.
2.Бондаренко Т. А.
3.Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.
4.Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.
5.Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6.Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
Информация о работе Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников